И СНОВА – О ЗАПИСОЧКАХ В МОНАСТЫРИ

Некоторые мысли о сомнительной, на мой взгляд, традиции

В принципе, я на эту тему уже писал (например: http://starodymov.ru/?p=19090 ). Однако вот захотелось ещё поделиться.

Любой человек, хоть как-то причастный к православию, поймёт, о чём идёт речь.

Вот скажите, друзья мои, какая принципиальная разница, в каком храме подавать (сиречь оплачивать) записочки для того, чтобы священник помолился за какого-то человека?..

- Этот храм намоленный, там молитва сильнее!..

Но тогда, по логике, получается, что если человек молится в чистом поле, его Господь совсем не слышит?.. (Об этом же: http://starodymov.ru/?p=26078 )

Выходит, существует территориальная градация, откуда молитва доходит до адресата гарантированнее?..

И как сама по себе молитва может быть сильнее или слабее?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=27785 )

На мой взгляд, сила молитвы заключается в степени искренности молящегося, в готовности его души к общению с Небесами! (см.: http://starodymov.ru/?p=26896 )

- Если в течение какого-то времени совершить паломничество по четырём монастырям, то молитва будет услышана!..

Я понимаю, что монастырям, да и самому социальному институту, имя которому Церковь, такие паломничества, такие слухи выгодны. Монастырям!.. А Богу?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=10811 )

Те же записочки, переданные через третьи-четвёртые руки в храм… Вот объясните: почему записочка, попавшая в руки монаха таким сложным путём, принесёт пользы больше, чем если человек сам принесёт её в близлежащую приходскую церквушку?..

Просто представить себе картину… Монах известного монастыря, в котором служба поставлена на поток, весь быт которого ориентирован на обслуживание туристов, скороговоркой читает длиннющий список имён, поданных в обитель приезжими. А вот – приходской священник, который знает своих прихожан, и молится во исполнение просьбы конкретных людей, которых он знает лично… Неужто первая молитва и в самом деле окажется действеннее?..

Я скажу даже больше! На мой личный взгляд, лучше бы человек пожертвовал толику денег именно близлежащему храму, как правило, не слишком богатому (см.: http://starodymov.ru/?p=26826 ), чем отправлял её в модную обитель, в которую финансовый поток вливается куда более щедрый (см.: http://starodymov.ru/?p=19302 ).

И о том, как составляются такие записки, которые требуется передать в далёкую намоленную обитель.

Человек узнаёт, что кто-то из его знакомых отправляется в поездку куда-то в святое место. Этот человек садится, урвав минуточку между домашними делами (а то и вовсе развлечениями, не слишком сочетающимися со Священным писанием), присядет, набросает мимоходом несколько имён… И передаёт через кого-то паломнику: мол, передай там – я тебе денежку потом верну!

Какое-то механистическое общение с Богом получается, бюрократическое, формальное…

На мой взгляд, человек садящийся писать такую записочку, должен бы помолиться предварительно, сосредоточиться, провести ревизию своих настроения и помыслов… Внутреннее настроение создать соответствующее… И только тогда, отрешившись от земного, написать нужные имена, представляя при этом облик каждого, мысленно обращаясь к каждому, или же к его душе… Не так разве?..

То есть если коротко. Может ли бумажка, переданная в намоленный монастырь через третьи руки, заменить личную молитву верующего, пусть даже и в приходской церквушке? Бумажка – она и есть бумажка: кусочек целлюлозы с нанесёнными на неё буквами. Не более того!

Как-то лично для меня ответ очевиден.

А вот для многих и многих вроде как верующих – нет.

…Опять мне скажут, что я кощунствую, замахиваюсь на святое. Только разве ж в данном вопросе я покушаюсь?.. Ещё Эразм Роттердамский в своей работе «Похвала глупости» писал о схоластах, которые вроде как верующие, а сами книг священных не открывали (см.: http://starodymov.ru/?p=3538 )