25 сентября 1771 года – родился Николай Раевский,
известнейший герой войны 1812 года.
Замечательный полководец (три Георгия) и заслуживающий глубочайшего уважения человек. Эпоха Наполеоновских войн подарила нам целую плеяду героев, подвиги которых на слуху; однако же имя Николая Раевского даже на этом фоне стоит особняком.
Факт, что в знаменитом сражении у Салтановки рядом с генералом Раевским шли в атаку его сыновья 17 и 11 лет, не считается исторически бесспорным. Но я так рассуждаю: о ком попало такую легенду не сочинят – значит, Николай Николаевич всей своей жизнью зарекомендовал себя заслуживающим такой славы. Его признавали за своего вольнолюбивые казаки, обожали солдаты, почитали за честь служить под его началом офицеры, на него полагались начальники, с уважением относился император Александр… Я уж не говорю про любовь семьи и друзей…
Редко в истории встретишь человека, о котором бы не злословили, не сплетничали, не приписывали им каких-то пороков или некрасивых поступков… Так вот, Николай Николаевич – редкое исключение: о нём говорили и писали только доброе и уважительное.
Ну и напомню… Именно его дочь Мария стала первой из жён декабристов, которая отправилась к мужу Сергею Волконскому в Сибирь.
Теперь чуть подробнее.
Родился Николай уже после того, как от ранения, полученного на Турецкой войне (1768-1774 гг.) умер его отец. По сути отца ему заменил брат матери, Александр Самойлов, в доме которого мальчик воспитывался.
Службу Николай Николаевич начал в чине прапорщика в 14 лет, под командованием своего двоюродного деда – генерал-фельдмаршала светлейшего князя Григория Потёмкина. То было время, когда именитые военачальники не давали поблажек своим юным родичам, и направляли их в самые рискованные боевые предприятия. Когда Раевский отправился на Русско-турецкую войну (1787-1791 гг.), Потёмкин писал знаменитому атаману Войска Донского генералу Василию Орлову, чтобы тот использовал юношу как простого казака…
Далее была служба в знаменитом Нижегородском драгунском полку, двухсотлетняя боевая биография которого заслуживает отдельного рассказа. Поход на Молдавию: Ларга, Кагул, Бендеры, Аккерман… В этих сражениях, и ряде других, менее известных боестолкновениях принимал участие юный Раевский.
Войну 19-летний офицер оканчивает в звании подполковника и командира казачьего полка. Добавлю, что донцы-молодцы над собой абы кого не потерпели бы – их уважение требовалось заслужить…
Затем – участие в Польском походе 1792 года. Первые награды: Георгий и Владимир – оба креста 4-го класса.
Служба на Кавказе, командование уже знакомым Нижегородским драгунским полком – под общим руководством генерала графа Валериана Зубова. Участвовал во взятии Дербента…
Ну а потом началась эпоха Наполеоновских войн. И тут уж я не возьмусь даже пытаться перечислять все походы и сражения, в которых участвовал Николай Николаевич – вспоминайте любое, и навряд ли ошибётесь. Отмечу только, что хорошо знавший и ценивший его генерал князь Пётр Багратион направлял Раевского на самые ответственные участки военных действий. Если какие и пропустил, то исключительно по причине ранений…
В перерыве между Тильзитом и вторжением Наполеона в Россию наш юбиляр участвовал в войнах против Швеции и Турции (в последней – под командованием фельдмаршала Каменского).
О войне 1812 года столько сказано и написано, что повторять что-то нет необходимости. Раевский всюду в центре кроваво-огненных событий: Салтановка, Смоленск, Бородино (из его корпуса в строю осталось 700 человек из десяти тысяч), Малоярославец, Красный (здесь Раевский добил корпус самого маршала Мишеля Нея)… Заграничный поход: Бауцен, Дрезден, Кульм… И конечно же, «Битва народов» под Лейпцигом…
Как известно, французы сдали Париж практически без боя. Это стало возможным благодаря тому, что корпус генерала от кавалерии Николай Раевского овладел возвышенным над городом Бельвиллем – тогда пригородом столицы. После этого оборона Парижа утрачивала малейшую надежду на успех.
В те времена командирам, даже в генеральских чинах, полагалось на поле боя находиться в рядах сражающихся. Соответственно, в ходе многочисленных боёв Николай Николаевич получил множество ранений и контузий. Но после торопливого излечения неизменно возвращался в строй.
…По окончании войны обосновался на Украине, где командовал пехотным корпусом. Вроде как мог сделать карьеру придворного, но она его не привлекала; как будто даже отказался от графского титула, хотя возможно, что это только семейное предание… В 1824 году вышел в отставку.
Сам Раевский мемуаров не оставил, хотя зарекомендовал себя человеком широко образованным и тонко наблюдательным – нет сомнения, что он много чего мог бы поведать потомкам. Однако помогал в написании истории Наполеоновских войн русскому генералу Дмитрию Бутурлину, а также швейцарцу Генриху Жомини, вошедшему в историю благодаря знаменитой строке Дениса Давыдова из стихотворения про брюзжанье старого гусара.
О популярности Николая Николаевича Раевского свидетельствует и тот факт, что мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен назвал его именем группу островов в Тихом океане (острова Россиян, Туамоту). Добрые слова о нём в своих произведениях писали Константин Батюшков, Денис Давыдов, Василий Жуковский, Сергей Глинка и другие литераторы.
Дружил со многими декабристами. Был в прекрасных отношениях с Александром Сергеевичем Пушкиным…
Николай Николаевич показал себя прекрасным семьянином. Нежно любил жену – между прочим, внучку Михаила Ломоносова. У них родилось трое сыновей и пять дочерей. У всех, понятно, судьба сложилась по-разному. Две дочери вышли замуж за будущих декабристов: Екатерина за Михаила Орлова, а Мария – за Сергея Волконского (и тут судьбы кардинально разные).
Но об этих людях следует говорить отдельно.
.
Салтановка: http://starodymov.ru/?p=30965
О свадьбе Марии Раевской и Сергея Волконского: http://starodymov.ru/?p=16584
Атаман Василий Орлов: http://starodymov.ru/?p=37100
Взятие Бендер: http://starodymov.ru/?p=35026
Битва при Кагуле: http://starodymov.ru/?p=34424
Григорий Потёмкин: http://starodymov.ru/?p=30584
Пётр Витгенштейн – боевая судьба которого развивалась параллельно с судьбой Николая Николаевича: http://starodymov.ru/?p=28736
Генерал-фельдмаршал Михаил Каменский: http://starodymov.ru/?p=26933
Барон Жомини: http://starodymov.ru/?p=34576
Немного о Фаддее Беллинсгаузене: http://starodymov.ru/?p=31889
К записи "Гордость Отечества. Николай Раевский – тот самый, который шёл в атаку с сыновьями (пусть это и легенда)" пока нет комментариев