БЕСЕДА С ВНУЧКОЙ О «ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»
- Дедуля, мы в школе читали книгу Короленко «В дурном обществе». Ты читал?
Странно. Вроде как с основными произведениями Владимира Короленко знаком. А тут…
Так внучке и говорю.
- Когда я учился, мы читали «Дети подземелья», – сообщаю.
- Ну ладно, когда прочитаешь, расскажешь, что тебе больше всего понравилось, – просит внучка.
На том и порешили.
Скачал – и начал читать. И буквально тут же выяснилось, что мы говорили об одной и той же повести. Только названия почему-то разные.
Потом мы обсудили эту книгу. Обменялись мыслями и впечатлениями… Забегая вперёд, скажу, что зацепило внучку за душу совсем не то, чего ожидал… Но это, в общем-то, вторично. Главное, что прочитанное – зацепило!
А я пока о другом.
Есть такая заезженная поговорка: мол, все мы родом из детства. Абсолютно точно сказано: каждый из нас формировался как личность в конкретной обстановке. Считается, что фундамент личности закладывается в возрасте 2-5 лет. Впрочем, другие учёные могут оспорить этот тезис, однако исключительно в цифровой его составляющей – по сути спорить не станет никто.
Так вот, так случилось, что я, сын офицера, в детстве сменил несколько мест жизни – гарнизонов, посёлков, городов. Самый длительный период обитания пришёлся на украинский город Житомир – семь лет. И вообще, до того, как уже в предпенсионном возрасте осел в Москве, дольше этого срока не проживал нигде. Соответственно, хотя и не считаю Житомир родным городом, однако питаю к нему самые тёплые чувства – именно здесь прошла сознательная часть детства и юности.
Тут, правда, приходится отвлечься ещё раз. Не знаю, как у кого, а у меня возвращение в места, где некогда бывал, вызывает противоречивые чувства. В душе сохранился некий образ, который уже не соответствует тому, что видишь ныне. Пусть изменения произошли к лучшему, но в душе щемит ностальгия – то, что я вижу нынче, не совпадает с тем, что видел во времена оны.
Так и Житомир. Тепло к этому городу относится к прошлому, увы! Сегодня это уже НЕ МОЙ город. Там проживают мама, сестра и её семья – это дорогие и близкие мне люди. А сам город… Всё в мире изменяется. Изменился город, изменился я… И эти изменения развели нас настолько далеко, что мы перестали быть родными.
Ну а теперь – к книге Короленко.
О Житомире я вспомнил потому, что в период проживания в этом городе был уверен, что в повести «Дети подземелья» описан именно он. На одном из кладбищ города, над крутым обрывом стоит часовня, и мы были уверены, что речь в повести шла именно о ней. Во время Великой Отечественной войны это строение пострадало и долгие годы стояло полуразрушенным. Потом уже его отремонтировали, и сейчас часовенка стоит красивая, смотрится живописно…
И вдруг сегодня я читаю, что Короленко реально описывал Ровно – город, расположенный в сотне километров западнее Житомира. Стало досадно за почти родной город. Ведь с детства я привык считать, что события «Детей подземелья» происходят именно тут.
Для тех, кто не читал эту повесть…
В неком украинском городке проживает судья с сыном. Сын-подросток знакомится с обитавшими за городом бездомными, сбившимися в своего рода общину. Среди бомжей проживают брат и сестра, с которыми мальчик из приличной семьи сдружился… Девочка больна, надо думать, чахоткой, и постепенно на глазах у героя повести угасает. Стараясь скрасить её последние дни, мальчишка приносит ей разные лакомства, и даже выпрашивает на время куклу у своей сестры и относит умирающей. Однако его походы в «дурное общество» не остаются незамеченными, и отец запирает его дома. Через несколько дней к судье приходит вожак бомжей, возвращает куклу и рассказывает о том, как мальчик помогал умирающей. Растроганный отец позволяет сынишке сходить попрощаться с умершей подругой.
Вполне понятно, что повесть сложнее и богаче, однако если предельно кратко, то сюжет именно таков.
И вот теперь хочется порассуждать.
…Бомжи… Это многочисленное племя наших соотечественников существовало всегда и, похоже, исчезнет нескоро. Когда я вижу этих людей, я понимаю, что это такие же граждане нашей страны, как и я, как и все мои знакомые и незнакомые россияне. Более того, нищенство существовало и существует повсеместно, едва ли не любой стране.
То есть я понимаю, что это люди, достойные и заслуживающие сострадания, сочувствия…
Но когда я иду по улице, и вижу, как на газонах, на скамейках, у оголовков вентиляционных шахт метрополитена, да где угодно кучкуются эти граждане, как они копаются в мусорных контейнерах, поневоле стараюсь посторониться от них. Я вполне допускаю, что среди них немало людей, которым просто не повезло в жизни, что у кого-то просто не хватило сил противостоять жизненным невзгодам… Однако предпочитаю стараться не замечать их.
У каждого из этих людей – свой путь в бомжи. Однако думается, что есть у них всех нечто общее, нечто такое, дать чёткое определение чему я не в силах. Думаю, что при всех невзгодах кто-то сумел выстоять, а кто-то нет, кто-то на какой-то ступеньке на ведущей вниз лестнице сумел остановиться, зацепиться за какую-то возможность, а кто-то прошёл мимо неё… То есть в бомжи опустились люди, у которых не хватило силы или желания не становиться ими.
