Режиссёр Сергей ТАРАСОВ
Впечатления о его книге «ОСКОЛКИ. Краткие заметки о жизни и кино»
(Продолжение. Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=31952 )
3.
Хочу рассказать об одной сюжетной линии в книге Сергея Тарасова, которая мне здорово не понравилась. Вернее, не так – не то чтобы не понравилась, просто я по данному вопросу придерживаюсь иной точки зрения.
Я как-то уже затрагивал эту тему…
Автор биографического издания ставит себе в заслугу тот факт, что в советские времена, используя своё служебное положение, сумел сделать так, что несколько выпускников театральных вузов не отправились по распределению в провинцию, а остались в столице.
Моё отношение к данному действу решительно отрицательное. Первое – и, в моём представлении, не главное – состоит в том, что таким вмешательством Сергей Сергеевич нарушал действовавший на тот момент в стране Закон. Пусть не самый строгий, пусть не слишком правильный, пусть несовершенный и недодуманный… Пусть! Но это – Закон, это норматив, требованиями которого следовало руководствоваться.
Подчеркну: даже если от нарушения его ничего не менялось!..
Хотя, что значит «ничего не менялось»?.. Менялось – в том-то и дело. Любой закон, который не выполняется по отношению к некоторым людям, провоцирует на нарушение и других.
Соответственно, Сергей Тарасов, действуя вопреки действовавшему на тот момент порядку, присоединялся к числу кинодеятелей, которые расшатывали советскую киноиндустрию.
Что, звучит излишне пафосно?.. Быть может… Но только современное обвальное снижение уровня отечественного кинематографа – закономерное следствие разрушения советского кинодела (см.: http://starodymov.ru/?p=29667 ). Разве не так?.. (Ещё пример: от 21 ноября: http://starodymov.ru/?p=28465 )
Между прочим, Сергей Тарасов и сам оказался в числе пострадавших от развала существовавшей системы! Как это знакомо: интеллигенция, расшатывающая существующий строй, а потом оказывающаяся в положении пушкинской недальновидной старухи!.. Нет-нет, я не ставлю это в вину – это беда отечественной интеллигенции, это грабли, на которые она наступает уже лет двести… (Вот ещё немного рассуждения на ту же тему: http://starodymov.ru/?p=29712 )
Но это, повторюсь – вторично. На мой взгляд, важнее другое.
Сегодня обязательность распределения актёров из столичных вузов в провинцию отменена. Кто от этого выиграл?.. Провинциальный театр?.. Театр столичный?.. Отечественный кинематограф в целом?..
Лично на мой взгляд, все проиграли. И в первую очередь – зритель!
Сергей Тарасов приводит пример, когда он помог «отмазаться» от провинции Светлане Немоляевой. Ладно, допустим, в данном случае это пошло на пользу искусству. Допустим! – потому что кто сказал, что истинно талантливые актёры должны служить Талии с Мельпоменой только в Москве!.. А остальные, кому Сергей Сергеевич помог и обобщил словом «другие» – быть может, как раз в провинции их талант и раскрылся бы, реализовались бы заложенные в них знания и умения?..
«Москва – не Россия»… Данный и ему подобные тезисы приходится слышать довольно часто. Понятно, что подобные противопоставления не идут на пользу родимому Отечеству. Применительно к рассматриваемому вопросу, на мой взгляд, взаимообмен талантливыми актёрами между столицей и провинцией необходим! Сепаратизм ведь проявляется не только в политической и экономической сферах бытия, но и в сфере культурной жизни.
На мой взгляд, иллюстрациями к данным рассуждениям могут стать фильмы «Успех», в котором великолепно сыграл Леонид Филатов (см.: http://starodymov.ru/?p=23814 ), а также «Упражнения в прекрасном» (см.: http://starodymov.ru/?p=29366 )…
Впрочем, это уже тема для особого разговора. Главное я уже сказал: я не считаю бесспорным благом факт, что автор книги помогал оставить кого-то из молодых актёров в столице.
Как я уже писал выше, нам не дано знать, что есть благо для человека (о стране и её культуросфере я вовсе молчу, дабы не скатиться в пафосную демагогию). Потому большой вопрос, в какой степени имеет право человек вмешиваться в предписанный ход событий.
Ну и, коль речь зашла об актёрах…
На протяжении творческой деятельности у режиссёра Сергея Тарасова сложилась своя творческая команда. Конечно, она варьировалась, однако костяк оставался сложившимся.
Хочу привести список актёров и вообще творческих людей, которые упоминаются в книге и которые сыграли определённую роль в творчестве автора. Конечно, список получился неполным, я назову только наиболее известных, тех, кого сам помню, знаю и ценю. Опять же, может, и пропустил кого…
Итак…
Артмане Вия: http://starodymov.ru/?p=30383
Белявский Александр
Будрайтис Юозас
Бурляев Николай: http://starodymov.ru/?p=4535
Быков Ролан: http://starodymov.ru/?p=30811
Визбор Юрий
Владимир Меньшов: http://starodymov.ru/?p=30550
Высоцкий Владимир: http://starodymov.ru/?p=26402
Гвоздикова Наталья
Глузский Михаил
Григорьев Константин
Дворжецкий Владислав: http://starodymov.ru/?p=29342
Жариков Евгений
Иншаков Александр
Кабо Ольга
Лановой Василий: http://starodymov.ru/?p=28761
Ливанов Аристарх
Маркова Римма
Назаров Юрий: http://starodymov.ru/?p=7195
Невзоров Борис
Олялин Николай: http://starodymov.ru/?p=31369
Параджанов Сергей: http://starodymov.ru/?p=653
Паулс Раймонд
Ромашин Анатолий
Ростоцкий Андрей
Смирнов Юрий
Фатеева Наталья
Федосеева-Шукшина Лидия
Филиппенко Александр
Химичев Борис: http://starodymov.ru/?p=31441
Хмельницкий Борис
Хренников Тихон
К записи "Режиссёр Сергей Тарасов и его автобиографическая книга “Осколки”. Часть 3. С чем я не согласен" пока нет комментариев