Август-2018:

Обозрение литературных юбилейных дат

Как-то сложилось, что в данном обзоре будут преобладать минорные тона. Слово «умер» читающий встретит куда чаще, чем «родился».

Но для начала напомню исходный тезис, который приходится регулярно повторять, дабы предотвратить неверные трактовки предлагаемого текста. В ежемесячные  обзоры юбилейных литературных дат включаются имена только тех авторов, информация о которых отражена на страницах сайта www.calend.ru , сведениями с которого я регулярно пользуюсь. И второе: освещаются только полностью «круглые» даты, оканчивающиеся на «ноль», и исключаются оканчивающиеся на «пять». (Об этом же: http://starodymov.ru/?p=27360 )

И ещё одна предварительная реплика. 1 августа празднуется ежегодный День азербайджанского языка и литературы. Хочется напомнить, что в этом году представитель именно этой страны стал победителем Литературного фестиваля ЛИФФт, о котором я рассказывал: http://starodymov.ru/?p=27549 .

Ну а теперь – поехали, по основным датам.

Третьего августа исполняется десять лет, как из жизни ушёл Александр Солженицын.

Никогда не считал нужным скрывать, что слава и почести, доставшиеся этому литератору – что при жизни, что посмертно – считаю чрезвычайно завышенными (Реплика по этому поводу: http://starodymov.ru/?p=25762 ). Как писатель, на мой взгляд, Александр Исаевич довольно посредствен – можно привести много литераторов его поколения, творчество которых ценю намного выше. Тут ведь критерий только один: хочется перечитать произведение или нет; Солженицына перечитывать не тянет, от них в душе остаётся послевкусие гнильцы.

Единственное произведение, которое, опять же, на мой личный взгляд, можно выделить в лучшую сторону, это «Один день Ивана Денисовича», в котором замечательно показан характер, натура человека, его способность подладиться к условиям жизни «на зоне» Сталинской эпохи.

Что касается его политической, а точнее гражданской смелости, то тут, как говорится, что есть, то есть. Выступать против Системы – всегда поступок, даже если к самому «выступанту» относишься с негативом. Правда, заметим промежду прочим, что смелость проявилась у Солженицына когда, по большому счёту, за неё уже не расстреливали…

Нет-нет, я ни в коем случае не посягаю на этот фетиш антисоветской демократической идеи. Смелость бесспорно имела место. Литературные дарования – сомнительны.

Ну а Нобелевская премия, это, ни для кого не секрет, не больше чем политическое решение против, опять же, нашей страны. (Об этом я уже писал: http://starodymov.ru/?p=216 )

Итог. Александр Солженицын – несомненное явление в отечественной, а в значительной степени и в общемировой политизированной литературе. Жизнь его вполне можно считать успешной. А сегодня его произведения даже в школе изучают – и ладно бы ещё на уроках истории, так ведь литературы!..

Но об отрыве идеологии от реальной оценки людей ли, творчества ли, которые выставляет народ, говорить много нет нужды. Это общеизвестный факт.

Не менее сомнительна и следующая личность, попавшая в данный обзор. Это пресловутая Лиля Брик, представленная на названном выше сайте как российский литератор. 4 августа исполняется сорок лет, как она ушла из жизни. Читать ничего из её произведений – не читал. О роли, которую она сыграла в жизни и судьбе Владимира Маяковского, говорят и спорят очень много, и это не входит в круг литературного обозрения.

Право, не считаю нужным в этот вопрос углубляться.

Просто констатируем: начало месяца ознаменовано датами, когда ушли из жизни два литератора, оставившие в истории сомнительный след.

Зато по отношению к следующему человеку, юбилей которого приходится на 8 августа, особых вопросов нет. То есть, как это нет… Есть, конечно – у каждого, вполне естественно, есть пятна в биографии, которые хотелось бы вымарать; только у простого человека они менее заметны, а у известного выпячиваются исследователями, особенно после кончины…

Только речь сейчас не о сомнительных эпизодах, которые никто не отрицает, а о грандиозном вкладе в отечественную культуру. 8 августа (хотя встречается и 5 августа) 1898 года родился Василий Лебедев-Кумач. Признаться, я всегда считал, что Кумач – это творческий псевдоним в духе времени, однако при подготовке данного обзора с некоторым удивлением узнал, что Василий Иванович и в самом деле по отцу Кумач, а по матери – Лебедев.

