Владимир ШИГИН:

Писатель-маринист, творчество которого вызывает у меня уважение.

Однако с некоторыми его воззрениями не соглашусь

Предварительная публикация: http://starodymov.ru/?p=42318

Итак, творческий вечер Владимира Шигина прошёл успешно – во всяком случае, по моему мнению.

Ну а теперь – о чём бы я сказал, если бы довелось на вечере выступать. Именно так: «если бы».

Дело в том, что Владимир Виленович построил вечер таким образом: он рассказал о своём творчестве, а потом состоялся небольшой концерт. Оно, конечно, слов нет, некоей единой формы проведения творческих встреч с читателями не существует, и каждый автор выстраивает её по-своему – я присутствовал на самых разных. И это вполне понятно!..

И всё же как-то более привычна форма, о которой хочется сказать. Мы ведь – во всяком случае, я говорю именно о себе – приходим на встречу с конкретным интересным нам автором, подразумевая встретиться с людьми, которые также к нему хорошо относятся. И если в программу общения вкрапляются музыкальные или иные артистические номера, априори подразумевается, что они только дополняют общение, но никак не подменяют его.

В моём представлении, программа встречи предусматривает возможность желающим выступить, поговорить о виновнике торжества и его творчества. Опять же, как правило, слово берут те, кому и в самом деле есть что сказать. Хотя случается и иное: завладеет микрофоном некий треполог, и понесёт его в даль непроглядную, начнёт нести какую-то чушь, непонятно зачем и о чём… В общем-то, у любой формы (мы же диалектики!) есть свои плюсы и минусы.

Но перейду от общих разглагольствований к конкретике, к себе, родимому. Как читатели, наверное, уже поняли, я намеревался выступить; и тезисами своего несостоявшегося выступления и хочу поделиться.

Начал бы я с того, что отметил авторскую плодовитость Шигина. Лично я редкий день обхожусь без того, чтобы творчески поработать хоть немного, но просто диву даюсь, сколько успевает Володя. Ведь это не просто сел – написал; для того, чтобы работать над избранной им темой, требуется отыскать и перелопатить, пропустить через свой разум массу источников.

Трудолюбие, работоспособность Владимира Шигина достойны поистине восхищения.

И тут непременно хочется обратить внимание вот на какой факт. На творческий вечер в «Библио-Глобус» пришли супруга Владимира, его дочь и внуки. Уже из этого факта становится очевидно, что поддержка со стороны семьи несомненно помогает автору в его творчестве.

Роль близких в творческих успехах деятелей культуры навряд ли кто станет отрицать. Мне представляется, что это благодатная тема для беллетристов, а то и диссертантов.

Наверное, можно привести сколько-то примеров, когда автор создавал достойные произведения, преодолевая сопротивление семьи; однако это всё же исключение из правил. В судьбе художника (в самом широком толковании этого слова) непременно должна присутствовать муза, которая поддерживает, вдохновляет, чистит пёрышки в пегасовых крыльях, следит, чтобы не увядал лавровый венок, при необходимости вплетает в него искусственные листочки, внушает окружающим убеждённость в его гениальности, и даже перед встречами с читателями начищает выходной нимб, без которого творческая персона чувствует себя неуютно…

Судя по всему, Владимир Шигин получает в семье полную поддержку в реализации творческих замыслов.

Ну и в завершение раздела дифирамбов… Владимир Шигин – человек широкой эрудиции, богатой палитры интересов. Соответственно, в своём творчестве он касается многих вопросов.

Вот тут-то я и подошёл к повороту своей публикации от дифирамбов к критике; и дальше я поведу речь о вопросах, по которым лично я придерживаюсь иной, отличной точки зрения.

В своём выступлении Владимир Виленович поделился своими соображениями по поводу т.н. «Индийского похода» императора Павла Петровича.

