ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ, «ГОСПОЖА МИНИСТЕРША»!
Посмотрел я в театре Российской армии спектакль «Госпожа министерша». Не могу сказать, что в восторге от постановки, хотя посмотреть можно, и подумать тут есть о чём.
Прежде всего, и самое главное о чём спектакль: если у бабы нет ума, она в силах загубить карьеру даже самого замечательного политика.
Второе: если у бабы нет ума, она легко и просто становится жертвой первого же попавшегося лощённого прохиндея. Даже не так, не обязательно жертвой, и не обязательно прохиндея… Просто если у бабы нет ума, любой пройдоха ей легко внушит, что ради моды или имиджа можно легко переступить через нравственные начала.
Третье: стоит человеку достичь некоторого положения, у него тут же оказывается множество родственников, которым чего-нибудь от тебя, да нужно. Причём, первую скрипку в этом сонме может играть никому неведомый человек, степень родства которого никто вспомнить не может.
Четвёртое: вмешательство родни, в первую очередь матери, в семейную жизнь своего чада ни к чему хорошему не приводит.
Ну, пока достаточно.
Сюжет прост. В некой стране (судя по всему, в балканской) в результате правительственного кризиса министром становится некий (судя по всему очень положительный, хотя на сцене он появляется только дважды, да и то мельком) человек. И у его жены, ещё вчера выпрашивавшей у своей родственницы некую смехотворную сумму в долг, вскружилась голова. Она решает развести дочь с мужем-никчёмой и выдать её замуж за дипломата, пусть и карикатурного. Она подпадает под влияние неведомого родственника и раздаёт обещания всему многочисленному семейному клану выполнить их просьбы – все сплошь абсурдные, но выгодные. Она заводит себе любовника, по той лишь причине, что этот прохиндей заверяет её, что наличие адюльтера – непременное условие стать дамой высшего света…
Естественно, случается скандал, всё рушится, мужа изгоняют из министров…
И я, зритель, сижу и думаю.
В жизни мне много чего довелось повидать. В частности, и того, насколько жёны помогают своим мужьям делать карьеру, и как они рушат её. Причём, помощь, как правило, менее заметна. Зато сокрушить продвижение по службе своему супругу неумная женщина может легко и просто.
Один из вариантов удара по репутации политика показан в спектакле: жена обзавелась любовником. Причём, препоганеньким. В смысле, подленьким – о его собственно «постельных» способностях ничего не говорится. О, об этом камне преткновения столько мы наслышаны-начитаны!..
Причём, ладно бы, действительно влюбилась, ладно бы, пошла «налево» ради какой-то реальной цели!.. Нет же – просто по дурости своей! И подставила мужа по полной, как говорится, программе.
Мораль проста. Блуд – это плохо. Но если уж так случилось, то пусть хотя бы любовник окажется достойным женской любви. В любовной связи на стороне обязательно следует соблюдать некие законы. Именно нарушение этих неписанных законов неумной бабой и рушит карьеру мужа.
Вполне понятно, что в данном случае сказанное относится исключительно к спектаклю – тема настолько сложна и многогранна… В общем, я сейчас не о проблеме, а о спектакле.
И о родственниках-просителях я думал.
Вот ведь как получается. В последнее время информационное пространство регулярно потрясают скандалы, связанные с наследством неких знаменитостей. Скажете, что в спектакле идёт речь о другом: не о наследстве, а о просителях?.. Конечно, разница есть, однако ассоциация тут сложилась вот какая.
Человек стал обладателем некого богатства – материального или просто возможности помочь кому-то решить свои проблемы. И приложиться к этому богатству (реальному или потенциальному) находится множество желающих.
При этом мы сплошь и рядом видим картину, что делить чужое слетаются люди, далеко не всегда имеющие на это право. А вот как раз истинных наследников эти напористые полуродичи бесцеремонно оттесняют в сторону.
Не в данном спектакле, а в других произведениях (драматических или литературных – неважно) мы видим наглых хапуг и гордых бессребреников. Ведь в самом деле, редко случается так, что человеку добро воздаётся по заслугам, куда чаще по сутяжничеству.
Как это не красит человечество!
Ну а вмешательство в жизнь детей… Жизнь показывает, что это явление куда больше присуще матерям. В спектакле зять оказывается достаточно внутренне сильным человеком, он борется за свою любовь, и побеждает. В жизни так случается, увы, не всегда. Сколько матери разбили семей (из самых прекрасных побуждений!) – никто не скажет. Но с утверждением, что это число зашкаливает за все мыслимые пределы, не станет спорить никто.
Тут и ещё один повод для размышления. Кашу, которая всё испортила, заварила жена. Тот же зять мстил ей, ей и только ей. А пострадал-то тесть, который ничего плохого зятю не сделал – во всяком случае, судя по спектаклю. Выходит, и зять тут отнюдь не «весь в белом», ведь он губит карьеру человеку, к его несчастьям никак не причастному.
К слову, в постановке много непорядочности. И никто в том не винится, не кается. Жалеют о крушении надежд – да; но никто не произносит слово «Прости!» по отношению к другим, что к близким, что к посторонним.
…От спектакля «Госпожа министерша» я не в восторге. Но подумать здесь есть о чём!
К записи "Театр Российской армии. “Госпожа министерша”. Мысли о спектакле" пока нет комментариев