Хивинский поход

Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=34779

Прежде, чем перейти непосредственно к трагическому финалу нашей истории, заглянем в Оренбург – ненадолго, буквально на одну главу. А именно, коротко поговорим о неудачном походе русского войска под командованием генерала Василия Перовского на Хиву.

При подготовке данной главы я опираюсь в первую очередь на записки Дмитрия Логофета «Завоевание Средней Азии». Николай Дмитриевич – известный военный публицист периода заката Российской империи; на излёте жизни ему пришлось послужить ещё и в Красной армии…

Итак, как уже говорилось в одной из предыдущих глав, главной силой, противостоявшей российскому проникновению в Среднюю Азию, являлось Хивинское ханство. Именно хивинцы, пользуясь поддержкой (исподтишка) кочевников-казахов, регулярно устраивали набеги на укрепления и станицы Оренбургской линии. Соответственно, в ханстве оказалось очень много пленных и оказавшихся в рабстве российских подданных. Я уж не говорю о том, что многие татары и башкиры российского Поволжья искали убежища у своих единоверцев…

Это первое.

Второе. Торговля всегда оставалась источником доходов для людей, источником процветания для стран и регионов. Конечно же, хивинцы – как и любая другая нация Средней Азии – охотно торговали. Однако здесь проводилась откровенно антироссийская экономическая политика: в частности, пошлины с торговцев, следовавших из России, превращались в бессовестные и бесконтрольные поборы. Об этом жёстко писал наш друг Ян Виткевич.

И третье. Казахские, или, как тогда их называли, киргиз-кайсакские кочевники до поры до времени старались в своей политике маневрировать, извлекать выгоды из своего промежуточного положения между Россией и Хивой. Да-да, конечно, и Коканда тоже; только речь в данном разделе идёт именно о Хиве. Однако к описываемому времени антироссийские настроения в казахской верхушке усилились, ханы и султаны региона всё больше начали поддерживать своих южных единоверцев; хотя, конечно, на откровенно агрессивные действия не решались.

Ну и следует отметить активизацию британской агентуры в регионе. Этот пункт в некоторой степени объединял все приведённые.

Вот эти причины и побудили генерала Перовского выступить в поход в направлении Хивы. Конечно, самовольно принять такое решение он не мог, однако активно идею лоббировал.

Виткевич, вернувшись из Бухары, подробно доложил командиру корпуса о ситуации в регионе. И Василий Алексеевич – военачальник, быть может, не самый талантливый, но решительный и смелый – отправил в Петербург план военного предприятия.

Поскольку к лету 1839 года российская дипломатия в Персии и Афганистане потерпела поражение, Азиатский департамент счёл предложенный поход полезным. Он виделся как своего рода реабилитация, ну и как предостережение всё тем же соперникам по «Большой игре»: да, в Афганистане мы уступили, но в целом в регионе капитулировать не собираемся.

В поход выступал отряд численностью 6,6 тысяч человек – полк регулярного войска, казаки, башкиро-мещерякское формирование, а также артиллерия в количестве 16 пушек и четырёх ракетных станков; впоследствии войско несколько увеличилось. Общее командование принял на себя сам Перовский.

Чтобы не везти с собой все припасы, командир заблаговременно отправил вперёд отряд, если можно так сказать, фуражиров, которые на речке Эмбе устроили базу с запасами провианта и фуража.

И ещё на один интересный момент следует обратить внимание. Помимо военных и политических задач, от экспедиции требовалось ответить и на важный географический вопрос. А именно: имеется ли водный путь от Каспийского моря до Аральского. Дело в том, что в былые времена через Кара-кумы протекала река Узбой, которая истекала из некогда полноводной Аму-дарьи и несла свои воды в Каспий. Затем она пересохла – не то засорилось русло, не то засыпали его хивинцы, чтобы враги с того же Каспия не пожаловали – история трактует по-разному. Её русло можно увидеть и сегодня, спустя столько веков…

Отыскать Узбой пытался несчастный Бекович, да не сумел. Теперь та же задача стояла перед Перовским.

