Английские агенты в Тегеране

Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущая глава: http://starodymov.ru/?p=34647

Приходится вновь и вновь повторяться: на огромном пространстве Центральной Азии шла активная борьба за влияние двух главных сил – Британской и Российской империй. Англичане окрестили это противоборство «Большой игрой». Что ж, почему бы и не принять это определение как условный термин?..

В Тегеране российской миссии противостояла, как бы мы сегодня сказали, британская резидентура. Представляю двоих её агентов, с которыми – доподлинно известно – встречался наш герой. Показательно, что все трое оказались примерно ровесниками – пара-тройка лет разницы в их возрасте не имели значения.

Первый – капитан британской армии, путешественник, исследователь и разведчик Александр Бёрнс. Близкий родственник известного шотландского поэта Роберта Бёрнса – хотя это только так, к слову.

Следует оговориться, что в основных источниках указывается, что Виткевич познакомился с Бёрнсом полугодом позже, и случилось это в Кабуле. Однако в других указывается, что они могли встречаться и в Тегеране.

Конечно, можно покопаться в интернет-залежах и отыскать истину. Ну да это в данный момент не принципиально. Главное, что они таки познакомились, и выступали оппонентами в «Большой игре» за Афганистан.

Александр заполучил прозвище Бухарский Бёрнс, по причине, что ранее сумел наладить контакты между руководством Британской Индии и ханом Бухары, и склонить последнего на свою сторону. Помните, это имя уже упоминалось в главах, относящихся к пребыванию Виткевича в этом ханстве?..

Не вызывает сомнения, что Бёрнс прекрасно знал от своих агентов, кто такой Виткевич, и какую работу он провёл в Бухарском ханстве. Именно Бёрнс отправил донесение в Лондон о том, кто персонально следует в Кабул; именно с его подачи британская разведка начала разбираться, кто такой Виткевич, откуда он появился, какими рычагами на него можно воздействовать.

Надо сказать, что они оказались внешне похожи – Бёрнс и Виткевич. В какое-то мгновение я даже подумал, что модераторы в интернете фотографии перепутали, поместили в разные статьи один и тот же снимок. Потом присмотрелся – нет, разные, только похожи. И судьбы у них в некоторой степени схожи – не идентичны, конечно, но всё же…

Помните, как Виткевич попал в Бухару?.. Он отправился с караваном в казахскую степь, а потом вдруг как-то оказался в эмирате.

Теперь посмотрим на его оппонента.

Бёрнс собирался совершить разведывательное путешествие по реке Инд. Однако местные власти не давали на то разрешения. Тогда юный авантюрист придумал следующую хитрость. Он вызвался сопровождать несколько племенных скакунов, которых король Вильгельм IV подарил магарадже Пенджаба Ранджит Сингху; но при этом объявил, что лошадей следует транспортировать непременно по воде – и под этим предлогом обследовал и описал весь маршрут по рекам Инд, Панджинат, Сатледж и другим, вплоть до столицы государства города Лахор.

Годом ранее Бёрнс побывал в Кабуле, где встречался и вёл переговоры с Дост Мухаммед-ханом, к которому теперь направлялся Виткевич.

…Показательно и то, что взгляды разведчиков, о которых идёт речь, в отношение Дост Мухаммеда совпадали – оба они считали, что именно на этого кабульского монарха следует делать ставку. Конечно же, каждый в перспективе рассчитывал, что азиатского правителя удастся перетянуть на свою сторону…

Как мы знаем, в Санкт-Петербурге также придерживались именно этой точки зрения.

Что касается руководства Ост-Индской компании, оно точку зрения своего агента не поддержало, решив сделать ставку на более покладистого Шуджа-шаха Дуррани. Организовать смену правителей на кабульском престоле направили тем не менее самого же Бёрнса.

В 1841 году его люто растерзала толпа кабульцев… То есть Александра Бёрнса постигла участь Александра Грибоедова, толпу на которого науськала как раз британская разведка. Лично Бёрнс в той акции участия не принимал, однако ж закон неотвратимости возмездия пришёлся именно по нему.

…Ну и второй англичанин, с которым познакомился наш герой. Это сэр Генри Кресвик Роуленсон. Впрочем, сэром он, насколько я понял, стал уже позже…

Этот джентльмен пребывал в Тегеране в качестве военного советника и инструктора шахской армии. Ну а заодно и соглядатая всё той же Ост-Индской компании…

Однако будучи в первую очередь исследователем, он львиную часть своего времени уделял изучению и дешифровке ассирийских клинописных старинных текстов, археологии, другим историческим наукам. Все остальные дела для него оставались на втором и далее плане.

Вклад Роуленсона в науку огромен. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, оставил огромное научное наследие, рассказывать о котором, впрочем, здесь нет необходимости.

Наверное, все слышали (хотя мало из нас кто читал) о древнешумерском эпосе «Сказание о Гильгамеше». Так вот, его обнаружил и перевёл на английский ученик сэра Генри, историк Джордж Смит.

Повторю: в науку вклад Роуленсона бесценен. Что касается же его деятельности по подготовке шахской армии, этого не скажешь. События ближайшего времени это убедительно продемонстрировали.

Хотя, с другой стороны, кто знает: быть может от него и требовалось подготовить слабую армию?.. Быть может, Лондон был заинтересован именно в таком развитии событий?..

На мой взгляд, такое предположение также исключать не стоит.

…Ну и ещё один момент – о преемственности поколений.

Сын нашего знакомого, Генри Сеймур Роуленсон стал военным, служил в Индии… В период Гражданской войны в России состоял в составе британского экспедиционного корпуса, участвовавшего в оккупации севера Европейской части нашей страны. Когда Красная армия вынудила группировку ретироваться, именно этот сэр руководил эвакуацией своих соотечественников.

А потом опять отправился в Индию.

***

Дополнения:

Виткевич – в Бухаре: http://starodymov.ru/?p=34362

О смерти Александра Грибоедова: http://starodymov.ru/?p=32154

Немного об английской интервенции Европейского Севера России: http://starodymov.ru/?p=25325