ЭКСКУРСИЯ ПО МОСКВЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ

1.

По Москве в автобусе: впечатления и побрюзжать

Москва настолько необъятна, что посетить все интересные места в ней просто невозможно. Сколь ни был бы ты человеком любознательным, сколь ни считал бы себя знатоком столицы, каждый раз, оказавшись в составе очередной экскурсии, впитываешь новые знания и впечатления… И даже если память всё с большим трудом отыскивает для них – новых знаний и впечатлений – свободные ячейки, что-то, да остаётся в тебе непременно.

В этом я в очередной раз убедился, когда возил внучку Вероничку на экскурсию на киностудию «Мосфильм».

Вообще-то приходится признать, что организую подобные с ней выезды не так часто, как следовало бы… (Например: http://starodymov.ru/?p=16179 ) Уже сколько веков, даже тысячелетий назад определена причина этого явления: суета сует и всяческая суета!

Однако вот выбрались.

А организовано всё таким образом.

Утром мы встретились близ станции метро «Сухаревская». Была суббота, однако поток машин по Садовому кольцу лился довольно плотный. И куда все спешат?.. Ладно, мы – отдыхать и мир познавать! (Избитая, конечно, шутка, но ведь думается так при виде «пробок» выходного дня, думается!)…

Потом и вовсе Садовое кольцо перекрыли – очевидно, пропускали кого-то из тех, кто ехал на работу думать, как облегчить жизнь россиян. Сотни и сотни клаксонов безостановочно возмущённо гудели, в то время, как где-то по искусственно расчищенному городскому пространству в наглухо отгорожённых от внешних раздражителей кожаных салонах следовали на службу сильнейшие мира сего… Два мира – вроде как формально расположенные в одной точке пространства-времени, и в то же время бесконечно разгороженные друг от друга.

Впрочем, не о том я сейчас.

Подошли мы с внучкой, зарегистрировались – народ, которому предстояло на время слиться в единую тур-группу, постепенно подтягивался.

И тут я столкнулся с отрыжкой собянинского плана кардинального преобразования Москвы. Заповедь путешественника, завещанная ещё братцем Иванушкой: отправляешься в дорогу – возьми водички, вдруг попить захочется!.. За годы «новой России» я как-то привык, что в этом вопросе в любое время суток не возникает заморочек – даже сам некоторое время работал ночным торговцем: http://starodymov.ru/?p=5858 . Ан не тут-то было – в районе, прилегающем к институту Склифосовского, в настоящий момент не осталось ни единого ларёчка, ни единой торговой точки. Борьба с малым предпринимательством принесла свои плоды: широченный пустынный вымощенный пресловутой плиткой тротуар, суженная за счёт него плотно забитая транспортом проезжая часть… Пару лет назад взять что-то попить (а пусть даже и выпить) в центре Москвы не составляло труда. А теперь – фигушки! С собой надо брать, как в старые добрые времена! (Об этой московской проблеме: http://starodymov.ru/?p=20754 )

Однако внучка – это серьёзно! Сам бы и обошёлся, собственной ленью подпитался бы. А тут – пришлось бежать, искать, где бы разжиться пузырёчком вожделенного аш-два-о, да чтобы без це-о-два. Если скажу, что нашёл единственное работающее кафе в километре от точки сбора, это окажется некоторым преувеличением, но всё же идти пришлось далековато.

Однако немного заблудившийся поначалу автобус в конце концов отыскался (спасибо мобильной связи!), подъехал в плотном потоке машин, протиснулся к тротуару, мы расселись – и поехали.

Маршрут пролегал таким образом. По Садовому кольцу, потом по Цветному бульвару, направо по Бульварному кольцу до Пречистенской набережной, далее до Лужников, а затем через Воробьёвы горы на Мосфильмовскую. Наша экскурсовод всё время просила водителя ехать помедленнее, и рассказывала о местах, через которые мы проезжали, какие с какими фильмами связаны, или с какими кинодеятелями. Что-то я знал и раньше, о чём-то узнавал впервые… Ну а в какие-то моменты хотелось вмешаться в рассказ и дополнить его, а то и поправить… Ладно, не буду столь категоричен: и высказать свою точку зрения на полученную информацию.

Любой человек, который хоть немного представляет описанный маршрут, понимает, что вдоль него расположилось столько мест, связанных с кино, что о них можно говорить очень много. Мы и слышали: о Хонжонкове, о Пырьеве, об Эйзенштейне, о других кинодеятелях… Об Евгении Леонове, Василии Лановом, Екатерине Васильевой, Любови Орловой и других актёрах… О фильмах «Москва слезам не верит», «Офицеры», «Весна», «Белорусский вокзал» и многих других…

А потом мы приехали на площадь Звёзд Российского кинематографа.

И тут вновь наступила пора немного побурчать.

Знаете, друзья мои, я считаю, что у нас в стране снималось самое лучшее в мире кино. Не потому что оно объективно лучшее (вернее, не только поэтому), а потому, что оно лучше всего ложится на мою душу. Оно мне близко и понятно, оно мне психологически ближе. (Об этом: http://starodymov.ru/?p=24071 )

Только в последнее время планочка-то его снизилась несравненно. Сейчас тоже снимается сколько-то замечательных картин. Однако в процентном отношении их настолько мало в общем потоке низкосортной дребедени!..

