Создатель и руководитель СОВИНФОРМБЮРО

Первая публикация: http://starodymov.ru/?p=39384

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39400

Создание Советского информационного агентства при Совете народных комиссаров СССР буквально на третий день войны – наглядное свидетельство того, насколько Сталин и его окружение понимали значение пропаганды в трудный для Родины период. И служит косвенным свидетельством того, что ни в какой многодневный ступор никто в Кремле не впадал…

В течение двух суток – 22 и 23 июня – для государственного руководства стало очевидно, что все предвоенные представления о грядущей войне рассыпались прахом, что всё, абсолютно всё идёт не так, как ещё двумя днями раньше пелось в песнях. Что приграничные сражения Красной армии не продолжатся малой кровью и на чужой территории, а неизбежно приведут к оккупации значительной части советской территории. Будущее оставалось неопределённым, и никто не мог бы в тот момент предсказать дальнейшее развитие событий… Страной, обществом, народом овладели паника, растерянность, страх перед днём грядущим…

Именно в этот момент из всех репродукторов страны впервые прозвучал спокойный и уверенный голос Юрия Левитана, произнёсший слова, которым предстояло сопровождать страну на протяжении четырёх с половиной лет: «От Советского информбюро»… У отечественной пропаганды появился рупор, ставший официальным голосом Кремля.

Впрочем, голос Левитана – это только одна, пусть и самая известная, форма распространения информации, использовавшаяся новорождённой структурой по имени Совинформбюро. Реально Агентство каналов сформировало куда больше.

Они на тот момент остро нуждались в таком рупоре – и сталинское руководство, и советский народ. Да и мировое сообщество тоже, сколь ни скептически за рубежом относились к официальной «красной пропаганде».

…Итак, идея создания информационного агентства для освещения хода боевых действий, причём, в «правильном» свете, родилась уже на второй день войны. При этом ни по руководителю нового пропагандистского органа, ни по главному диктору вопросов не возникло. Сформировать и организовать работу Бюро поручалось Щербакову, а озвучивать сводки – Юрию Левитану, голос которого Сталин впервые довольно случайно услышал в январе 1934 года, и с тех пор считал его отечественным диктором №1. Между тем, сегодня мало кто вспоминает, что в паре с Левитаном работала Ольга Высоцкая – также радиодиктор высочайшего класса.

…Известный факт: секретарь Гитлера вёл специальную тетрадь, в которую вносил имена людей, которых фюрер объявлял своими личными врагами. В ней значились сотни фамилий из десятков стран; в том числе и наши соотечественники. Входили в это число и несколько человек из числа тех, кто относился к ведомству Щербакова. Тот же уже названный Левитан, например, Илья Эренбург, Борис Ефимов или триединые Кукрыниксы… А вот сам Александр Сергеевич этой чести, насколько я знаю, не удостоился – явно недооценил германский фюрер одного из главных своих идеологических врагов…

Между тем, дело оказалось непростым, даже в мирное спокойное время. А что такое организовать информационное агентство «с нуля» в условиях обрушившихся на страну жесточайших испытаний, когда решение любого вопроса обращается в проблему; и это даже несмотря на «высочайшее» распоряжение. И при этом зная, что выходящий из твоего ведомства информационный продукт непременно подвергается жёсткому контролю?

Каждую сводку перед выходом в эфир непременно просматривал лично Сталин. Случалось – такие случаи зафиксированы в мемуарах, что ради того, чтобы прочитать, отредактировать, внести в текст исправления или дополнения, Вождь держал в приёмной вызванных на совещание представителей Генштаба, настолько серьёзное значение он придавал пропаганде. Опять же, зафиксировано, что не всем военачальникам высшего ранга это нравилось…

Позднее, когда Щербаков усвоил требования Сталина, когда научился выстраивать текст в соответствии с представлениями столь жёсткого «куратора» о том, как это следует делать, случалось, что Сталин подписывал материалы «В свет» даже не читая – и об этом также писали в мемуарах свидетели… Однако они и останавливались на констатации этого факта; между тем, впоследствии Вождь непременно прослушивал каждую сводку, и сохранявшееся доверие к Щербакову свидетельствует, что Александр Сергеевич не подводил Иосифа Виссарионовича.

Так вот, вернёмся к истокам. 23 июня 1941 года Щербакову поручили организовать информационное агентство и наладить его работу. На тот момент у него-то всего и имелось – официальным голосом информационной структуры, которую требовалось создать, назначен Левитан. Всё остальное приходилось формировать – начиная с подбора кадров.

Любое СМИ в полной мере зависит от получения информации.

Александр Сергеевич Щербаков организовал поступление информации в своё ведомство по целому ряду каналов. Прежде всего, из Генерального штаба, Совета Труда и Обороны, из Ставки Верховного Главнокомандования, из Центрального штаба партизанского движения… Впоследствии, возглавив Главное Политическое управление Красной армии, организовал поступление информации и по каналам политработников Вооружённых сил. Понимая важность вопроса, в бюро Совинформбюро начали отправлять сообщения идеологические работники фронтов и регионов…

Известны случаи, когда о тех или иных событиях – что на фронте, что в тылу – ведомство Щербакова узнавало раньше, чем информация о нём поступало в Кремль официальным путём. И это обстоятельство также нравилось не всем приближённым к Вождю.

