Василий Емельянов:
«Когда мы снимаем фильм, не гонимся за кассовостью»
Глядя на мир, нельзя не удивляться. Знакомство с Василием Емельяновым, заместителем генерального директора киностудии «Глобус XXI», в очередной раз подтвердило глубину этой банальности незабвенного Козьмы Пруткова. Потому что Василий Васильевич, казалось бы, никак не мог, не должен был оказаться в той ипостаси, в каковой он пребывает в настоящее время.
В самом деле, человек в свое время закончил Военный институт иностранных языков – один из самых престижных и специфичных вузов Советского Союза. Владеет всеми наречиями персидского языка. Побывал… Впрочем, где, в каких городах и странах ему довелось побывать, умолчим – ограничимся присказкой: прошел огонь, воду и медные трубы. Отслужил при погонах более тридцати лет. По увольнении занимался, не слишком, впрочем, удачно, бизнесом – кто не пробовал себя в этой области в начале-середине 90-х… Отказался от крайне заманчивого предложения в неком крупном коммерческом банке – деньги деньгами, да работа уж слишком была не по душе…
И вдруг – синематограф! Почему именно он, Василий Васильевич?
- В какой-то момент я задумался: а что после меня останется на белом свете? Четверо детей – это, конечно, след, однако что я им передам, помимо образования?.. С другой стороны, когда видишь, что именно сейчас изрыгается с экранов наших телевидения и кинотеатров в душу молодежи, становится не по себе. Кем станут эти юноши и девушки, изо дня в день видящие картины насилия, убийств, порнографию?..
Вот и решили мы с женой, Марией Васильевной Орлянской, организовать свою киностудию, которую назвали «Глобус XXI». Изначально подразумевалось, что ориентироваться будем не столько на коммерческое кино, сколько на создание фильмов, которые пропагандировали бы российскую культуру, любовь к Родине, патриотизм…
И вот наш дебют кинематографе: в качестве продюсеров мы сняли художественный фильм «Северное сияние».
Для создания картины Мария Васильевна и Василий Васильевич сумели собрать прекрасный творческий коллектив: главную женскую роль сыграла юная студентка Щукинского училища, у которой есть все данные для того, чтобы стать настоящей звездой отечественного кинематографа, Марина Александрова; в главной мужской роли как всегда был неотразим Александр Збруев; да и остальные актеры, как именитые (Михаил Ульянов, Елена Коренева, Лариса Удовиченко, Сергей Никоненко, Ирина Апексимова), так и не столь пока известные (Даниил Страхов) – все сыграли замечательно. Нельзя не отметить работу режиссера, Андрея Разенкова (гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в 1999 году за лучший режиссерский дебют – фильм «Тесты для настоящих мужчин»).
«Северное сияние» – это современная красивая история о любви. Немножко сказочная, чуть-чуть лакированная – и в то же время трагичная, драматичная, и до самого последнего кадра интригующая… Нет сомнения, что маститые кинокритики найдут в ленте какие-то изъяны, но фильм состоялся и обязательно найдет своего зрителя. Любителей «клубнички» просьба не беспокоиться – создатели картины мастерски ушли от постельной сцены даже в момент, когда она напрашивалась всей логикой развития сюжета.
