«ЧАЙКА» С БЕРЕГОВ ДНЕПРА

Николай СТАРОДЫМОВ

Заранее провидеть, к каким последствиям приведёт то или иное действие, дано далеко не каждому. А уж представить его побочные явления – дело чаще всего и вовсе уж немыслимое!

В самом деле, кто бы мог выстроить такую цепочку причинно-следственных звеньев! Паводок на Днепре в 1998 году потребовал увеличенного сброса воды на плотине Запорожской ГЭС, в результате чего мощный поток снёс вековые отложения песка и ила, из-за чего ниже по течению обнажилась корма невесть когда затонувшего  здесь судна, да к тому же она, корма, попала на глаза подводному археологу, который сумел распознать в этой детали корпуса поистине уникальный памятник старины!.. Как интрига?

Находке – два с половиной столетия

Между тем, так оно и было. У легендарного острова Хортица на дне Днепра специалисты обнаружили останки не менее легендарной казацкой «чайки». Причём, останки в отличном состоянии – насколько, конечно, позволительно это сказать о корабле, пролежавшем на дне четверть тысячелетия! Только ведь для археологов, которые привыкли иметь дело с веками, понятие «степень сохранности» заметно отличается от того, к которому привыкли мы, простые обыватели…

Итак, сначала о «чайке». Это относительно небольшое 24-вёсельное судно, способное ходить как по реке, так и по морю. Его параметры: длина 17,5 метра, высота бортов 3,5, команда до 50 человек. На таких утлых судёнышках по Чёрному морю ходили дружины князей Олега и Святослава. Наверное, не будет ошибкой назвать их русско-черноморским родичем скандинавских драккаров.

В XVII веке, когда Россия, выкарабкавшись из трясины Смуты, начала раздвигать свои границы на Юг, возникла насущная потребность в том, чтобы на крупных реках иметь флотилии из судов, способных ходить как по самим рекам, так и выходить в открытое море, хотя бы в каботажное плавание. Вот тут-то и вспомнились традиции строительства «чаек» – традиции, которые запорожцы не только не утратили, но и сберегли и даже совершенствовали. Они мало чем отличались от своих знаменитых предков, только вооружены были уже малокалиберными артиллерийскими орудиями (или наоборот, крупнокалиберными ружьями), фальконетами.

Так уж устроена человеческая цивилизация, что на роль великой державы может претендовать только государство, имеющее выход к морю. Причём, не просто к морю, а к тёплому, не замерзающему морю. Для России таким морем на протяжении веков являлось море Чёрное, некогда известное Европе как Русское. К тому же историческая память хранила и лелеяла сведения о некогда могучем Тьмутараканском княжестве, о Черноморской Руси…

Короче говоря, по мере усиления России, она всё упорнее стремилась к вожделенному Чёрному морю, старалась взять под контроль устья впадающих в него рек. Особенно эта борьба разгорелась при Петре I и его наследниках.

Однако путь через Дикую степь для сухопутных армий был чрезвычайно тяжёл. Это сегодня бескрайние просторы Южной Украины радуют глаз ухоженными полями и благоустроенными сёлами. Такими эти края стали благодаря отвоевавшему их русскому штыку и солёному поту трудолюбивого украинского крестьянина. Между тем, всего-то три столетия назад даже просто преодолеть Дикое поле представляло немалую трудность. А уж для войска…

Показателен такой факт. Летом 1738 года российский полководец Христофор (Бурхард) Миних (Мюнних) отправился к Днестру с войском, в котором было 55 тысяч человек и 40 тысяч повозок с припасами. Однако отсутствие достаточного количества источников воды привёл к провалу похода. Засушливая степь и сама представляла собой серьёзное препятствие. При этом крымские татары при необходимости выжигали её и тогда безводные просторы становились и вовсе трудно преодолимыми.

И ещё одно обстоятельство необходимо учитывать. Прибрежные турецкие крепости трудно было штурмовать с суши, потому что их всегда могли поддержать морские суда.

Короче говоря, было очевидно, что для успешной войны с Турцией и Крымом за право свободного плавания по Чёрному морю, необходим флот. В Донском бассейне корабли строились в Воронеже. Ну а на Днепре – на острове Хортица. Здесь на верфях за короткий срок были изготовлены сотни судов – бригантин, галер, кончебасов, а также казацких «дубов» и «чаек». Вся эта огромная флотилия приняла участие в Русско-турецкой войне 1735-1739 годов – в осаде Очакова и в поддержке действий отряда генерала Ласси в Крыму.

Как известно, та война не принесла России желаемых результатов. Самое главное – она не получила вожделенного выхода в море. Решение этой задачи откладывалось на будущее.

А пока многочисленная днепровская флотилия вынуждена была вернуться на свою базу – на остров Хортица. Где часть её и оказалась погребённой под слоем песка и ила. Вроде как осенью недосмотрели и суда оказались вмёрзшими в лёд, или же паводком их унесло… Наверное, тут всё проще. Просто не нужна стала в таком количестве, вот и недосмотрели…

Музею судоходства на Днепре – быть?