Что касается его творчества, то тут, на мой взгляд, двух мнений быть не может: его «Священная война», «Москва майская», марш «Весёлых ребят», «Широка страна моя родная…» – это подлинные шедевры нашей песенной культуры.

Поэта обвиняли в плагиате. Не знаю, не эксперт. Думаю, что тут речь только в терминологии. Быть может, он и в самом деле что-то заимствовал у других, менее маститых поэтов строки, строфы или рифмы… Так ведь это дело очень распространённое, и не только в поэзии (см.: http://starodymov.ru/?p=15320 ). И потом, заслуженную славу ему принесло всё необъятное творчество в целом…

А если коротко, Василий Иванович Лебедев-Кумач – замечательный поэт-песенник, произведения которого стали поистине символом эпохи. Вернее, парадной, бравурной, показной стороны советской действительности 30-40-х годов.

Ровно два столетия назад ушёл из жизни Николай Новиков (в фамилии ударение на последний слог) – совершенно несправедливо малоизвестный нынче издатель и общественный деятель. Как-то очень уж судьба оказалась к Николаю Ивановичу немилостивой.

Впрочем, поначалу Фортуна в лице Екатерины Великой (о ней немного: http://starodymov.ru/?p=311 ) к нему вроде как благоволила. Николай Новиков входил в число избранных дворян, которые работали над Новым Уложением императрицы – и с тех пор стал лично известен царице.

Он издавал сатирический журнал «Трутень», а затем несколько других, в которых обличались порядки в государстве, в первую очередь связанные с крепостным правом. На этом поприще он сотрудничал с Иваном Тургеневым, Александром Радищевым (см.: http://starodymov.ru/?p=25589 ) и другими известными авторами той поры.

Николай Иванович боролся против низкопоклонства значительной части российского общества перед иностранщиной. Именно он начал издавать письменные памятники отечественной истории, в том числе знаменитую «Древнюю Русскую Вивлиофику», «Древнюю Российскую Идрографию» (названия которых, впрочем, тоже не так чтобы очень уж славянские), а также знаменитейшую «Бархатную книгу», которая по сей день остаётся ценнейшим источником для изучения биографий родовитого дворянства.

Николай Иванович являлся видным отечественным масоном. О деятельности этих структур много говорить не стану – специально изучением предмета не занимался, и о том, чем реально занимались масоны, могу судить из источников, которые заметно противоречат друг другу.

Однако факт состоит в том, что когда Екатерина запретила деятельность масонов, все руководители ложи понесли весьма щадящее наказание, и едва ли не один лишь Новиков оказался в заточении в Шлиссельбургской крепости (см.: http://starodymov.ru/?p=19291 ), где провёл несколько лет. За что?.. Существуют только догадки; например, за связь с царевичем Павлом Петровичем (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=26933 ).

Павел Петрович и освободил его.

Вот как описывает эти события московский губернатор той поры Фёдор Ростопчин, на книгу которого «Ах, французы!» я неоднократно уже ссылался (например: http://starodymov.ru/?p=25582 ):