Фильм был снят всего за 10 недель. Мы стремились к тому, чтобы он шел вразрез тому, что сейчас творится на экранах. Ведь снять коммерческое кино совсем нетрудно: побольше крови, насилия, стрельбы… Мы же сняли простую, полузабытую российским кинематографом мелодраму. Да, ее труднее запустить в прокат, она труднее будет окупаться, однако кино – это след на земле, и надо подумать о том, каким он, этот след будет, не будет ли за него стыдно детям и внукам создателей…
- Василий Васильевич, трудно ли добиваться чего-то на новом, незнакомом поприще? Ведь нередки случаи, когда военный, уволившись из армии, опускает руки, не зная, как себя реализовать, и идет работать в лучшем случае охранником на автостоянку…
- Трудно, конечно. Но и очень интересно – одних знакомств с замечательными людьми сколько! Мы ведь все делаем сами, ни от кого не зависим. А потому сами же определяем, что и как делать… Судьба нас ведет, Бог не оставляет… Дело в том, что в Военный институт иностранных языков, где я учился, в свое время существовал сложнейший отбор. Слушатели у нас были грамотными, умели писать, знали языки, имели богатую практику общения с самыми разными людьми… Это не могло не сказаться на жизненной позиции наших выпускников. Ветераны института сейчас где только ни работают, и всюду показывают себя хорошими организаторами… Да и вообще у военных, какое бы базовое образование они ни получили, есть одно общее замечательное качество: они умеют учиться. Потому, даже уволившись в запас, они часто многого добиваются, только очень важно, чтобы кто-то вовремя оказался рядом, посоветовал что-то, подсказал… В этом отношении огромное значение имеют клубы, которые объединяют выпускников какого-то вуза или ветеранов какой-то службы. Скажем, Алексей Назаревский организовал Клуб Военного института иностранных языков, и теперь любой наш коллега, как гражданский, так и тот, кто носит погоны, может прийти в него и получить помощь, совет… Насколько я знаю, подобных структур немало – и это очень хорошо, ибо они занимаются оказанием реальной помощи конкретным людям.
Другое немаловажное качество человека в погонах – дисциплинированность, умение мобилизоваться на работу. Скажем, в том же нашем институте стимул был вполне реальный. Хочешь получить хорошее распределение, поездить в интересные командировки за границу, значит ты должен строго следить за своим образом жизни, избегать соблазнов, постоянно удерживать себя от необдуманных поступков, которые могут привести к нежелательным последствиям. Если сказать попросту, применительно ко мне лично, как к знатоку персидского языка, выбор звучал так: либо ты поедешь работать в какую-то из персоязычных стран, либо переводчиком в Кушку… Это изначально дисциплинирует. Потому многие выпускники нашего института сделали карьеру, в том числе и на дипломатическом поприще.
Нельзя, конечно, упускать из вида и субъективный фактор. Я имею в виду спутника жизни человека в погонах, его жену. Должен сказать прямо: для меня супруга – намного больше чем жена. Это сподвижник, единомышленник, друг.
Короче говоря, считаю, что в судьбе человека личностный фактор имеет куда большее значение, чем социальная обстановка, в которой этот человек живет и работает. Главное, чтобы офицер, уволившись в запас, не опустил руки, поставил перед собой цель и к ней стремился. Не хватает знаний – поступай в институт и учись, если надо, значит поступай во второй!.. Только так, и никак иначе.
Правда, нужно отметить, имеется один вопрос, в котором людям военным значительно труднее, чем штатским. Речь идет о том, что, выполнив воинский долг, они нередко оказываются в положении мальчиков для бития. Мне довелось в первый раз побывать в Афганистане задолго до начала войны; преподавал русский язык местным офицерам. Это была отличная страна. А что сейчас там творится? Ведь и мы тоже в этом виноваты! Вот и выходит, что мы честно и добросовестно выполняли свой долг, а что из этого получилось?!. Нечто подобное сейчас происходит в Чечне. Почему люди не хотят отдавать детей в армию? В первую очередь боятся «горячих» точек. Между армией и обществом происходит некое размежевание. И офицер, уволившись в запас, нередко и в самом деле не может сразу найти свое место на «гражданке»; потому и идет в охрану или в службу безопасности какой-нибудь фирмы, хотя мог бы добиться и большего…
- И все-таки, давайте вернемся к вашей картине. Значит, вы изначально знали, что она не принесет вам больших дивидендов?..
- Да. Вы попробуйте проанализировать репертуар фильмов, которые идут на наших экранах. В первую очередь это американские боевики и другие низкосортные картины. Причина проста: занимающиеся прокатом люди ставят перед собой одну-единственную цель – нахапать денег побольше и побыстрее, им на воспитание молодежи попросту наплевать. Между тем, значительная часть, если не большинство, фильмов, которые у нас идут, в самих США запрещены к прокату. В Голливуде есть свой «худсовет», который просматривает каждый снятый фильм и определяет его судьбу. К примеру, из десятка снятых лент он может разрешить к прокату внутри страны только два. А куда девать остальные? Вот их и сплавляют нам, чтобы хоть затраченные деньги вернуть!
