КРУИЗ-2013.

День шестой. Пункт 15. Кижи

Когда утром проснулся, о борт теплохода уже билось Онежское озеро.

Здравствуй, солнышко!

На острове Кижи мы тоже уже бывали. Потому записались на экскурсию №2 – Деревни острова. Однако время позволило по окончании основной экскурсии наведаться и к легендарной Преображенской церкви.

Братцы мои, как же красив этот остров!

К тому же нам очень повезло с экскурсоводом. Они ведь, экскурсоводы, разные бывают. Кто-то отдаёт гостям кусочек души, кто-то делится знаниями, а кто-то просто отрабатывает зарплату. Наша Арина принадлежала к первым. Говорила она просто, как-то по-свойски, но насколько же информативно и с душой!

Если бы проводился где-то интернет-конкурс на лучшего гида, я бы отдал голоса на Игоря с Валаама и Арину с острова Кижи.

Арина вела нас к самой высокой точке острова, на котором установлена часовня Спаса Нерукотворного. Путь наш пролегал через деревню Ямки.

Ещё подплывая к острову, я обратил внимание на то, насколько близко к урезу воды выстроены здесь дома. Как-то это выглядело непривычно.

То же мы увидели и здесь: здания стоят прямо у берега, с крыльца сошёл, несколько шагов – и ты уже на выдающихся в озеро мостках.

Как разъяснила нам Арина, причина проста: здесь не бывает наводнений, уровень воды всегда стабилен. Равно как не бывает здесь и больших волн – на Ладожском озере они достигают в непогоду шести метров!.. Но это одна причина. А вторая – более прагматичная. На острове не так много удобной для посевов земли, так что за счёт того, что дома строили на самом берегу, экономили пахотные угодья. Признаться, я не совсем понял, а почему нельзя сеять что-то максимально близко к воде, но рассудил, что, наверное, местные крестьяне не дурнее меня были, и чем-то руководствовались, коль пошли по такому пути.

Как известно, на острове Кижи сохранилась всего парочка «родных» домов. Остальные сюда свезли со всей округи, когда создавали историко-архитектурный заповедник. И в результате получилось здорово.

Арина показала нам стоящие рядом два дома, разъяснила, что это – типовые северные дома. Они строились  двух типов. Особенное впечатление ещё в прошлый раз на меня произвёл дом, в котором всё располагается под одной крышей. Приходится признать, что сама крыша в результате получается несимметричная, и какая-то для южного ока несуразная. Но с точки зрения целесообразности она вполне выполняет свои функции.

А именно: дом максимально приспособлен для северной долгой и снежной зимы. Жилые помещения расположены в два этажа, так что если даже первый этаж завалит снегом с окнами – не беда! Вдоль окон второго этажа построен балкончик (т.н. гульбище), с которого при нужде можно закрыть окна ставнями снаружи.

А вторая часть дома, куда большая, предназначена для хозяйственных нужд. Здесь зимует скот, здесь содержится инвентарь, здесь хранятся необходимые припасы… При этом, скажем, лошадь содержится на втором этаже, куда её заводят по специальному дощатому трапу…

Домина выглядит массивным, неуклюжим, тяжёлым… Он и есть тяжёлый! А климат на острове такой, что брёвна, особенно нижние, быстро начинают выгнивать. Народная сметка и тут нашла выход из положения. Второй этаж дома подпирают огромные брёвна-кабаны, благодаря которым при нужде можно провести ремонт нижних венцов…

За узким протоком виден материк. Он ведь густо зарос лесом. Так повелось, что исторически остров Кижи оказался едва ли не единственным на всю округу, на котором можно было выращивать что-то на полях. Опять же, сенокосы.  Потому тут, на довольно небольшой площади, обосновалось с десяток деревень. Однако со временем их осталось всего две, остальные перебрались на материк, чтобы освободить земли под пашню.

Земледелие на Севере – штука трудная. На возвышенностях вдоль берега на острове тянутся бесконечные гряды камней (если не ошибаюсь, они называются ровница). Это крестьяне год за годом, поколение за поколением, выносили со своих полей камни, сваливая их на неудобьях.

Кстати, о камнях!

Арина обратила наше внимание на то, что в одном месте в сплошных зарослях травы имеется заваленная тёмным ломанным камнем проплешина. И рассказала легенду. Якобы на этом месте некогда располагался дом, в который собиралась на веселье молодёжь. И пользовался тот дом недоброй славой, что не веселье там творится, а блуд. И ходили туда две девушки, которых тяготила та обстановка, и которые хотели прекратить визиты. (Ага, не хотели, но ходили, – съязвил я про себя). Как-то эти девушки услышали голос, который приказал им срочно уходить, и никогда никому не рассказывать о том, что произойдёт. Они испугались, и бросились прочь. И в тот же миг вертеп провалился под землю. С тех на том месте ничего не растёт. А испуганные девушки рассказали об этом происшествии кому-то… И тут же превратились в две сосны, растущие с одного корня – это дерево показывают туристам обязательно. Сказано «Не болтай!», значит помалкивай!