«Это мартинистское общество образовалось в 1780 году. Некто Шварц, профессор немецкого происхождения, поло­жил первые ему основания и не замедлил приобрести мно­гих прозелитов. После его смерти некий г. Новиков, ген.- майор в отставке, человек умный, образованный, но совер­шенно расстроенный в своих делах, сделался главою секты. Он увеличил число посвященных, расширил свои связи, ку­пил большой дом, где поместил; типографию для печатания книг мистического содержания, написанных на русском языке или переводных. Он избрал нескольких студентов университета, чтобы сделать их прозёлитами, и послал их на счет общества кончать образование в чужих краях. Историограф Карамзин, бывший тогда еще очень молодым человеком, находился в их числе; но по возвращении оттуда он по благоразумию и вследствие своих романиче­ских наклонностей отрешился от этого общества, где очень на него за то негодовали. На общество мартинистов не обращали большого внимания, так как они отличались от других лишь раздачей милостыни и делами милосердия, что вместо подозрения навлекало на них благословение и уважение. Но одно из писем известного Вейсгаупта, не знаю каким случаем, дошло до императрицы Екатерины. Оно адресовано было на имя Новикова и заключало в себе несколько фраз, смысл коих был скрыт. Так как планы и цели иллюмината Вейсгаупта стали уже в то время изве­стны, то письмо это возбудило тревогу и заставило прибегнуть к мерам строгости. Послали приказ тогдашнему московскому ген.-губернатору кн. Прозоровскому (см. о нём: http://starodymov.ru/?p=17005 ). Соглас­но смыслу этого приказа, один из советников правления отправлен был, при конвое, в деревню Новикова для того, чтобы арестовать его, привезти в Москву и забрать все его бумаги. Советнику не стоило никакого труда исполнить данное ему поручение. Приехав в полночь, он нашел Но­викова в кругу нескольких молодых людей, с почтением слушавших его слова. Перед отъездом своим он давал им наставления, как вести себя, и оставил их, обливаясь сле­зами. Так как он не хотел давать кн. Прозоровскому ни­каких объяснений, то был отправлен в Петербург и заклю­чен в Шлиссельбургскую крепость, где оставался до вос­шествия на престол Павла I.»

Что ещё?.. Николай Новиков организовал два училища для мальчиков, которые существовали несколько лет, пока на их отца-основателя не обрушилась очередная волна проблем.

Он издавал книги для бедных, спасал людей от голода, строил для бедняков дома… А в результате оказался в заточении и разорился. И умер в нищете… Случилось это ровно два столетия назад, 12 августа 1818 года.

В общем – не судьба, а основа для трагедии пера Шекспира.

В то же число, только десятью годами позже, а именно в 1828 году, умерла Арина Родионовна, самая знаменитая няня нашего Отечества (за исключением, разве что, киношной Мэри Поппинс). (Ещё о ней: http://starodymov.ru/?p=26723 ) Конечно, Пушкин – это гений. Однако гений произрастает на конкретной почве. Именно духовный мир Арины Родионовны стал той питательной средой, из которой напитался врождённый талант «нашего всё». (О том же: http://starodymov.ru/?p=5247 )

Во время круиза один из экскурсоводов рассказывала, что Арина Родионовна по национальности происходила из какого-то народа Карелии. На мой взгляд этот факт не имеет абсолютно никакого значения. Главное, что эти два человека – потомки расово, этнически и культурно несоединимых, казалось бы, народов (где негроиды – и где угро-финны!) – стали основоположниками современной русской литературы. Это ли не образчик того, насколько наша культурная среда является открытой для всякого сущего в мире языка!

Спасибо Вам, нянюшка, спасибо сквозь две сотни лет!

Следующий юбиляр. 220 лет назад, 17 августа 1798 года, родился Антон Дельвиг, ставший со временем замечательным поэтом. Он происходил из остзейских немцев, однако настолько обрусел, что свои патриотические стихи (например, «На взятие Парижа») подписывал «Русский».

(К слову, отец его, тоже Антон Антонович, ранее боевой генерал, а теперь служивший в Отдельном корпусе внутренней стражи (об ОКВС: http://starodymov.ru/?p=24543 ), умер почти день в день с Ариной Родионовной – об этом факте можно было бы не упоминать, если бы случайность не свела их рядом в данном обзоре).

Характерными чертами натуры поэта Дельвига  можно считать чрезвычайное обаяние, а также обаятельную лень. Забавно, но некоторое время он работал под руководством Ивана Крылова, нашего знаменитейшего баснописца, о котором можно сказать (О Крылове: http://starodymov.ru/?p=16187 ) те же слова.

Когда Антон Дельвиг умер (от тифа, в 32 года), Александр Пушкин назвал его «лучшим из нас».