И вот наступил 1999 год. Украинские подводные археологи сразу поняли, сколь ценный экспонат покоится на дне балки Наумовской на десятиметровой глубине. Было решено поднять «чайку» и сделать первым и центральным экспонатом музея судоходства (или казацкого судостроения), который задумали создать энтузиасты. И они приступили к реализации своего замысла.

История подводной археологии знает не так много случаев, когда принималось решение поднять на поверхность некогда затонувшее деревянное судно. Потому не будет преувеличением сказать, что каждая такая операция – уникальна, потому что неповторима.

Так было и здесь. Обнаружили останки корабля аквалангисты Максим Остапенко и Валерий Нефёдов. Понятно, что они, равно как и их коллеги-энтузиасты, загорелись идеей поднять замечательную находку на поверхность. Но как это сделать?

Насколько было бы труднее и скучнее жить на белом свете, если бы миром правили только прагматики! К счастью, это не так. Даже в самые трудные времена обязательно находятся люди, в душах которых не угасает огонёк романтизма, стремления что-то сделать не корысти ради, а ради красоты, ради будущего!..

Такие неравнодушные люди нашлись на Запорожском алюминиевом комбинате. Здесь взялись изготовить всё необходимое для подъёма судна оборудование. Причём, работы велись во внеурочное время, в выходные дни… Водолазы в это время пробивали под днищем «чайки» траншеи, в которые заводили эластичные фалы. А археологи тщательно, скрупулёзно исследовали дно реки, чтобы максимально собрать всё, что представляет собой научный и исторический интерес.

Операция по подъёму состоялась 13 октября 1999 года. Конструкторы комбината потрудились на славу. «Чайку» подняли, поместили на специальный понтон,  а затем отбуксировали к берегу.

Здесь она попала в руки людей: реставраторов (заботливые) и любителей сувениров (мародёров – не будет большим преувеличением их так назвать). Чтобы уберечь судно, приходилось спешить. Проблема в том, что дерево, столько времени пролежавшее на дне, оказавшись на воздухе, по мере высыхания, может попросту рассыпаться в труху. Потому археологи заблаговременно запаслись специальным консервантом (его потребовалось целых десять тонн), которым и обработали борта, шпангоуты, палубу… Дело это очень непростое и очень ответственное. Особый полимер – полиэтиленгликоль – обладает уникальным свойством растворяться в воде и затвердевать по мере её испарения. Таким образом, проникая во все поры древесины, где имеется влага, полимер заменяет её, затвердевает и становится своего рода лаком.

Ну а параллельно, как уже сказано, приходилось бороться и с воришками, желавшими поживиться за счёт старины, которые старались то выдрать стародавний гвоздь из обшивки, то дощечку на память отломить… В конце концов «чайку» пришлось помещать на особо охраняемую территорию этнографического театра «Запорожские казаки».

Почти десять лет потребовалось на то, чтобы  отреставрировать «чайку». Украинские специалисты пошли по оригинальному пути. Они сделали один борт цельным и аккуратным, каким он и был в те времена, когда рассекал днепровские и черноморские волны. А с другой стороны борт остался в том виде, каким его впервые увидели археологи – здесь тянется стройный ряд шпангоутов, видно внутреннее устройство судна.

В том же специально выстроенном для будущего музея ангаре располагается всё, что найдено археологами на дне вокруг «чайки». Это пистоли, ядра, мушкет со штыком, части такелажа и инструменты, а также трубки-«люльки», другие предметы быта воинственных казаков. Оказалась здесь и вовсе уж уникальная находка – стеклянное ядро-граната с пороховым зарядом и фитилём внутри… Павильон входит в комплекс Национального заповедника «Остров Хортица». Со временем планируется экспозицию музея дополнить поднятым фрагментом бригантины, а также лодкой, известной как «казацкий дуб», также найденными здесь же, рядом с островом.

Было бы несправедливо обойти молчанием названия организаций и имена людей, благодаря усилиям которых восстановленную «чайку» сегодня может увидеть любой желающий. Это руководство Национального заповедника «Остров Хортица» в лице Дмитрия Кобалия, Культурного центра «Хортица» (Валерий Козырев), благотворительный фонд «Допомога» (Алексей Кучеренко), и конечно же Запорожский алюминиевый комбинат (Иван Бастрыга). К тому же логично вспомнить имена Георгия Шаповалова (ныне директор Краеведческого музея) и Евгения Спинова, которые ещё в далёком 1971 году создали в Запорожье Экспедицию подводных археологических работ – это их последователи сегодня совершают на дне Днепра такие замечательные находки.

…Некогда великий Эзоп заметил: Одна ласточка весны не делает. Что ж, будем надеяться, что эта поговорка относится исключительно к ласточкам, а не к птицам рукотворным. И что за казацкой «чайкой»  в новооткрывшемся музее будут появляться новые и новые экспонаты.

(Материал подготовлен по заказу журнала «Музеи» и опубликован в №1 2010 года).