Оренбуржье – край многонациональный
(Начало: http://starodymov.ru/?p=34004
Предыдущая глава: http://starodymov.ru/?p=34181 )
Почему казахи называются казахами, доподлинно неизвестно. Есть разные версии, но только пусть в этом разбираются специалисты.
Почему казаки называются казаками, доподлинно неизвестно… Ну и можно ещё раз прочитать предыдущий абзац, ибо его смысл относится и к данному тоже.
Однако слова-то похожи – по звучанию!.. В связи с этим со времени самых первых контактов этих народов не раз случалась путаница… Особенно для людей, которые никогда в Оренбургском крае не бывали, и вообще географию юга России представляли смутно.
И вот в какой-то момент, а именно в середине XVIII столетия в Санкт-Петербурге решили, дабы не возникало смысловых недоразумений, казаков по-прежнему именовать казаками, а казахов – киргиз-кайсаками… И продолжалась эта традиция вплоть до 1925 года – то есть после попытки Советской власти отменить казачье сословие… Хотя в ряде документов на протяжении этих двух веков нет-нет, да и встречалось название Казачья орда…
В общем-то, цель вроде как и логична, да вот только казахи никакого отношения к киргизам как не имели, так и не имеют!..
С этим разобрались. Теперь дальше.
Когда речь заходит о казахах, следует учитывать вот какой момент. Нередко мы автоматически объединяем под этим названием всех граждан Казахстана. Между тем, это неправильно – территория этого государства заселена многими народами.
Сами же казахи подразделяются на три группы-жуза: Старший, Средний и Младший. Младший жуз как раз и примыкал к Оренбуржью. Он же первый и принял протекторат России – это случилось ещё в 1731 году. Затем, оценив выгоды такого шага, его примеру последовали и два других. Впрочем, впоследствии они не раз то отшатывались от России, то вновь возвращались в её объятья.
Что же касается разбойничьих налётов ватаг степных удальцов, то они случались регулярно. И что собственно казахи этим промышляли, что приходившие из далёкой Хивы отряды – можно предположить, что пропускавшие их через свои владения киргиз-кайсаки с этого имели свой гешефт.
Приграничную жизнь той поры спокойной никак не назовёшь!.. Прикаспий, Яицкие степи, Южная Сибирь широкой дугой выходили к бескрайним казахским степям… Перекрыть её на всём протяжении не представлялось возможным. Как уже не раз говорилось, степные удальцы с юга вихрем налетали на казачьи станицы; батыры-кочевники Приуралья за спиной пограничников только считались замирёнными подданными империи; ну а контрабандисты всех племён тянули караваны с незаконным добром…
Казаки и поселенцы всё время оставались настороже, гарнизонам крепостей и укреплений по всей приграничной линии приходилось пребывать в напряжении… К середине XVIII столетия вдоль границы Степи протянулась цепочка укреплений из 46 фортов и 96 редутов… К описываемому в данных записках времени их число несколько изменилось, да и граница продвинулась южнее, однако, повторюсь, покоя на линии как не было, так и не наступало.
Так что пограничникам, солдатам, казакам не раз приходилось отражать набеги разбойничьих шаек, а также бороться с контрабандистами.
Следует также учесть, что в Хиве располагался крупнейший в Центральной Азии невольничий рынок, и похищение людей с целью продажи в регионе процветало. И это продолжалось до самого присоединения региона к России и решительному запрету работорговли.
Яну Виткевичу неоднократно приходилось участвовать в приграничных стычках. И здесь он зарекомендовал себя молодцом: он прекрасно стрелял, замечательно джигитовал, а кроме того, никогда во время боя не терял хладнокровия!.
Тут ведь следует учесть вот какое обстоятельство!
Как уже отмечалось выше, в регионе проживало немало представителей самых разных народов. Между ними далеко не всегда складывались добрососедские взаимоотношения…
Вообще приходится признать, что межэтническая рознь – удивительная штука! Посмотри со стороны – и с лица не различишь, скажем, узбека и киргиза… Узбеки Ферганской долины и узбеки ташаузские; китайцы северные и южные различаются куда больше!..
Корни межэтнического противостояния уходят, понятно, в наше звериное прошлое, когда каждая стая, прайд, свора, даже муравейник оберегали свою территорию от чужаков, определяя их по выработанным в процессе естественного отбора системе опознавания «свой–чужой»… И у нас, вроде как таких цивилизованных, этническое противостояние сохраняется.
Так вот…
Если умело играть на этих межплеменных разногласиях, можно много чего вызнать полезного!..
Приходится повторять вновь и вновь, напоминать уже говорённое…
Ян Виткевич изучил едва не все основные языки местных народов, а также языки торговцев, которые приходили на Оренбуржье из сопредельных территорий. Но ведь в те времена языки изучались не у учителей по интернету – только в процессе личного общения!..
Ну право: кому из местных жителей не приятно, когда представитель имперской администрации, да к тому же молодой обаятельный человек, живо интересуется твоим языком, твоей культурой, твоими верованиями, историей твоего народа и твоего рода!.. Можно сказать, что Ян обзавёлся множеством приятельских связей. А можно – что у него сформировалась обширная сеть осведомителей!..
Опять же, особенность азиатских народов состоит в том, что у них многочисленные крепкие родственные и племенные связи. Соответственно, человек, знающий того или иного местного жителя, может в незнакомом городе рассчитывать на поддержку через его родню.
А теперь подведём итог!
Молодой, умный, эрудированный, знающий языки, наработавший обширные связи, смелый, хладнокровный, опытный, наблюдательный, умеющий анализировать виденное и слышанное, пользующийся авторитетом у местных жителей (туземцев, по терминологии той поры)…
Это характеристика нашего героя к 1835 году. Которому при богатой на события биографии едва исполнилось 27 лет…
Вот с этой поры и начинается биография разведчика Яна Виткевича!
…Делаю вставку уже задним числом.
Несколько позже, работая над данными текстами, в одном документе я встретил интересную точку зрения.
Ян Виткевич оставил по результатам своих путешествий несколько очень интересных путевых Записок, которые я прочитал. Однако на документах есть пометки, что составил их чиновник по особым поручениям при губернаторе Оренбургского края Владимир Даль по рассказам Виткевича. Признаться, поначалу я особого внимания на данную пометку не обратил – мало ли по каким причинам разведывательное донесение подвергалось редактированию.
Однако потом я прочитал вот какую мысль. Для Виткевича русский язык оставался разговорным, а вот чётко излагать мысли на великоросском у него получалось не очень. Именно поэтому его Записки есть, по сути, пересказ-изложение его устного рассказа, сделанное Владимиром Далем. Должен признаться, при прочтении Записок у меня появилась мысль о том, что в некоторых местах хромает последовательность изложения. Но если допустить, что это и в самом деле не изначально письменный текст, а законспектированный рассказ, всё становится на свои места: некоторая непоследовательность устного рассказа – дело вполне обыденное.
Более того, автор приведённой мысли допускал, что с губернатором Перовским (речь о котором ещё впереди), Виткевич вообще мог говорить по-французски, так как знал язык галлов лучше, чем русский.
Впрочем, вполне естественно оговорюсь, что это – не мои суждения, а вычитанные у кого-то из исследователей.
***
Дополнения:
Из истории Казахстана: http://starodymov.ru/?p=20668
Ещё из истории присоединения региона к России: http://starodymov.ru/?p=17884
Немного о Бухаре: http://starodymov.ru/?p=27220
К записи "Ян Виткевич. Многоязычный мир Оренбуржья" пока нет комментариев