Информационные потоки зависят прежде всего от умения аппарата СМИ работать с корреспондентами – штатными, и уж тем паче нештатными – на местах. Щербаков сумел решить эту задачу.

…Ни один, даже семи пядей во лбу, руководитель СМИ не сможет организовать работу в одиночку. Потому Щербаков начал деятельность с того, что подобрал аппарат Бюро. На протяжении войны штат информационного агентства колебался от 250 до 317 человек. Казалось бы, немало. Однако ж посмотрим, какие стояли перед этим коллективом задачи!..

Сотрудники структурировались по нескольким отделам. Это: военный; пропаганды и контрпропаганды; международной жизни; литературный; переводов… И ведь не выделишь, какой из них основной…

При этом все материалы, подготовленные агентством, переводились на пять языков: немецкий, английский, французский, испанский, арабский… Соответственно, переводились на русский и материалы иностранных информационных агентств и других источников.

Выше уже говорилось, карьерный взлёт Александра Сергеевича начался с того, что его назначили оргсекретарём Союза писателей СССР. Теперь знание личных и деловых качеств, равно как и творческого потенциала каждого из членов Союза ему здорово помогло. Вот лишь несколько имён писателей, которых Щербаков привлёк к сотрудничеству с агентством: Всеволод Иванов, Валентин Катаев, Борис Лавренёв, Леонид Леонов, Алексей Новиков-Прибой, Евгений Петров, Борис Полевой, Сергей Сергеев-Ценский, Константин Симонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Мариэтта Шагинян, Илья Эренбург, Корней Чуковский… И многие другие – что ни имя, то общепризнанный талант!..

В числе названных следует особо выделить Чуковского – Корней Иванович к Александру Щербакову относился крайне негативно, однако во имя будущей Победы, несмотря на некоторые сомнительные высказывания писателя, Щербаков, отдавая должное его таланту, привлёк к сотрудничеству.

…Таким образом, исходные материалы поступали в аппарат Совинформбюро по самым разным каналам. Здесь их обрабатывали… И материалы для будущей сводки ложились на стол Щербакову, который и готовил на основании полученных документов сводку. Которую и представлял на утверждение Сталину – когда лично, а когда через посыльного; зная жёсткую загруженность подчинённого, Вождь относился к этому с пониманием.

Наверное, есть необходимость напомнить, что сообщения выходили в эфир в строго определённые часы, кроме, понятно, дополнительных экстренных выпусков, и объём каждого ограничивался временными рамками; соответственно, перелопатить приходилось массу материалов, вычленить самое важное, и втиснуть их в установленный объём… Непростая задача. Особенно если работу твою оценивает столь жёсткий руководитель…

…Каждая передача начиналась словами «Говорит Москва»… Между тем, реально вскоре после рождения центральный аппарат Совинформбюро перебрался подальше от линии фронта – он базировался сначала в Свердловске, затем в Куйбышеве. В столице оставалась только оперативная группа во главе с самим Щербаковым.

Совинформбюро очень скоро набрало авторитет не только в стране, но и мире. И гитлеровская разведка начала охоту за ним, пытаясь раскрыть место его базирования. Соответственно, Щербакову, чтобы обезопасить ведомство, пришлось разрабатывать и осуществить целую контрразведывательную операцию. Прежде всего, само место работы Юрия Левитана и Ольги Высоцкой, аппарата Бюро строго засекретили. А радиотрансляции организовали таким образом, что они выходили в эфир одновременно в двадцати разных точках Советского Союза. Так что абверу так и не удалось отыскать место, откуда звучит «голос Кремля».

…Ну и в завершение данного раздела.

Сводки Совинформбюро выходили дважды в сутки в строго определённое время. Однако в какой-то момент появилась необходимость выпускать в эфир экстренные информационные выпуски. Назвали их соответствующе: «В последний час». Впоследствии, когда победы Красной армии начали следовать одна за другой, от этой формы информирования отказались.

Между прочим, по мере освобождения советской территории от врага в каждом населённом пункте непременно проводили проводное радио и устанавливали радиоточки-«тарелки». Таким образом, уровень радиофикации после войны оказался значительно более высоким, чем до неё…

.

Начало войны: http://starodymov.ru/?p=37923

Юрий Левитан: http://starodymov.ru/?p=28044

Личные враги Гитлера: http://starodymov.ru/?p=39191

Борис Ефимов: http://starodymov.ru/?p=35197

Писатели той поры в портретах: http://starodymov.ru/?p=36550

Валентин Катаев: http://starodymov.ru/?p=23987

Борис Лавренёв: http://starodymov.ru/?p=26491

Алексей Новиков-Прибой: http://starodymov.ru/?p=24400

Борис Полевой: http://starodymov.ru/?p=38026

Константин Симонов: http://starodymov.ru/?p=31083

Александр Фадеев: http://starodymov.ru/?p=22143

Мариэтта Шагинян: http://starodymov.ru/?p=26723

Илья Эренбург: http://starodymov.ru/?p=36096

Корней Чуковский: http://starodymov.ru/?p=35065