Николай ОЛЯЛИН

Актёр, создавший калейдоскоп ярчайших образов

Продолжаю выборочное знакомство с юбилеями актёров: http://starodymov.ru/?p=31148 .

17 ноября 2009 года ушёл из жизни Николай Олялин. Популярнейший советский актёр.

Когда я знакомился с биографией актёра, обратил внимание вот на какое обстоятельство.

Несмотря на всю мою внутреннюю приверженность старой советской системе, я признаю за ней множество грехов и даже маразмов (например: http://starodymov.ru/?p=30483 ). Другое дело, что и сейчас их произрастает не меньше, да только не о политике сейчас речь. Вернее, не о политике политической, а о политике в сфере культуры.

Сейчас в телевизионных программах, посвящённых деятелям культуры былых времён, нередко можно услышать выпады по поводу того, что, мол, раньше выпускников театральных вузов такие-рассякие нехорошие кадровые органы направляли послужить в провинциальные театры – и далее радетели начинают сокрушаться по поводу несостоявшихся судеб увядших в провинции талантов. Та же мысль в осудительном контексте встречается и в книге известнейшего кинорежиссёра Сергея Тарасова «Осколки», до которой – каюсь! – никак не доберусь, чтобы написать о ней (хотя уже два раза всю прочитал, и есть что сказать).

Так вот, я-то как раз считаю, что это было замечательно, когда юные актёры, овладев азами лицедейства у маститых столичных мастеров, начинали оттачивать-шлифовать своё дарование на подмостках в далёких от центра городах и весях. От этого выигрывали все: и провинция, и сами актёры, которые учились пробиваться по жизни талантом, а не по праву рождения или ещё каким путём…

Я не предлагаю ту схему считать идеальной – идеала вообще в этом мире не существует, не предусмотрел Господь такой философской категории; вернее сказать, оставил именно на уровне понятийного ряда… (см.: http://starodymov.ru/?p=30464 ) Но она всё же свою функцию ротации кадров выполняла.

Так вот, Николай Олялин… По окончании театрального вуза он получил назначение в Красноярск (о моём посещении этого замечательного города: http://starodymov.ru/?p=15853 ), где в местном театре юного зрителя стал подлинной «звездой». И уже оттуда, выслужив ценз и поднабравшись опыта, перебрался в Киев, на киностудию им. Александра Довженко (см.: http://starodymov.ru/?p=30550 ), где и началось его триумфальное шествие по киноэкранам.

Вот лишь некоторые сыгранные им (блестяще сыгранные!) роли. Солдат Крапилин («Бег», одна из самых глубоких картин о Гражданской войне), майор («Обратной дороги нет» – помню, как с одноклассниками обсуждали этот фильм, состоявший из нескольких серий, стараясь вычислить гитлеровского лазутчика), Цветаев («Освобождение», фильм, которым мы все засматривались: http://starodymov.ru/?p=24071 ), Молчан («Россия молодая» – великолепная экранизация замечательного романа: http://starodymov.ru/?p=23987 ) и многие другие…

Эти и другие образы, которые Николай Олялин воплотил на экране, навсегда останутся в истории отечественного кино.