В отличие от выступавшего, я считаю эту кампанию абсолютно бессмысленной и бесперспективной авантюрой, изначально обречённой на провал. Владимир Шигин считает, что цареубийство инициировала британская разведка (допустим, по этому поводу не соглашаюсь, но и не спорю), потому что Лондон ужасти как испугался похода казаков на Индию. Я уже писал по этому поводу (ниже приведена ссылка на ту развёрнутую публикацию), что дальнейшее продвижение войска во исполнение государевой воли привело бы только к катастрофическим последствиям. Если коротко: поход не озаботились подготовить изначально – казаки не смогли бы выполнить задачу, и погибли бы в пустынях и горах.

Недавно я завершил работу над повествованием о жизни и судьбе Яна Виткевича – человека удивительной судьбы, который сделал для России много доброго, однако ж результаты деятельности которого оказались востребованы в малой степени. Такое, увы, случалось нередко.

Так вот, путешествия Виткевича в Хиву, а также в Кабул – наглядное свидетельство того, что гибель самого противоречивого императора России, по сути, спасло казачье войско. Удались они от России, навряд ли кто вернулся бы в родные станицы.

Следующий момент.

Владимир Шигин напомнил собравшимся о том, что нашего замечательного поэта-дипломата Александра Грибоедова растерзали фанатики, науськанные британскими агентами. Это бесспорно. Но если бы мне довелось выступить, я бы развил тему. Дело в том, что несколькими годами позднее точно так же от рук фанатиков, только уже в Кабуле, погиб британский агент Александр Бёрнс – сработал закон неотвратимости возмездия. В течение некоторого времени Кабул колебался, не зная, чью сторону в «Большой игре» принять… И как это ни удивительно, но это едва не привело к большой европейской войне в 1836 году…

И ещё я бы в своём выступлении отметил бы, что впервые об активной работе британской разведки в регионе против России прочитал в одной из любимых книг моего детства «Буйный Терек», которую написал Хаджимурат Мугуев (в апреле этого года исполняется 130 лет со дня рождения писателя) – никак не соберусь написать об этом увлекательном романе.

Шигин привёл ряд примеров того, как разведчики – английские и британские – исследовали азиатские просторы, какие злоключения переживали, как противостояли друг другу. А иной раз срабатывала корпоративный интерес, и они заключали между собой некоторые договорённости… Вот тут я бы привёл в пример сотрудничество наших разведок в том же Афганистане во время Второй мировой войны.

…Вот примерно так бы я и выступил. Впрочем, скорее всего, мой спич не оказался бы столь пространным – речь задуманная и речь озвученная нечасто совпадают по объёму. Но хотелось бы поведать о написанном.

Ну и в заключение.

Непременно я бы упомянул вот ещё о чём.

Ко мне часто обращаются более или менее знакомые, а то и вовсе неведомые мне авторы, с просьбой прочитать нечто написанное ими, и ещё подготовить по этому поводу отклик. Иной раз вообще присылают черновики: мол, прочитай – учту при подготовке окончательной версии.

Не скрою, некогда творческая корпоративность срабатывала – в былые времена я написал очень много откликов. А потом свою прыть поубавил. В первую очередь потому, что считаю: долг платежом красен. Есть авторы, на книги которых я подготовил до десятка откликов, в то время как они на мои – ни одной. Как говорится, на «нет» и суда нет.

Что касается Владимира, он как раз прочитал книгу, которую я ему презентовал, позвонил и поделился суждениями о ней. Вполне понятно, что теперь я читаю его новый роман. О котором постараюсь рассказать в очередной публикации.

.

Владимир Шигин: https://starodymov.ru/?p=42318

Как проходят творческие вечера (например): https://starodymov.ru/?p=39952

Немного о тех, кто не умеет выступать, но очень хочет этого: https://starodymov.ru/?p=24833

Писатель-исследователь (например): https://starodymov.ru/?p=39476

Роль близких в реализации творческого потенциала писателя: https://starodymov.ru/?p=39165

Индийский поход Павла: https://starodymov.ru/?p=37100

Ян Виткевич: https://starodymov.ru/?p=34870

Александр Грибоедов: https://starodymov.ru/?p=32154

Александр Бёрнс: https://starodymov.ru/?p=34663

Хаджимурат Мугуев: https://starodymov.ru/?p=35674

Термин «Большая игра»: https://starodymov.ru/?p=34192

Подготовка рецензий: https://starodymov.ru/?p=35985