ЦЕЛЬНО-ФРАГМЕНТАРНЫЙ «ЧЕРТОПОЛОХ»

от Родиона Рахимова

С Родионом Рахимовым мы познакомились год назад, на книжной ярмарке на ВДНХ. Так получилось, что мы с ним проводили встречи с читателями: сначала он, потом я. По большому счёту, встречи получились так себе, не слишком многолюдные (это если очень мягко сказать), однако же я не считаю тот визит на ВДНХ прошедшим напрасно: знакомство с Родионом сделала его небесполезным.

Как издавна повелось среди творческого люда, познакомившись, мы с Родионом обмениваемся информацией о том, чем занимаемся, над чем трудимся, о своих успехах… О неудачах, разумеется, предпочитаем помалкивать.

Поддерживали отношения и впоследствии – пусть и не слишком активное, но всё же…

Так вот, Родион завершил работать над своей новой книгой – «Чертополох». Эпиграфом он избрал высказывание Василия Шукшина: «…хочешь стать мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

И попросил прочитать его произведение и поделиться впечатлениями. Что я и делаю.

…Когда мне доводится читать литературную критику и даже переписку наших известных писателей XIX столетия, неизменно удивляюсь вот какому обстоятельству. Насколько авторы периода расцвета демократической литературы позволяли себе критиковать друг друга, с одной стороны, и насколько благодарно (во всяком случае, внешне) принимали критику коллег, с другой. Пусть не все, однако именно такая доминанта выглядит из дня сегодняшнего как преобладающая. В советские времена между литературными мэтрами подобная взаимная благожелательность в критике встречалась уже реже; ну а теперь нетерпимость к инакомыслию и вовсе переходит всякие границы.

И всё же попытаюсь высказать своё суждение.

Итак, сборник «Чертополох». В него включены рассказы и очерки, а также повесть, название которой дало название и всему сборнику.

Вот о повести я и порассуждаю немного.

Нет сомнения, что каждый человек так или иначе, а задумывается о том, что именно его дожидается за Последней Чертой. И о том, что Там могут спросить за земные прегрешения, тоже надумывается. Об этом опосредованно свидетельствует уже хотя бы количество художественных произведений, в которых авторы рассказывают о том, как они представляют развитие посмертных событий.

Вот и Родион предлагает своё видение того же таинства. Его версия может кому-то нравиться, кто-то сочтёт её бутафорской… Это неважно – собственно форма, в которую он облёк посмертный судебный процесс, вторична. Важно, что этот процесс, по его мнению, неизбежен для каждого.

Встретившее героя Там существо в зависимости от своего видения ситуации предстаёт в разных ипостасях – что внешне, что по форме поведения. Да и разве форма потусторонней сущности сама по себе имеет значение?.. Ведь спрашивает-то кто?!. Самоё Мирозданье – и уж какой вид оно изберёт для разбора, важно ли?..

Так вот, видимость существа, в форму которого облекается Тот, кто имеет право спрашивать, в начале каждой главки неизменно задаёт вопросы о причинах того или поступка человека в его земной жизни. И подсудимый оказывается там и тогда, о чём от него требуется ответ, вновь переживает – переживает и физически, и душевно – некогда случившееся с ним. Эти события неизменно имеют несколько трактовок, несколько вероятных вариантов развития – и от «подсудимого» требуется разъяснить, почему он поступил так, а не иначе, выбрал именно такое действие, а не какое иное. Он переживает (проживает) то событие снова, он проникается им, но уже с позиций накопленного в будущем опыта, и уже зная, что держит ответ за последствия, и уже зная, к чему приведут дальнейшие события.

При этом ему уже нет нужды давать какие-то разъяснения тому потустороннему существу – оно этот ответ и без этого знает. В том и суть: человек выносит вердикт поступку сам.

Во всяком случае, именно в этом я увидел суть версии, предложенной автором повести.

