ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ им. Э. ВОЙНИЧ

В московской библиотеке №91, которая носит имя Этель Лилиан Войнич, состоялась встреча писателя Николая Стародымова с читателями (см.: http://starodymov.ru/?p=28462 ). И прошла эта встреча, надо признаться, на мой взгляд, не слишком успешно.

Но прежде отмечу, что само по себе помещение библиотеки просто замечательно. Я такой читальни, в которой всё изначально подчинено общей идее хранения и доступности книг, возможности тут же в комфорте почитать, ранее просто даже не представлял.

Заведующая библиотекой Вера Соколова провела по залам вверенного её попечению учреждения, рассказала об особенностях его функционирования.

Что бросилось в глаза, это то, что в помещениях оказалось немало молодых людей. Оказалось, что библиотека служит своего рода клубом для молодёжи района. Здесь они встречаются, проводят время в тепле и уюте… Да, не все из них читали – далеко не все. Однако ж хочется верить, что само по себе пребывание в окружении книг воздействует на подрастающее поколение благотворно. Да и в любом случае, пусть ребята лучше «тусуются» здесь, чем (тут каждый вправе предложить свои варианты гипотетической ситуации, где они могли бы коротать досуг, особенно с учётом студёного ноябрьского ветра: http://starodymov.ru/?p=28433 ).

Так что аудитория на встрече подобралась в основном молодёжная. Поскольку я изначально ориентировался на люд постарше, пришлось по ходу дела перестраивать своё выступление.

И, наверное, не очень попал в тональность.

Каждому поколению понятней свой язык – это аксиома. (например: http://starodymov.ru/?p=28328 )

Сначала я предельно коротко рассказал о себе (см.: http://starodymov.ru/?page_id=1957 ), о своей службе, о журналистской, а затем писательской деятельности (см.: http://starodymov.ru/?page_id=2323 )… О тенденциях современной литературы говорить, вполне естественно, не стал.

И решил поговорить об отечественной истории, о тех событиях, которые описываются в исторической литературе.

Я рассудил, что для данной публики интереснее будет разговор о персоналиях известных, однако выходящий за рамки того, что изучается в школе. Но на лицах собравшихся особого интереса не разглядел. Почему так получилось? Ответ пришёл позже – и он буквально поставил меня в тупик.

Я рассказывал об Иване Грозном (см.: http://starodymov.ru/?p=795 ). О Борисе Годунове и его детях (см.: http://starodymov.ru/?p=16461 ). Об Иване Воейкове и Петре Головине (см.: http://starodymov.ru/?p=27267 ). О походе стрелецкого войска на Кавказ (см.: http://starodymov.ru/?p=28189 ). Об Александре II (см.: http://starodymov.ru/?p=26293 ). О Николае Дмитриевиче Артамонове (см.: http://starodymov.ru/?p=357 ). О Яне Виткевиче (см.: http://starodymov.ru/?p=321 )… При этом я ведь старался говорить о связанных с ними событиях, которые, на мой взгляд, должны бы заинтересовать  аудиторию: о любви, о дворцовых интригах, о разведке, о коварстве…

Поверьте:  неплохо рассказывал!

А ребята откровенно скучали…

Потом, позднее, я сообразил, что если бы упор сделал не на глубоком прошлом, а, скажем, на Афганской войне, или поговорил о перманентом кавказском конфликте, быть может, хоть это пробудило бы в ком-то интерес… Но вот не получилось.

А в конце один юноша задал вопрос, который мне всё объяснил… И поверг в уныние.

Ведь всего этого, о чём я говорил, нет в учебниках истории – заметил молодой человек… Я начал что-то говорить, что, де, это и в самом деле выходит за рамки программы, потому нужно читать и постигать (см.: http://starodymov.ru/?p=22400 )… Однако оказалось, что суть вопроса состояла в ином! Юноша спрашивал: а зачем это всё знать, если такого вопроса нет в ЕГЭ?.. (В развитие тесы: http://starodymov.ru/?p=22395 )

Вот после этого я окончательно увял.

Я уже неоднократно писал о том, что не в силах ответить вопрос, зачем человеку нужны отвлечённые знания – по истории, по географии, по философии… Для меня, для большинства людей моего поколения эти знания естественны, и вопрос «зачем они нужны», просто не стоял. (см.: http://starodymov.ru/?p=20635 ) А современные ребята задаются иным вопросом: зачем нужно знать то, что не приносит практическую пользу, зато можно подглядеть в гаджете? (см.: http://starodymov.ru/?p=28378 )

И я не знаю, что по этому поводу сказать.

Тот мой юноша-собеседник сказал, что что-то слышал про Бориса Годунова, а остальные персонажи, которых я упоминал,  ему неизвестны. Ну а остальные собравшиеся даже в этом посыле его не поддержали – то ли вообще ничего не знали, то ли (что более вероятно) попросту темой не интересовались.

Льщу себя надеждой, что хоть у кого-то из ребят из моего рассказа что-то осталось в памяти, глядишь, кто-то чем и заинтересуется из услышанного.

Со взрослыми участниками встречи диалог какой-никакой состоялся. Мы поговорили о современной литературе документальной (например: http://starodymov.ru/?p=26103 ). О книгах по т.н. «альтернативной истории» (апример: http://starodymov.ru/?p=21749 ). О казачестве (см.: http://starodymov.ru/?p=24782 ), и об освещении темы в современной литературе…

Итого. Встреча состоялась. Считаю, что выступил я вроде как довольно неплохо. Однако на одну волну с молодёжной аудиторией попасть не смог. На будущее вывод для себя сделал. А пока… Утешимся тем, что не слишком удачный опыт тоже нужен.

Повторюсь. Всё равно верю, что хоть кто-то из ребят, а заинтересовался судьбами людей, о которых шла речь. Быть может, и захочет этот кто-то что-то про кого-то почитать… И если это так (а я искренне верю в это), значит, встреча всё же прошла не даром.