ЭКСКУРСИЯ НА КИНОСТУДИЮ “МОСФИЛЬМ”

2.

Киностудия

Продолжаю рассказ о нашей поездке: http://starodymov.ru/?p=25784 .

На «Мосфильме» мне ранее довелось побывать, если не изменяет склероз, в 2001 году, когда активно сотрудничал с редакцией журнала «Воинское братство» (о том периоде: http://starodymov.ru/?p=2401 ). То был единственный случай, когда я организовал рекламную поддержку кинофильма (к слову, и не получил за то ни копейки)…

Мой добрый товарищ Василий Емельянов тогда снял художественный фильм «Северное сияние» (о нём: http://starodymov.ru/?p=645 ). Эта мелодрама стала явлением в отечественном кинематографе, так как здесь впервые снялась ныне знаменитая актриса Марина Александрова. Соответственно, я побывал и на предпремьерном показе картины, и на банкете после него. И беседовал с Мариной, и видел её счастливое выражение лица, и сияющие глаза… Помнится, она мне сказала, что её кумир в творчестве – Алиса Фрейндлих ( о единственном мероприятии, на котором я встречался с этой замечательной актрисой: http://starodymov.ru/?p=12089 ).

И ещё запомнилось с того вечера. Марину сопровождал спутник – парень, который мне запомнился тихим и незаметным, этакой тенью воссиявшей звезды.  Мне ещё тогда подумалось, что недолго ему ещё оставаться её спутником – как-то не вызывало сомнения, что он уже стал эпизодом её прошлого, отсечённого от будущего именно этим банкетом.

В том фильме снимались Александр Збруев, а также Михаил Ульянов. Они на том банкете не присутствовали…

Так вот, Василий Емельянов возглавлял тогда, да и по сей день возглавляет киностудию «Глобус Продакшн». И он пригласил меня к себе в студию на территории «Мосфильма», и провёл небольшую экскурсию.

Впрочем, одно дело, когда приятель проведёт тебя по павильонам – и совсем другое, когда с величайшей кинофабрикой Европы знакомит экскурсовод по определённому плану.

С гидом в киностудии нам повезло. Наташа рассказывала живо, интересно, познавательно.

Прежде всего, хочется отметить, что на территории «Мосфильма» прямо под открытым небом, или под лёгкими навесами, установлено немало интересных экспонатов. Это самолёты и танки, это старинные пушки-единороги и конь в пальто, это вагон конки и агрегат-ветродуй, это памятники Сергею Бондарчуку и Василию Шукшину… И стены расписаны забавно – рассматриваешь их, рассматриваешь, а там столько забавных деталей, которые не всегда и расшифруешь-то!..

Однако главное всё же – в павильонах.

Начинается экскурсия с авто-мото-вело-гаража. Здесь стоят машины, которые являются экспонатами музея, и в то же время инвентарём – отсюда их берут при необходимости на съёмки. Все они – на ходу, подчёркивает наша гид, только без аккумуляторов. У каждого авто – табличка с перечислением картин, в которых снималось. У некоторых перечень завершается «и др.».

Здесь и «мерседес» Штирлица, и «волга» Деточкина, и броневик Ленина…

Этот зал внучку не слишком заинтересовал. Зато следующий – заворожил. Здесь выставлены костюмы, и особенно платья исторических фильмов. А именно: из новой экранизации «Анны Карениной» (о фильме: http://starodymov.ru/?p=24713 ), из «Женитьбы Бальзаминова», из «Идеального мужа», из «Андрея Рублёва»… Едва не о каждом экспонате Наталья рассказывает что-то интересное.

Вечером того же дня, и на следующее утро внучка теребит: расскажи, о чём этот фильм, о чём тот… Рассказываю об Оскаре Уайльде и фильме «Идеальный муж». К слову, экскурсовод поделилась, что у Гурченко оказалась настолько тонкая талия, что на киностудии не нашлось ни одного манекена, на который можно было бы надеть её платье, в котором она играла мисс Чивли – оно так и осталось на стенде незастёгнутым.

Наша гид спрашивает, кто видел фильм «Яды, или Всемирная история отравлений». Я ответил, что видел картину, и что она мне понравилась (чуточку об этом фильме: http://starodymov.ru/?p=12848 ). Экскурсовод замечает, что к данной картине отношение у всех противоположное: кому-то очень нравится, кому-то – категорически нет. И тут же сворачивает разговор. Наверное, относится ко второй категории. Между тем, в музее представлен целый ряд костюмов из этого фильма, а в другом зале – целая коллекция париков из него же. Увиденное внучку заинтересовало, и она также вознамерилась фильм посмотреть.

В зале, где выставлена военная форма ряда стран для фильмов о Второй мировой войне, гид рассказывает о том, как «старят» одежду для съёмок, чтобы она не казалась новенькой.

В зале, где выставлены маски, которые изготавливаются для актёров для некоторых ролей, мне не понравилось. Там упор делался на всякие кошмарные личины: трупов, уродцев, начисть всякую… А детвора, взращенная на фильмах-кошмариках, только радовалась.