И что забавно… В повести неоднократно встречаются отсылы к событиям, изложенным в рассказах, помещённых в этой же книжке. То есть читать повесть, не прочитав предварительно рассказов… Как бы это сказать… Восприятие повести окажется неполноценным. Думаю, что в этом случае не все события окажутся в должной мере понятными читателю.

Автор поднимает и затрагивает много проблем и вопросов, касается самых разных сторон жизни – современной и недавнего прошлого.

Прежде всего, как уже сказано выше, ответственность за совершённые поступки. Экология. Нравственность. Взаимоотношения между людьми: родителями и детьми, между соседями, начальниками и подчинёнными… Конечно же, между мужчинами и женщинами…

Чувствуется, что большинство, если даже не все описанные микро-сюжеты взяты из личной жизни автора, или жизни его знакомых. Порой он погрязает в подробностях, которые перестают играть на идею, а вместо этого заметно утяжеляют текст; порой вопросы, рассуждения о которых и хотелось бы узнать, он проскакивает лишь намёком… Но в целом избранная автором форма оказывается вполне оправданной – множество рассказов составляет мозаику, в которой каждый камешек вроде как сам по себе, а завершающая книжку повесть объединяет их в цельную картину. Причём, картину довольно замысловатую, поскольку между её фрагментами переброшено множество мостиков – где едва намеченных, где фундаментальных, а где и замысловато закрученных…

Рассуждать о книге, не пересказывая её хотя бы частично, невозможно. И уж подавно невозможно сделать это применительно к сборнику рассказов – перескажешь один из них, и тут же возникает вопрос: а что же, другие хуже?..

А потому просто резюмирую: сборник Родиона Рахимова «Чертополох» – достойное произведение, именно единое произведение, несмотря на его фрагментарность. Как говорится: рекомендую к прочтению!

***

В общий текст это не вписывалось, а потому добавлю через отточие ещё несколько строк…

Как я уже говорил, мне довелось ознакомиться с несколькими произведениями о том, что и как происходит с человеком, оказавшемся за Последним Порогом. И не могу не воспользоваться поводом, чтобы не напомнить о некоторых из них.

Прежде всего, конечно же, это «Божественная комедия» Данте. (см.: http://starodymov.ru/?p=35900 )

Это спектакль «Отсутствующие», который произвёл на меня глубочайшее впечатление ещё тридцать лет назад. (см.: http://starodymov.ru/?p=32857 ). Посмотрел в интернете, вроде как его пытаются возобновить, да только непонятно, как это произойдёт в связи с коронопаникой… (см.: http://starodymov.ru/?p=35422 )

Это фильм «Небесный суд», который также впечатлил меня, хотя и несколько иначе. (см.: http://starodymov.ru/?p=16965 )

Это «Танатонавты», по которым у меня больше возникло вопросов, но которые также прочно зацепились за мою память. (см.: http://starodymov.ru/?p=14410 )

Даже американский «Призрак» – и тот списывается в данную тему…

Приличия ради упомяну и наш «Призрак» – с Федей Бондарчуком в этой роли.

А как не вспомнить путешествие в потусторонний мир нашего друга сэра Макса – причём, в этом книжном сериале описаны по меньшей мере три версии потусторонней жизни… (см.: http://starodymov.ru/?p=33398 )

А странный роман Игоря Олена «Хеопс»!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=11276 )

А суд над обаятельным альтистом Володей Даниловым – разве это не та же история?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=15347 )

А пьеса «Полдень короткого лета»… (см.: http://starodymov.ru/?p=17080 )

…Даже этот беглый обзор произведений показывает, насколько данная тема интересует творческий люд… И не только творческий – потому что не пользовались бы произведения таким спросом, если бы его, спроса, не существовало. И не увидишь двух схожих версий!..

И вот теперь в этот ряд добавляется ещё одна книга – Родиона Рахимова «Чертополох». Которую можно оценивать по-разному. Однако предварительно следует прочитать!

О Родионе Рахимове: http://starodymov.ru/?p=30652