Остров – он и есть остров. С высшей точки его куда ни посмотришь – всюду вода, только с одной стороны холмик закрывает озеро. А за проливами-протоками – острова и крохотные островки, которые тут называют уйма. (Уйма уйм, – шутят местные).

Это малинник

…Вообще на острове очень красиво. Природа нетронутая, только дорожки проложены, а вокруг – луга, кое-где купы деревьев…

Тут две бабочки

Бабочки летают…

Должен признаться, я очень люблю шмелей. Прежде всего, они однолюбы, всю жизнь живут семейными парами. Но больше всего я их уважаю за то, что они летают вопреки всем законам физики. Если соотнести вес шмеля, силу его мышц и площадь крыльев, то летать он не может не при каких условиях. А он летает, вопреки всем законам физики! Как не уважать такого!.. Недавно по телевизору пытались объяснить, как это происходит, шмель как-то крылышки по-особому вращает, я не понял как. Да и неважно это, по большому счёту. Мы же знаем, что он летать умеет. И раз сумел найти выход из положения, честь ему и хвала!

…Проходили мы мимо вертолётной площадки. Арина спрашивает у нас: почему, мол, на остров Кижи теплоходы типа «Метеор» ходят? Да потому, разъяснила, что цены на них космические! Оказалось, что речники (или озёрники, как правильно?) берут плату с каждого человека более чем по тысяче целковых. В то время как на вертолёте долететь – только 500 рублей. Подивились мы такому несоответствию.

А самое стародавнее строение на острове – часовня св. Лазаря. И стоит она на этом месте с самого строительства, с начала XVIII века.

…Знаете, друзья мои, меня всегда как-то цепляет вид одинокого человека. Даже на картине…

Сейчас на бульваре возле станции метро «Кропоткинская» часто выставляются работы художников. И есть там один автор, у которого нередко повторяется образ одинокого человека, идущего то под дождём, то под порывами ветра… Мне всегда грустно смотреть на такие.

Да и в жизни тоже. Ладно, когда куда-то стремится толпа одиноких людей – это утро, это привычно, это так и бывает. Но вот когда человек просто поистине одинок…

Когда окончилась экскурсия, наша гид Арина направилась в сторону посёлка. Она шла одна, поднимаясь по дорожке к центру острова, дошла до поклонного креста на развилке, и повернула к посёлку. Да, она отработала свою смену. И шла отдыхать. Но уж очень одинокой она выглядела.

…А мы отправились к главному храму острова Кижи.

О нём уже столько сказано, столько написано, что повторяться нет необходимости.

Скажу только, что когда мы были на острове три года назад, знаменитая Преображенская церковь ремонтировалась. Перебирали её шатровые маковки. И мастер нам показывал, как выстругиваются эти осиновые шашечки, по которым легко скатывается вода, и которые придают северным церквам неповторимый колорит. Сейчас верхняя часть её уже приведена в порядок, она держится на подпорках-лесах, а мастера делают низ. Я так понял, что осталось установить шесть нижних венцов.

Хорошо видно, что нижних стен нет

Но тут вот какая закавыка. До сих пор реставрационные работы осуществляла одна фирма. А теперь на окончание ремонта объявлен тендер. И Арина высказала нам опасение, как бы в результате не получилось хуже. Нынешние мастера уже знают что и как следует делать, с ними уже налажены контакты… А если кто заказ перехватит? Заказик-то денежный, надёжный, за него государство платит!.. И что тогда?

Мне как-то рассказывал один представитель ветеранской организации такой факт. Объявляется тендер на поставку колясок инвалидам. По закону положено отдавать заказ представителю, который предлагает товар по самой низкой цене. Соответственно, поставщиком становится некая восточно-заграничная фирма – у неё самые выгодные условия. А через три месяца коляски начинают ломаться; в то время как запасные части стоят втридорога относительно наших. Вот и получается, что скупой платит дважды, причём, исключительно по закону.

Нечто подобного опасаются и от тендера на ремонт храма.

Впрочем, будем надеяться на лучшее!..

Когда я уже вернулся в Москву, разговаривал с одним товарищем, который в курсе происходящего в Карелии. И он рассказал мне, что на острове далеко не всё так благостно, как видится со стороны. Что по всем допустимым нормам остров должен принимать намного меньше туристов, чем это происходит реально. Что некие силы нещадно эксплуатируют его, чтобы извлечь максимум прибылей…

Не знаю, братцы, не знаю. Может, и так. Может, нужно и в самом деле изменить туристическую политику острова, и ввести обязательное посещение его каждым российским школьником.  А то и ограничить число туристов… Не знаю, это обязанность соответствующих структур – проводить подобные исследования.

О себе скажу одно: я очень рад, что сумел побывать на острове Кижи.

И в 13 часов шестого дня пути мы отчалили от пристани и отправились в дальнейший путь.