Теперь второй вопрос: кто сейчас у нас ходит в кинотеатры? Только молодежь, взращенная, воспитанная на этой низкосортной продукции.
Между тем, надо вернуть в кинотеатры людей старшего поколения. А для этого необходимы картины, подобные нашему «Северному сиянию». Ведь есть же, есть прекрасные кинофильмы, которые где-то лежат в коробках и которые создатели просто не имеют возможности показать зрителю. Вот тут мы и выходим на проблему организации проката. Сейчас прокат абсолютно неподконтролен официальным структурам, а потому ориентирован исключительно на показ коммерческого кино. Считаю, что государство обязано контролировать, иметь возможность влиять на кинопрокат, регулировать его.
Кто-то может сказать, что, мол, это будет недемократично. Не соглашусь: забота о кинорынке страны – дело государственное, ибо тем самым контролируется и направляется воспитательный процесс, идеологическое воздействие на сознание людей. В странах, которые у нас называют передовыми, это хорошо понимают. Ведь смотрите, что получается. Наш фильм получил в прошлом году в Ницце гран-при в номинации «Лучший фильм о любви». Нас приглашают на кинофестиваль в Монреаль. Наш режиссер Андрей Разенков везет ленту… А его попросту не пропускают через США. Просидев в аэропорту Стокгольма, Андрей вынужден был вернуться в Россию. Канадцы были в шоке, звонят и выговаривают нам: мол, ваш фильм имел все шансы произвести сенсацию на фестивале!.. Наверное, кому-то было очень невыгодно появление на американском континенте российской картины; если нужно, звезды не только зажигают, но и гасят. Правда, на сегодняшний день у нас уже есть приглашения в Израиль и в Нью-Йорк на фестиваль русскоязычного кино – так что мы еще повоюем!
- Судя по всему, после успеха «Северного сияния» вы не собираетесь почивать на лаврах…
- Конечно нет. Идей – громадьё! Скажем, интереснейший проект создания многосерийного документального фильма с рабочим названием «Россия в войнах», сценарий которого уже подготовлен нашим выдающимся кинодеятелем Эдуардом Володарским. Сверхзадача проекта – способствовать воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к своей стране, к своей истории. Это на сегодняшний день крайне важно.
Эдуард Володарский в обосновании необходимости создания фильма приводит следующий пример. В этом году из США поступило 300.000 учебников по истории России, где на всю Великую Отечественную войну выделено всего 12 страниц текста, да и то утверждается, что победителями Германии являются США и Англия, а СССР им только помогал. Подобных примеров искажения истории можно привести немало. Скажем, в историческом плане не выдерживают критики фильмы «Перл-Харбор», «Арденны» и «Враг у ворот». А ведь именно по ним наша молодежь знакомится с историей второй мировой войны!
В этом фильме планируется использовать документальные ленты, которые хранились в спецхранах и которые никогда не видел зритель, а также отрывки из художественных фильмов «Иван Грозный», «Петр Первый», «Крейсер “Варяг”», «Освобождение» и многих других, которые молодежь в большинстве своем не смотрела и смотреть не собирается. Мы только приступаем к работе над этим фильмом, а его уже готовы закупить и демонстрировать в качестве учебных общеобразовательные школы и вузы, а также телевидение, в том числе и зарубежное.
В числе других проектов, к реализации которых мы приступили или приступаем в ближайшее время, можно назвать фильмы: «Русь окаянная» (политический детектив по книге Сергея Норки «Инквизитор», режиссер Егор Михалков-Кончаловский), «Мы» (документальный фильм о народах Северного Кавказа, Георгий Параджанов), «Камень. Ножницы. Бумага» (психологическая драма из области конфликта «отцов» и «детей», Андрей Разенков), «Рожденный от насилия» (российско-американский проект, Дмитрий Шинкаренко). Мы открыты для обсуждения и других предложений – главное, чтобы они были интересные, правдивые, без ненужной пошлости и бессмысленного насилия.
И что тут остается сказать, как только не пожелать Василию Емельянову успеха на его благородном поприще?
Беседовали Ирина Гришина и Николай Стародымов
(Материал подготовлен в 2001 году)
К записи "Снимается кино" пока нет комментариев