Последствия

Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущая глава: http://starodymov.ru/?p=34755

Поскольку мы вместе с нашим героем покидаем регион, расскажу о дальнейшей судьбе людей, с которыми прямо или опосредованно оказалась связанной деятельность нашего героя.

Как уже сказано, британский вице-король Индии решил силой сместить с кабульского престола строптивого Дост-Магомет-хана и заменить его на его младшего брата – послушного Шах-Шуджу Дуррани. Что он успешно и осуществил – об этом речь шла выше.

Как тут не провести параллель!.. Через полтора века мы точно так же поступили с другим афганским лидером, Наджибуллой: пообещали защиту, а потом бросили на произвол судьбы.

Правда, судьба к Дост-Магомету оказалась более милостивой. Он пытался бороться с проанглийским ставленником Шах-Шуджой, однако потом сдался, за что получил право проживать в британской колонии и получать из британской же казны неплохую пенсию – будущее показано, что островитяне оказались политиками дальновидными. Когда в результате очередного восстания Шах-Шуджу кабульцы таки убили, английские колониальные власти предложили Дост-Магомету вернуться на эмирский престол и замирить народ… При относительном нейтралитете Британской Индии Дост-Магомет последовательно подчинил окрестные земли Кабулу, сформировав государство Афганистан примерно в современных границах.

Не правда ли, показательный факт?.. Британцы показали свою дальновидность; кабульский эмир – умение выжидать подходящий случай.

Как уже говорилось выше, британский агент Александр Бёрнс также погиб в Кабуле во время народного восстания. Парадокс ситуации!.. Он изначально являлся сторонником Дост-Магомета, однако сместил его и привёл к власти Шах-Шуджу, из-за чего и погиб, а в результате к власти вернулся как раз Дост-Магомет.

Политика, друзья мои, политика!..

Генерал-губернатор Индии Джордж Иден, как уже говорилось выше, решил в Афганистане навести порядок штыками. Пока военная кампания развивалась успешно, он успел получить баронский титул и стать лордом Оклендом… Однако когда отправленный им в Афганистан экспедиционный корпус потерпел разгром, а Шах-Шуджа показал свою крайнюю непопулярность, сдал полномочия другому лорду – Элленборо – и отбыл на родину. Впрочем, в опале ему довелось оставаться недолго – вскоре отставного вице-короля назначили Первым лордом Адмиралтейства.

Что тут скажешь?.. Так устроен мир: политики допускают ошибки и пересаживаются в другие кресла, а простые люди и солдаты расплачиваются за это своей кровью.

…Его оппонент, Иван Осипович Симонич, который, по сути, едва не втравил Россию в войну, был отозван из Персии. И неведомо, как сложилась бы его дальнейшая судьба, однако его взял под своё крылышко наместник Царства Польского генерал-фельдмаршал Иван Паскевич, назначив комендантом крепости, а со временем и выхлопотав для него звание генерал-лейтенанта. Государь Николай Павлович своему любимцу отказывать не стал.

Помощник Симонича Иван Бларамберг, тот самый, кто безуспешно пытался под Гератом научить персов воевать, со временем подготовил подробные обзоры событий – имею в виду в первую очередь осаду того же Герата, на которых я в своих записках остановился предельно кратко. Впоследствии он служил в Оренбургском крае, затем в Крыму и в Петербурге. И в конце концов возглавил Корпус военных топографов – как раз в тот период, когда в нём начинал службу Николай Дмитриевич Артамонов, опосредованно сыгравший в моей жизни столь значимую роль.

О судьбах остальных участников того кризиса я вроде как рассказывал.

Не удалось мне ничего отыскать о дальнейшей судьбе юного английского офицера Поттингера, который руководил обороной Герата. Впрочем, искал я не особо активно – мне бы о соотечественниках рассказать.

…Ну а мы отправимся вместе с нашим героем Виткевичем в Петербург.

Вряд ли он ехал в бодром настроении. Но об этом поговорим чуть позже.

***

Дополнения:

Вспомним о Николае Дмитриевиче Артамонове: http://starodymov.ru/?p=357