И потому если бы в наименовании площадки, на которую нас привезли, стояло слово «Отечественного» кинематографа, на мой взгляд, было точнее, а главное – справедливее. Вклад России в мировое киноискусство и близко не может сравниться с заслугами в этом вопросе Советского Союза. А узурпация заслуг отцов их наследниками – это всегда мне казалось несколько некорректным (к этой теме мы ещё вернёмся в завершающем разделе моих записок).

Имеется тут и ещё один момент. Советский кинематограф изначально зарекомендовал себя как  многонациональный. Название площади в сочетании с её идейным наполнением недвусмысленно  свидетельствует о том, что современный российский кинематограф именно себя считает наследником своего прародителя. Так что ж мы удивляемся, что в соседних странах, в которых к власти пришли нацисты, фильмы советского прошлого подпали под запрет?..

Скажете, что я надумываю взаимосвязь?.. Быть может, и так. Но вот думается же так!..

Продолжаю брюзжать.

На площади Звёзд Российского кинематографа стоит единственная скульптура. Соответственно, её вполне можно расценивать как символ Российского кинематографа, обобщающий символ российских кинозвёзд. Согласитесь, что логика в этом логическом ряде имеется.

И что ж мы видим в качестве этого символа?.. Пародийная статуя, изображающая героя Евгения Леонова, который делает «козу» Миколе Питерскому в фильме «Джентльмены удачи».

Я с глубочайшим уважением отношусь к Евгению Леонову – и как к многожанровому актёру, и как к порядочному человеку. И признаю, что скульптура – чудо как хороша. Только не тут ей место! Или если тут, то среди других, подобных же. Но никак не в единственном экземпляре.

Снова я неправ?.. И снова соглашусь, что никому не навязываю своё мнение, а только его высказываю.

Между прочим, экскурсовод нам рассказала, что несколько лет назад стоявшую здесь точно такую же скульптуру похитили и сдали в утиль как цветной металл. Сделали это представители бывшей союзной, а ныне незалежной республики. Впрочем, вандализм национальности не знает – не случайно же, историки по сей день так и не пришли к единой точке зрения, к какому этно-корню относились вандалы: к германцам или славянам… Как бы то ни было, скульптуру восстановили, и будем надеяться, больше ни у кого на неё рука не поднимется. (О проблеме: http://starodymov.ru/?p=22073 )

Впрочем, я ещё не завершил акт брюзжания.

На самой площади в брусчатку вмурованы таблички с отпечатками ладоней наших выдающихся актёров. Ходим с внучкой, рассматриваем – на сами таблички суеверно стараемся не наступать. О ком-то внучке рассказываю – например, о Василии Лановом, с которым некоторое время общался: http://starodymov.ru/?p=2636 .

Несколько удивляет, что «ладошки» Владимира Меньшова и Веры Алентовой расположились на некотором расстоянии друг от друга…

И ещё удивляет наличие тут отпечатка длани актрисы, которая сегодня обильно поливает испражнениями Россию и русский народ.

Конечно, увидев эту плитку, тут же почувствовал, как в душе и в мыслях всколыхнулось противоречивое. С одной стороны, выковыривать табличку, раз установленную – сродни сносу памятника: я категорически против этого процесса. Памятный знак устанавливается человеку в данный конкретный момент за совершённые им дела на благо Отечества. Если удостоенный памятного знака человек впоследствии скурвился – это произошло уже потом, и ранее принятое решение пересмотру не подлежит. (В частности, о теме: http://starodymov.ru/?p=25668 ). Это – одна точка зрения. Но с другой стороны, площадь-то точно обозначает, какие личности тут засимволизированы: Звёзды Российского кино. Но если бывшая звезда превратилась в кишку для полива России фекалиями?.. (О некоторых других таких же «деятелях культуры», поносящих Россию: http://starodymov.ru/?p=24483 ).

У этих точек зрения нет возможности для альтернативного решения.

Оно, конечно, пусть табличка остаётся. Хотя и вызывает она тут раздражение. Или это только у меня?..

Правда, хочется по этому поводу сказать ещё и вот что. Можно ли назвать эту конкретную кинодаму подлинной «звездой»?.. Актриса-то она весьма посредственная! Она пользовалась огромной популярностью исключительно благодаря своей колоритной внешности. А также тому обстоятельству, что является представительницей очень малочисленного народа – а в условиях социалистического реализма в советском искусстве у таких актёров имелось изначальное преимущество. Не случайно же про неё великий пересмешник Валентин Гафт некогда написал, что она «всегда играет одинаково»… И я с этой точкой зрения вполне согласен.

Однако довольно уж!.. Я же хотел рассказать о том, насколько это была замечательная экскурсия!

Вон он, «Мосфильм», через дорогу! Пора бы уж посетить эту грандиозную фабрику грёз!