Петербург – окончание
Начало: http://starodymov.ru/?p=34004
Предыдущая глава: http://starodymov.ru/?p=34502
Повторю: о пребывании Виткевича в Петербурге материалов практически нет. То есть я вполне допускаю, что где-то в архивах их немало; и что кто-то из авторов таковыми обладает. Так что если бы я планировал написать большое глубокое исследование жизни этого человека, пришлось бы поднапрячься и найти что-то.
Но для лёгкого ознакомления довольно того, что есть.
Итак, чем занимался Ян Виткевич в Петербурге?..
Прежде всего, исполнял свои обязанности переводчика на переговорах с кабульским послом.
Второе: обстоятельно доложил ситуацию в Центральной Азии, которую хорошо знал.
Третье: нет сомнения, что с ним работали сотрудники Академии Генерального штаба (Николаевской она станет позже).
Академия Генерального штаба образована всего за несколько лет до описываемых событий – в 1832 году. Проект академии разработал барон Генрих Жомини – имя которого широко известно до сегодняшнего дня в первую очередь из-за знаменитого брюзжания «старого гусара» Дениса Давыдова:
«…Что слышим от любого?..
Жомини, да Жомини,
А о водке – ни полслова».
Так вот, со временем именно АГШ стала центральным разведывательным органом Российской империи. Как-то у меня нет сомнения, что руководство Академии не могло проигнорировать появление в столице столь колоритного офицера – носителя важных для обучения слушателей сведений.
Начальником Академии на описываемый момент являлся генерал от артиллерии Иван Сухозанет – человек, бесспорно, заслуженный, много воевавший и ставший инвалидом на войне, но при этом жёстко (как считали современники, неоправданно жёстко) требовательный к вопросам дисциплины, стремившийся превратить высшее военное учебное заведение в казарму с фельдфебельскими порядками. Именно такой требовался государю Николаю Павловичу.
Но это – исключительно справки ради.
Ну и ещё, думаю, можно предположить, что Ян с его биографией пользовался популярностью у младших офицеров романтического склада натуры. Ну, и у их сестёр, полагаю.
…Такая жизнь у Виткевича продолжалась до мая 1837 года.
Поручику предписывалось отбыть через Тифлис и Персию в Кабул для заключения – ни много, ни мало – договора о дружбе и сотрудничестве.
…Не скрою: на протяжении довольно долгого времени меня в связи с этим фактом одолевало недоумение. Ну в самом деле: кто он такой – Виткевич? Сомнительная личность захудалого рода и невеликого чина, вроде как добросовестной службой пригладившая некоторые грехи молодости…
Что такого уж выдающегося он совершил для России?.. В приграничных сшибках с контрабандистами поучаствовал?.. Пару тяжб степных вождей разобрал?.. В Бухару съездил?.. Неужто этого достаточно, чтобы человеку доверили представлять империю на международной арене?!.
Никак до меня не могло дойти: как же так, с чего это вдруг такая милость… Даже не милость, а высочайшее доверие!..
Пока до меня не дошло очевидное!
Да просто не нашлось никого другого для столь опасного задания!.. После зверского убийства Грибоедова просто не нашлось бы в МИДе чиновника, согласного отправляться в Персию, а потом ещё дальше в глубь Азии, куда и вовсе не ступала нога европейца!..
Вот и назначили кого не жалко, за кого некому слова замолвить, у кого нет протекции-заступника… Справится с заданием – хорошо, не вернётся – не велика потеря!..
Грубо?.. Но мне картина видится именно такой.
Конечно, думается, самому Виткевичу говорили слова совершенно иные – про государственные интересы, про христианский долг в исламском народе, про то, что за выполнение поручения последует государева награда, что станет для него знаком полного прощения…
Понимал Виткевич истинную цену этим словам?.. Не знаю.
Но в любом случае у него не оставалось выхода. Ему давался шанс – неужто он мог им не воспользоваться!..
Грудь в крестах – или голова в кустах (читай: на шесте перед каким-нибудь исламским святилищем)… Это – как раз про его поручение.
***
Дополнения:
О Денисе Давыдове: http://starodymov.ru/?p=19927
О Николае I: http://starodymov.ru/?p=28736
Об убийстве Александра Грибоедова: http://starodymov.ru/?p=32154
К записи "Ян Виткевич. Петербург – завершение" пока нет комментариев