Некоторое время возле одной станции метро постоянно околачивался молодой крепкий парень с плакатиком на груди «Помогите на бухло!». А ещё как-то стал я свидетелем такой сценки. На остановке автобуса к двум «домашним» женщинам почтенного возраста подошла куда более молодая нищенка и попросила «на хлебушек». Одна из дам и говорит ей: пошли ко мне – наведёшь дома у меня порядок, окна помоешь, а то мне уже тяжело, я тебя и накормлю, и денежку дам… Не пошла нищенка, тут же ретировалась.
Скажете, не все такие?.. Наверное. Но по роду журналистской деятельности мне доводилось встречаться с сотрудниками милиции, которые занимались, в частности, и бомжами. Они рассказывали, что проводились кампании, когда бомжей из Москвы отправляли в пустующие деревни, давали им дома… Однако они неизменно возвращались в столицу. Нищенствовать проще!
Слыхал я, что существует такой «ген нищенства». Так или нет на научном уровне, не знаю. Но на бытовом – не сомневаюсь.
И вот думаю я, а как бы я отнёсся к тому, чтобы мои малолетние дети или внуки якшались с современными представителями описанного Короленко «дурного общества»?.. Ну вот не понравилось бы мне это, право слово, не понравилось!
…Когда я читал тех же «Детей подземелья», относился к героям повести с позиции автора. Отверженные обществом люди – хорошие, порядочные, честные, благородные… Просто им не повезло в жизни.
И происходит в душе размежевание. Получается, что бомжей времён царизма мы жалеем, а современные вызывают у нас отторжение?.. Или дело в том, что нынче нет такого Короленко, или, скажем, Куприна, Горького, который смог бы показать благородную душу современного отверженного?..
…Самый яркий эпизод повести – это визит главы нищенского сообщества к судье, когда он вступается за его сынишку. Тут умиление просто переполняет читателя. Бомж приносит и возвращает ту самую куклу, растроганный судья ласкает сына, а потом отправляет парнишку вслед за ушедшим бездомным, передав тому некую толику денег и предупреждение, чтобы тот скрылся, потому как его опознали как скрывающегося от правосудия преступника.
Вот этот поступок судьи и тронул больше всего мою внучку. А я-то думал, что её должен зацепить эпизод с куклой – что девочка из состоятельной семьи согласилась отдать её несчастной нищенке…
Ну да ладно, частности это.
Поговорили мы с внучкой о повести, об описанной в ней ситуации. Я постарался быть объективным. Описанные Короленко люди – те же современные бомжи. И отношение к ним у меня неоднозначное. С одной стороны – это люди, которых нужно жалеть. С другой – стараюсь их не замечать. Но поскольку вовсе не замечать их невозможно, то по возможности стараюсь их сторониться.
В общем, сложная это тема – бомжи! И отнюдь не настолько проста и однозначна, как выглядит в этой книжке. А вот как она должна выглядеть в литературном произведении?.. Кто ж ответит!..
На том мы разговор с внучкой и завершили…
Николай, добрый день! Интересную тему Вы затронули, неоднозначную. БОМЖ понятие сложное и относиться к такой проблеме просто также не получается.Как относиться к БОМЖам – личное дело каждого. Но надо твердо для себя уяснить, что это, прежде всего ЛЮДИ, в силу каких-то обстоятельств, оказавшихся на улице. Многим помочь ещё можно, большинство не хотят помощи, потому что для них это единственный приемлемый образ жизни. Бомж – это целая философия, а не просто образ жизни. Но я хочу поговорить о другом. Волею судьбы, мне пришлось 2 месяца прошлой осенью ездить в больницу, в хирургическое отделение. И изо дня в день я наблюдала страшную картину. На обычных лавках, все в крови, никому не нужные лежали эти люди. Им как собакам в пластмассовых мисках ставили суп, а ложек не давали. Многие из них самостоятельно не могли есть, некоторые ели руками. Я потом всем принесла по набору пластиковой посуды, где были и вилки, и ложки. Врачи к ним тоже не подходили. Понятно,чувство брезгливости никто не отменял. А как же клятва Гиппократа? К чему я все это пишу. К тому, что все меньше и меньше в людях проявляется простая человечность. Ведь капелька участия, или капля простой человеческой доброты имеют чаще всего гораздо больший эффект, нежели насильно навязываемая помощь. Очень реалистичен рассказ Олега Павлова “Конец века”, в котором очень сильно звучит призыв к человеческому состраданию.
И в конце хочется написать стихотворение Николая Перовского “Бомж”(1999)
Попросил прикурить у бомжа,
Он смутился на долю минутки,
А потом суетясь и дрожа,
Протянул мне “бычок” самокрутки.
И, потешно тряхнув головой,
Он как будто на миг возгордился,
Дескать, видишь, браток, я живой,
Я кому–то еще пригодился!
Просто хочется, чтобы люди оставались всегда людьми.
Если не знаешь как поступить, поступи по-человечески.
Вот и я о том же пишу. О том, насколько всё сложно во взаимоотношениях между людьми. Даже если мне очень захочется пообщаться с бомжом, мне придётся всё равно переступить через свою брезгливость, через своё представление о том, как должно быть… И поверьте: я не самый злой человек и вполне лоялен к другим.
Что касается врачей… Вы абсолютно правы, они обязаны помогать всем. И в то же время тут проблема значительно шире. В наших больницах и вполне благополучные люди могут лежать в коридоре на каталке, потому что мест в палатах не хватает.