К стародавним поэтам у нас отношение нередко прохладное – мы знаем несколько имён, которые на слуху, а об остальных «что-то слышали». Между тем, по меньшей мере одну из песен на слова Антона Дельвига знают абсолютно все люди, говорящие по-русски. Это «Соловей»!..

К слову, именно Антон Дельвиг первым начал издавать «Литературную газету» – издание, понятно, к нынешнему никакого отношения не имеющему, однако ж вот почему бы и не заострить внимание читателей на этом факте?..

Того же 17 августа, только 1768 года, т.е. 250 лет назад, ушёл из жизни Василий Тредиаковский. Судьба и посмертная популярность Василия Кирилловича изобиловали непростыми поворотами, однако ж место в пантеоне российской литературы он занимает прочно и вполне по заслугам. Достаточно сказать, что именно он разделил в русской словесности сами понятия «проза» и «поэзия», и ввёл их в сознание общества – вы оцените, насколько недавно это произошло.

Однако заслуги Василия Тредиаковского перед российской культурой этим не ограничиваются. Он был поэтом и переводчиком… Однако современники его дар и вклад в литературоведение не оценили, в частности, даже Михаил Ломоносов (а уж он-то подлинный гений: http://starodymov.ru/?p=27348 ). Только потом, постепенно, потомки осознавали, каким творческим титаном он был. Александр Пушкин (например: http://starodymov.ru/?p=25620 ), Николай Чернышевский (см.: http://starodymov.ru/?p=27360 ), Николай Гнедич, Василий Жуковский (см.: http://starodymov.ru/?p=11794 ) давали творчеству своего предшественника высокую оценку.

Одиннадцать десятилетий назад, 22 августа 1908 года родился писатель, известный под псевдонимом «Л. Пантелеев». Что, неизвестный?.. Но главное его произведение прекрасно известно всем: это «Республика ШКИД». Я недавно писал об этом литераторе, и просто отсылаю к предыдущей публикации: http://starodymov.ru/?p=25127 .

И снова дата смерти. 80 лет назад, 25 августа 1938 года ушёл из жизни Александр Куприн. Замечательный писатель, я с детства любил его произведения (см.: http://starodymov.ru/?p=22010 ).

Ну и ещё одна траурная дата, и вновь связанная с эмиграцией. 26 августа 1958 года во Франции умер Георгий Иванов, поэт, которого считают одном из самых талантливых литераторов среди выехавших из Советского Союза – это случилось в 1922 году.

На зарубежных авторах в этот раз останавливаться не стану.

Только один факт. Шотландский поэт Джеймс Томсон, умерший 27 августа 1748 года, стал автором всемирно известного гимна «Правь, Британия, морями!». А на основе его же поэмы «Времена года» Йозеф Гайдн написал свою знаменитейшую ораторию (отрывки из неё, в частности, регулярно исполняют музыканты на теплоходах фирмы «ВодоходЪ» – например: http://starodymov.ru/?p=27501 ).

АВГУСТ-2018:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ

1 августа – День азербайджанского алфавита и языка

3 августа 2008 года – умер Александр Солженицын, русский писатель, Нобелевский лауреат

4 августа 1978 года – умерла Лиля Брик, российский литератор

5 августа 1898 года – родился Василий Лебедев-Кумач, советский поэт-песенник

9 августа 1848 года – умер Фредерик Марриет, английский писатель

12 августа 1818 года – умер Николай Новиков, знаменитый издатель

12 августа 1828 года – умерла Арина Родионовна, няня Пушкина

17 августа 1798 года – родился Антон Дельвиг, русский поэт

17 августа 1768 года – умер Василий Тредиаковский, русский писатель

18 августа 1958 года – опубликован роман Владимира Набокова «Лолита»

22 августа 1908 года – родился Л. Пантелеев, советский писатель

25 августа 1938 года – умер Александр Куприн, русский писатель

26 августа 1958 года – умер Георгий Иванов, русский писатель и переводчик

27 августа 1748 года – умер Джеймс Томсон, шотландский поэт