НЕ КИДАЙ ДРУГИХ – ДА НЕКИДАЕМ ОСТАНЕШЬСЯ!

Удивительно, сколько раз приходится возвращаться к одному и тому же вопросу о творческой этике!

Разумеется, я не веду речь о плагиате. А только о простой человеческой благодарности.

Вечером 23 августа по каналу РенТВ показывали очередную программу Игоря Прокопенко «Территория заблуждений». И там речь шла о праславянских народах и цивилизациях. Всё это очень интересно, и посмотрел я с удовольствием.

Но отношение к программе подпортило одно обстоятельство, о котором я уже писал неоднократно.

Тема о том, что славянские племена ранее заселяли почти всю Европу, нынче популярна. В данной конкретной передаче тема рассматривалась под несколько неожиданном для меня углом, ну так на то и популяризация науки, чтобы подавать её непосвящённому по-новому.

Но вот что царапает. Эту тему уже освещали раньше. И просто элементарная порядочность авторов должна бы подсказать им, что можно было бы сказать добрые слова и о своих предшественниках на данной ниве!

Мне приходится повторяться сейчас, ну да что ж поделать, коль не слышат глас вопиющего в пустыне!

Сейчас всё это снимать и показывать, во-первых, нетрудно, а во-вторых, можно и даже поощрительно.

Но ведь впервые тему о том, что Россия началась не с призвания Рюрика, поднял Владимир Чивилихин в своём великом романе-эссе «Память». В те времена, когда о современных средствах коммуникации и хранения информации никто и помыслить не мог, он создал свой шедевр… Я не стану пересказывать сейчас то, о чём уже писал и помещал написанное на сайте. Отмечу только, что о славянстве в целом, о происхождении Старорусского государства Чивилихин писал много, подробно и убедительно.

И вот года три назад на экраны выходит замечательный документальный фильм Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль». По сути дела, это – экранизация соответствующих глав романа «Память». Повторюсь: я не веду речь о плагиате! Фильм не повторяет книгу текстуально, но набор мыслей и идей, география и аргументация  – один в один!

http://starodymov.ru/?p=7946

О принципиальной разнице между этими произведениями я уже говорил: Чивилихин писал книгу когда это было нельзя, и когда добыча каждого факта представляла собой значительную трудность; Задорнов снимал фильм когда это можно и приветствуется, и сделать это куда проще, чем во времена оны.

Считал и считаю, что если бы Михаил наш Николаевич пару раз на протяжении фильма вспомнил бы имя своего предшественника, он бы только возвысился в глазах зрителя – и как человек благодарный, и как человек эрудированный. Не сделал он этого. Напрасно.

И вот передача, о которой веду речь сейчас. В ней центральный герой – режиссёр Алексей Муратов, который говорит всё то же самое, о чём писал Чивилихин и озвучивал Задорнов, только уже от единственно своего лица. Теперь уже Муратов первооткрыватель темы!

То есть, Задорнов кинул Чивилихина, теперь Муратов кидает Задорнова! Добавлю к этому, что фильм Задорнова транслировался всё по тому же каналу РенТВ.

Нехорошо как-то, ребята. Неблагодарность – нехорошее качество.

В жизни всякое может случиться, и случайности какие-то могут вмешаться, которые сыграют злую шутку с авторством… Но тут ведь речь идёт не о похищении авторства. Тут говорится о том, что по проторённой другими тропе идти легче, и потому нужно с благодарностью относится к первопутнику.