ГЛАВНЫЙ ХРАМ ВСЕЯ РУСИ

5 декабря 1931 года взорван Храм Христа Спасителя

Тридцатые годы ХХ столетия для советского народа начинались бурно, под бравурные звуки фанфар. Это сейчас модно показывать тот период жизни страны с одной только стороны – культа личности и нарастающих репрессий. Однако жизнь ведь богаче и многостороннее привычных штампов и клише!

Народ созидал.

2 апреля 1930 года специально созданная комиссия подписала служебную записку «О Беломорско-Балтийском внутреннем водном пути», на основании которой началось грандиозное строительство сети каналов, благодаря которым сегодня Москву именуют портом пяти морей. В июле того же года началась разработка неисчислимых богатств Таймыра, в частности, Норильского месторождения. 17 июня все того же 30-го в Сталинграде выпущен первый советский трактор (который отработал в поле, к слову, целых 37 лет). В январе издан указ о развитии в стране парашютизма, а 2 августа впервые выброшен массовый парашютный десант… В апреле следующего года начались исследовательские работы по трассе будущей Байкало-Амурской магистрали. В июне родилась Военно-транспортная авиация. Это всё – 1930 год!.. В октябре 1931 года произошло событие, которое тогда вряд ли кто в силах был оценить – в стране состоялась первая телевизионная трансляция. В октябре же пущен автомобильный завод им. горячо любимого товарища Сталина. В будущем году пущен Ярославский каучуковый завод, который впервые в мире начал производство этого искусственного материала в промышленных масштабах…

Ну и так далее: начало работ по строительству метро, первый советский стратостат, зарождение стахановского движения, первый в Сибири онкологический центр в Омске, первый в мире промышленный угольный комбайн, впервые в истории за одну навигацию пройден Северный морской путь…

Правда, ледяное дыхание надвигающихся лихих времен уже начинает понемногу ощущаться. В апреле 1930 года родилась система ГУЛАГ – тоже событие вряд ли оценённое современниками. В том же месяце погиб Маяковский (убийство это было или самоубийство – для данной публикации не принципиально). В ОГПУ прошла чистка, в результате которой из «органов» изгнаны несогласные с взглядами наркома Ягоды сотрудники – и счастливы те, кого просто изгнали. В 1932 году вышел печально известный указ, который Ручечник (в великолепном исполнении Евгения Евстигнеева) назвал «семь-восемь» (имеется в виду дата подписания – 7 августа) «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», а нынче принято вспоминать как «закон о трёх колосках»…

…Вот такой завязался узелок. Успехи в экономике несомненны – одни итоги Первой пятилетки чего стоят! Столь же несомненно и «головокружение от успехов». Нарастание преступности. Усиление борьбы с ней. Народ в значительной массе счастья своего не понимает, а потому его необходимо в светлое будущее загнать железной рукой. Все помехи, имеющиеся на этом пути, необходимо убрать все той же железной рукой. «Эй, кто там шагает правой – левой, левой, левой!»…

Среди тяжкого «наследия прошлого», мешавшего этому  бодрому «левому маршу», оставался «опиум для народа», вера в высшие силы, в высший разум, а главное – в высшую совесть. Ну а раз мешает – на свалку истории её, эту религию! Ведь ещё великий Ленин 19 марта 1922 года надиктовал: «Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

О борьбе с религией, которая развернулась в те годы, можно говорить много. Справедливости ради следует особо подчеркнуть, что богоборческие настроения начали нарастать в обществе значительно раньше, еще на рубеже XIX-XX веков. И проистекал нигилизм отнюдь не от революционеров, как утверждается ныне, а от вечно всем и вся недовольной интеллигенции.

Одним из главных символом российского православия являлся Храм Христа Спасителя. У него в те времена, по всей видимости, не имелось ни малейшего шанса остаться в живых. Он был обречен…

Судьба у Храма Христа Спасителя (станем его впредь называть просто Храм) изначально складывалась непростой. С ней связано немало легенд, в ней остаётся немало «белых пятен», имеется немало разночтений… А потому изложу общепринятую версию событий.