Под потолком висел простенький, какой-то, казалось бы, несерьёзный  макет самолёта Ту-154… Оказалось, что именно он стал одним из основных действующих лиц фильма «Экипаж» (того, классического, а не повременной сомнительных достоинств поделки). (О фильме: http://starodymov.ru/?p=22173 )

А в витрине – несколько объектов разного класса из разряда плавательных средств. Например, подводная лодка из великолепной картины «72 метра»… К слову, оказалось, что почти весь этот фильм про подводников снимался здесь же, в павильонах «Мосфильма».

Да, ещё в разных залах выставлены различные повозки. И возле всех этих саней, карет, ландо – также бирки с указанием, где мы их могли видеть. Фильмы про гардемаринов, про Екатерину, задействовавшиеся в новой белиберде про Вия, в «Анне Карениной», в замечательной картине «Сны»…

Вообще про бутафоров и их работу много рассказывалось.

В коридорчике на полочке увидел знакомую рыбу, больше похожую на исполинского тритона. Это – из фильма «Монах и бес»; фильм, откровенно говоря, не из лучших, однако из числа тех, над которыми непременно задумываешься (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=25746 ). Помню, в фильме она, эта рыба, шевелится и корчит рожи… Думал, что это компьютер её «оживил». Однако оказалось, что сейчас куклы, изготовленные по специальным технологиям, способны на такие действия.

Уже перед самым окончанием экскурсии нам показали сценку из «Вия» – того, старого, классического. Там в специальной витрине установлены куклы в натуральную величину: движется Панночка, движется Вий… Но больше всего на меня произвело впечатление, как поворачивает голову Хома. У него на шее кожа ведёт себя совершенно как настоящая, в зависимости от того, куда и насколько поворачивается – она то напрягается, то стягивается…

Пересказать всё, что мы увидели на киностудии, невозможно. Очень много чего интересного.

А потом нас сводили на одну из площадок для натурных съёмок. Там из картона и пенопласта выстроен целый город второй половины XIX столетия. Вернее, две городские улицы – одна московская, другая петербургская. И домаизготовлены самые разнообразные, и даже мостовая выстлана на любой случай жизни: где обтёсанным камнем, для кварталов богатых, а где простым булыжником, для мест обитания граждан среднего достатка, а где и просто грунт… На этой бутафории снимался фильм, кажется, новая «Анна Каренина», потом какой-то ещё, да с тех пор площадка пока не востребована, вот и стоят декорации на потребу зевакам.

Экскурсовод рассказала, что при необходимости всё, что мы видим, быстро разбирается, и тут выстраивается нечто новое, под новый фильм. Например, именно здесь располагалась Сиреневая улица, на которой работала няней Мэри Поппинс (чуточку о фильме: http://starodymov.ru/?p=8045 ). И здесь же некогда снимали фильм про Венецию, для чего тут же выкопали каналы… Тут же снимали и пустыню, насыпав песок, и даже верблюдов привезли, которые глядели на окружающее ошалевшими глазами…

В общем, удивительный мир – «Мосфильм».

Много ещё чего хотелось бы рассказать. Наверное, через какое-то время спохвачусь: вот о чём ещё следовало бы поведать, о том!.. Ну да ладно. Вспомним известную поговорку восточных мудрецов: сколько ни скажи слово «халва», во рту слаще не станет.

А потому – коротко: рекомендую, очень рекомендую!

3.

И грустное – в завершение

Обратно мы ехали тоже на автобусе. Он отвёз нас к начальной точке маршрута, к станции метро «Сухаревская». Мы проехали по «Мосфильмовской», по набережной мимо Киевского вокзала, по Бородинскому мосту выехали на Садовое кольцо… А потом пошли всё хорошо знакомые мне места: Смоленская, Новинский бульвар (о нём: http://starodymov.ru/?p=19538 ), Кудринская площадь с ответвлением Поварской (например, о ней: http://starodymov.ru/?p=21738 ), родная Академия, арка, ведущая к «нехорошей квартире», сквер перед театром Моссовета (об этих местах: http://starodymov.ru/?p=16200 ), станция метро «Маяковская», услугами которой за годы проживания в Москве я пользовался больше, чем какой-либо другой (об этом: http://starodymov.ru/?p=2246 ), лишь недавно установленный памятник Михаилу Калашникову, возле которого пока ещё не побывал… А потом – и конечный пункт, на Сухаревской площади.

А почему «грустное»?..

Экскурсовод рассказала нам такую историю. Когда страна четверть века назад вступила в эпоху новых товарно-денежных отношений, объявились дальние родственники Веры Мухиной, которые провозгласили себя правообладателями её творческого  наследия. И потребовали, чтобы «Мосфильм» платил им за использование знаменитого символа – статуи «Рабочий и колхозница». Более того, они потребовали плату задним числом за все предыдущие фильмы, в которых использовался этот всемирно знаменитый логотип. К слову, впервые та заставка появилась в замечательном фильме «Весна»… Так вот, денег, конечно, никто им не выплатил, но и от использования привычного образа отказались.

О проблемах наследования я уже писал, и возвращаться к теме не стану – не тот момент. (Об этой проблеме: http://starodymov.ru/?p=11761 ). Просто отметим: неумная т неуёмная жадность людей, не имеющих никакого отношения к творчеству нашей великой художницы привели к тому, что мы лишились одного из самых узнаваемых символов нашего кинематографа.

На этой грустной нотке и завершим.

А на экскурсию на «Мосфильм» рекомендую съездить и свозить своих детей и внуков всем!