МЫСЛИ О МОНАСТЫРЯХ

Сейчас я начну кощунствовать. Потому что с точки зрения религии любое сомнение в незыблемости хоть чего-то касаемо церкви является злостным покушением на её устои.

Однако за время круиза мы посетили десяток монастырей, и сомнения, которые сейчас выскажу, всё возрастали.

Дорогие граждане истинно верующие! Я знаю, насколько с вами трудно разговаривать в вопросах веры и церковного устройства. Но попробуйте развеять не меня, а мои сомнения. Я ж не враг вам, я только сомневающийся!

…Для чего существуют монастыри? Исторически – я знаю. Они становились форпостами веры в регионах, в которых христианство ещё недостаточно окрепло. Они выступали передовыми засеками на дальних подступах к рубежам государства, принимая на себя первые удары басурман. Они, в конце концов, служили прибежищами для людей, не согласных с существующим строем, являвшихся носителями протестных настроений, но которые не желали подаваться в нощные тати.

Эти иноки древности жили своим трудом, истово молились и столь же истово вкалывали во имя господа. Если они приносили в стены обители какую-то копеечку, то она шла на богоугодные дала, на строительство храмов или стен, на решение каких-то социальных задач.

Да, ещё в старые времена среди монастырей началось размежевание по доходам. Одни так и оставались прибежищем тружеников-бессребреников,  другие богатели, накапливали богатства, которые в какой-то момент становились излишними. Более того, некоторые обители являлись своего рода резервным хранилищем государства, в которых имелись запасы хлеба и золота на случай трудных времён.

Ну и не следует забывать, что времена были такие, что вера играла куда более значительную роль в жизни каждого человека.

Впрочем, я ведь не трактат об истории монастырей на Руси пишу. Я – о дне сегодняшнем.

Сейчас повсеместно идёт процесс возрождения монастырей. Более того, появляются новые обители, которых ранее не было вовсе. Казалось бы, ура! Нам этот процесс преподносят как торжество веры и символ возрождения духовности нации.

Однако закрадывается сомнение: а в самом ли деле это благо, что на просторах страны появляется всё больше крохотных обителей, в каждой из которых нередко проживает по несколько схимников.

Ведь они просто не в силах самостоятельно проживать и обеспечивать жизнедеятельность всего комплекса. И начинаются просьбы о поддержке со стороны властей – центральных ли, местных…

Ладно, если эти несколько удалившихся от мира иноков решают вообще не пользоваться благами цивилизации и жить на всём том, что сделано собственными руками. Тут ещё как-то вяжется с исторической традицией монашества.

Но ведь реально получается иначе! Многие обители превратились в автоматы по извлечению прибылей из туристов.

Женщины, которые регулярно посещают обители, делятся между собой, в какой установлена какая плата за тот или иной обряд. Очень редко в каком монастыре нет чётко установленного тарифа на таинства, а предлагается внести «кто сколько может». Во всех остальных – плати, плати, плати!..

Ладно, за книги, иконы, столь модные ныне мангитики – за это платить необходимо. В том числе и за свечи – их производство стоит денег. Но вот предлагают услугу: написать твоё имя на кирпиче, который используют при строительстве (тоже за плату, разумеется).

В некоторых монастырях монахи исполняли для нас божественные песни. Я лично всегда после таких миниконцертов обязательно положу купюру на поднос или куда там определено в каждом конкретном случае. Это правильно! Но когда на выходе из зала стоит монах с корзинкой и проверяет, чтобы никто не ушёл не заплатив, так быть не должно.

Я, человек не слишком искушённый в вопросах практической демонстрации своей религиозности, понимаю дело так. Оставить или не оставить в церкви некоторую толику денег – вопрос совести каждого человека, переступившего её порог. И Церковь (не данный конкретный храм, а Церковь как социальная группа посредников между Человеком и Богом) должна с благодарностью принимать любую лепту (это я ссылаюсь на известную библейскую притчу о вдовице), но никак не вымогать её.

Мой приятель, вернувшись из обители Александра Свирского, сказал так:

- Наконец я увидел истинный монастырь, а не вымогалово под монастырской вывеской.

Сказано, быть может, резковато, но по сути-то не так далеко от истины!

…Монашеская жизнь предполагает аскетизм, труд, молитву, бескорыстие. Если на Валааме рядом со скитом стоит серьёзная иномарка не из дешёвых, трудновато как-то верится в подвижничество обитателя этого скита. Тем более, что на остров не ведут мосты, всё, что тут есть, доставлено по воде, и обратно на материк не возвращается. Бензинчик тут тоже привозной. Как тут не вспомнить, что «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».

Люди уходят в монастыри, как я понимаю, подальше от греховной людской суеты, от соблазнов, чтобы грех замолить… Не имея склонности к такой жизни, я, тем не менее, могу её понять. Соответственно, могу понять, когда человек уезжает далеко от цивилизации, где труднее, где действительно каждый день – подвиг во имя господа.

Но когда видишь, что люди уходят от мира в краю с умеренным климатом, в состоятельную обитель, да ещё с уставом в меру мягким, то как-то не шибко веришь в искренность порыва кающегося.

Известно, что в церкви с древних времён идут споры о том, должна ли быть церковь (в данном случае, монастырь) бедной, или же она правильно накапливает богатства. Каждый вправе судить на свой лад, но в моём лично восприятии нестяжатели как-то больше соответствуют представлению о том, какими должны быть священнослужители.

Так что же теперь, взять всех монахов и собрать в несколько мощных монастырей?.. Хватит, деревни и районы мы уже укрупняли, ни к чему хорошему это не привело. Лишить их поддержки, и пусть сами укрупняются как захотят? Но кто выиграет от того, что заброшенные обители вновь начнут разрушаться?..

Где же выход? Не знаю.

Знаю только, что нынешняя система организации монастырей вызывает слишком много вопросов и нареканий со стороны как истинно верующих, так и в ещё большей степени верующих умеренно.