В день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года Александр I в Вильно подписал манифест о строительстве в Москве Храма в память об избавлении России от полчищ Наполеона.  Идею эту государь подсказал вроде как его статс-секретарь генерал-адъютант Пётр Кикин. В день пятилетия изгнания французов из Москвы, 12 октября его заложили на Воробьёвых горах. Однако вскоре выяснилось, что в этих местах строительство невозможно – почва слаба (во всяком случае, именно таковым стало официальное обоснование прекращения строительства; хотя там не всё однозначно). Да и о разворованных средствах остались данные – уж не станем сейчас рассуждать, насколько они достоверны.

Как бы то ни было, спустя полтора десятилетия Николай I утвердил новый проект, подготовленный знаменитым архитектором Константином Тоном.

Варварство по отношению к памятникам истории и культовым сооружениям приписывают исключительно большевикам – это несправедливо. И храмы сносили, и могилы заравнивали и во времена, когда Россия позиционировала себя оплотом Православия.

Как вот в данном случае. Для возведения Храма Христа Спасителя расчистили площадку – снесли славившийся изумительной красоты шатровой церковью Алексеевский монастырь, основанный митрополитом Алексеем еще в середине XIV века и переселившийся на это место после пожара в 1514 году. Легенда гласит, что настоятельница монастыря прокляла закладывающийся Храм и предсказала, что недолго ему стоять. По Москве поползли слухи, что при строительстве разрыли два кладбища – одно над другим, мол, на костях он возводится…

Между тем  строительство началось. При закладке Храма 10 сентября 1839 года присутствовали сам Николай Павлович и его сын Александр (будущий император-Освободитель). В основание фундамента уложили закладной камень, привезённый с места неудачного строительства на Воробьёвых горах.  По старой традиции сюда же уложили «клад» – 30 золотых и 264 серебряных монеты различного достоинства (150 золотых и 132 серебряных рубля).

Строился он долго – как, наверное, ни один другой храм в России. Освящение его состоялось лишь 26 мая 1883 года.

Зато сооружение получилось поистине грандиозным. Только под фундамент пришлось вынуть почти 25 тысяч кубометров грунта. В стены уложено почти 40 млн. кирпичей. Высота Храма такова, что в нём поместилась бы вся кремлёвская колокольня Ивана Великого! Для отделки стен использовался камень, привезённый из разных концов страны и даже из-за рубежа. Бутовый камень доставлялся из подмосковного Григорово, белый мрамор из Протопопово, что под Коломной, гранит везли из Финляндии, лабрадор из-под Киева, порфир из Олонецкой губернии. Для отделки использовались также итальянский и бельгийский мрамор… Только на позолоту ушло около двух тонн золота (к слову, для покрытия главного купола использовался гальванический способ). Стены расписывали такие выдающиеся художники, как Василий Верещагин, Аким Карнеев, Владимир Маковский, Василий Суриков, Илларион Прянишников и многие другие живописцы.

Не забыли и о событии, ради которого и состоялось строительство – победа над войском «двунадесяти языков». По стенам Храма расположили 177 мраморных плит, на которых золотом написаны фамилии воинов войны 1812-1814 годов, которые погибли или были ранены, а также получили награды.

И еще один показательный факт. ОсвЯщение храма состоялось одновременно с началом освЕщения Москвы электрическим светом. Впервые в истории Первопрестольной площадь перед храмом украсилась фонарями с лампами накаливания, изобретёнными за десять лет до того студентом Петербургского университета Александром Лодыгиным.

Приходится признать, что отношение к Храму у москвичей оказалось неоднозначным.

«Особенно красив он, если глядеть на него из Кремля. Золотой главный купол как маяк светит вам золотыми огнями и в солнечный день и в лунную ночь», – писал правитель канцелярии Комиссии по строительству Храма М. Мостовой.

«Холодом веет от высоких, преднамеренно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание…», – из дореволюционного путеводителя по Москве.