Кроме того, в обозе везли лодки, которые планировалось использовать для обследования береговой линии Аральского моря. Эту задачи позднее выполнял лейтенант Бутаков…

…В поход отряд отправился поздней осенью 1839 года. Таким образом Перовский пытался избежать летней жары…

Да вот только зима в тот год выдалась ранняя и суровая: морозная и многоснежная. Слишком морозная и многоснежная для продвижения по открытой степи обременённого обозом и артиллерией войска.

Следует особо подчеркнуть, что Василий Алексеевич Перовский, как опытный военачальник, подготовке к походу уделил большое внимание. Он старался предусмотреть все проблемы, которые только могли подстерегать в пути. Продовольствие, фураж, боеприпасы, тёплая одежда, лошади и верблюды, топливо, даже сотни пустых бурдюков на случай переправы через реки!.. Казалось бы, генерал учёл всё!..

Но погода, погода!..

Из-за глубокого снега и затяжных буранов отряд продвигался очень медленно. От лютого мороза не спасала даже тёплая одёжка, а топливо расходовалось значительно быстрее планировавшегося. Люди замерзали до смерти…

А тут подоспели тиф и цинга…

Если по прямой, расстояние от Оренбурга до Хивы – 1222 км (интернет выдаёт именно такое число). Если по бездорожью, смело накидывай ещё треть. А по снегу, в котором вязнут даже лошади и верблюды?..

Отряд смог пройти только мизерную часть пути. В районе Ак-Булака произошло столкновение с хивинскими войсками. Особенно сильный бой случился в ночь на новый, 1840 год, и в последующий день. Несмотря на внезапность нападения, русские войска дали нападавшим достойный отпор.

Формально победу одержали русские войска. Однако Перовский понял, что продолжать поход бессмысленно.

И войско повернуло обратно.

…В этом походе погибло более тысячи человек; а также сколько-то ещё умерло по возвращении, уже в лазарете. Причём, от руки врага пало не так много воинов – абсолютное большинство душ унесли болезни и холод. Кроме того, примерно шестьсот человек попали в плен…

Василий Перовский – человек, в общем-то, не слишком сентиментальный – до конца дней своих переживал о том, что загубил столько солдатских жизней, так и не выполнив задачу.

…Когда-то дано, ещё в молодости, я написал фантастический рассказ, в основу которого положил такую идею. В далёком будущем в Институте времени существует т.н. Служба последнего контакта – на местном жаргоне её сотрудников поддразнивают «утешителями». По моей задумке сотрудники Службы погружались в далёкое прошлое, чтобы ровно за минуту до смерти человека явиться перед его мысленным взором и рассказать о том, что жизнь он прожил не напрасно, что сделанное им принесёт такую-то пользу, а дети его достигнут таких-то высот…

Потому-де у многих умирающих в последнее мгновение на лица приходит просветление: к нему явился «утешитель»…

Будь моя воля, я бы и к Василию Алексеевичу отправил такого «утешителя». Потому что при кажущейся провальности похода экспедиция реально принесла немалую пользу.

Хивинские правители, оценив решительность настроя российской администрации, решили, что шутки кончились, и присмирели. Они вернули всех (или почти всех) пленных, в том числе и всех захваченных в злополучном походе. Особым фирманом хивинский хан запретил набеги на русские поселения, и даже покупать запретил русских рабов, не то что захватывать.

Своими жизнями павшие и замёрзшие солдаты выкупали жизни своих соотечественников.

Присмирели и казахи – сочли за благо подтвердить свою лояльность Санкт-Петербургу.

Что касается русских властей, им стало очевидно, что отдельными походами отдельных отрядов в регионе действовать – дело бесперспективное; только людей губить. Впредь наступление на Центральную Азию будет строиться по совершенно иному принципу.

…Ну а теперь вернёмся к нашему герою, к Яну Виткевичу.

***

Дополнения:

О Василии Перовском: http://starodymov.ru/?p=34428

О ракетном оружии в Русской армии: http://starodymov.ru/?p=29776

Об исследователе Узбоя Максуде Алиханове-Аварском: http://starodymov.ru/?p=23486

Немного о Бековиче-Черкасском: http://starodymov.ru/?p=26710

О киргиз-кайсаках: http://starodymov.ru/?p=34197

О Бутакове: http://starodymov.ru/?p=321