О воинствующем разнузданном атеизме, бушевавшем в нашей стране между великими войнами ХХ столетия, сейчас известно многое. 23 января 1918 года увидел свет Декрет об отделении Церкви от государства – сам по себе, на мой взгляд, вполне адекватный документ для светского государства. Сам по себе логичный и даже закономерный, он, тем не менее, вызвал такой сполох варварства!..  Повсеместно разрушались и осквернялись храмы, подвергались репрессиям священнослужители. Только в 1918-1922 годах и только по официальным данным были расстреляны и замучены 8110 священников. В 1925 году образовался Союз воинствующих безбожников. Только в пределах Садового кольца Москвы ликвидировали 242 религиозных учреждения. К 1936 году по стране осталась лишь малая часть православных церквей: в России 35 процентов от дореволюционного числа, на Украине девять, в Белоруссии одиннадцать… К началу Великой Отечественной войны на территории 25 областей РСФСР не имелось вообще ни одного православного храма.

Повторюсь: Храм Христа Спасителя, этот кафедральный храм, одна из главных православных святынь страны, да еще расположенный у самого Кремля, не имел шансов уцелеть. И 5 декабря 1931 года прогремел взрыв… Проклятие настоятельницы Алексеевского монастыря сбылось.

К слову, именно в тот год родились будущие разрушители страны и партии, разрушивших Храм – Михаил Горбачев и Борис Ельцин.

…Многие москвичи и уж тем паче гости столицы не знают о том, что неоднократно прикасались к компонентам уничтоженного девять десятилетий назад Храма. Станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд» облицованы тем самым мрамором, которым был облицован Храм. И мраморные скамьи на станции «Новокузнецкая» оттуда же. То есть они остались служить людям, пусть и в обстановке светской повседневной суетной действительности.

А вот по отношению к плитам, на которых были выбиты имена героев, отстоявших Отечество в 1812 году, допущен верх кощунства: их раскрошили и этим щебнем посыпали дорожки в московских парках.

…На месте разрушенного Храма планировалось построить гигантский Дворец Советов – как ему предстояло выглядеть, можно увидеть в ярком и пустопорожнем кинофильме «Шпион». Потом от затеи отказались, и здесь появился знаменитый открытый плавательный бассейн «Москва», ставший крупнейшим в Европе, в котором можно было купаться круглый год.

…Сегодня на том же месте высится восстановленный в 2000 году Храм Христа Спасителя. Впрочем, специалисты подчёркивают, что привычно употребляемое слово «восстановленный» – неточно; правильнее сказать, «построенный заново». Это не точная копия уничтоженного, хотя и очень близка к оригиналу. Прежде всего, Храм стал просторнее. Теперь здесь есть и отопление, и кондиционеры, и лифты, и всё его великолепие нынче освещают 18,5 тысяч электрических ламп. Купол изнутри мерцает множеством звездочек – здесь отображена карта неба, каким оно бывает в Средней полосе России в Рождественскую ночь. А в цокольном этаже Храма расположен просторный зал Церковных соборов.

…Вот такая история Храма Христа Спасителя… Одного из самых известных строений Москвы. Одного из символов Отечества…

…При подготовке публикации использованы материалы из работ Ольги Жуковой, Елены Семлер-Болдыревой, Сергея Перевезенцева, Владимира Чивилихина. А фотографии сделаны во время приезда в Москву моей сестры Владлены Черненко с сыном Александром.

.

Ещё об истории Храма: http://starodymov.ru/?p=11449

Беломор-канал: http://starodymov.ru/?p=30308

Норильск: http://starodymov.ru/?p=34444

О тракторостроении в СССР: http://starodymov.ru/?p=37030

Самое начало БАМ: http://starodymov.ru/?p=30841

О начале телевидения в СССР: http://starodymov.ru/?p=38780

Московское метро: http://starodymov.ru/?p=22361

Стаханов и движение его имени: http://starodymov.ru/?p=19003

ГУЛАГ: http://starodymov.ru/?p=33235

Алексеевский монастырь: http://starodymov.ru/?p=11480

О старинных кладбищах Москвы: http://starodymov.ru/?p=36074

Александр Лодыгин: http://starodymov.ru/?p=31081

Зал Церковных соборов: http://starodymov.ru/?p=25950

О новоязыческой моде: http://starodymov.ru/?p=13879