В МУЗЕЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

побывали мы с Захаром

Посетили мы с внуком Музей Московской железной дороги, который располагается рядом с Павелецким вокзалом.

Захар очень интересуется всеми видами транспорта, которые передвигаются по рельсам (см.: http://starodymov.ru/?p=30708 ). Насколько я знаю, колёса с ребордами привлекают многих мальчишек. Помню хотя бы своё детство, станцию посёлка Руденск, что в Белоруссии (см.: http://starodymov.ru/?p=20043 ), где некогда я тоже мечтал стать машинистом паровоза…

В общем, свозил я внука в этот Музей… Причём, так получилось, что удалось осуществить задуманное нам только с третьей попытки – дважды перед этим умудрялись попадать на санитарный день… Так что схема передвижения к цели уже оказалась отработанной.

Сначала на метро от ст. «Новокосино» (см.: http://starodymov.ru/?p=30631 ) до ст. «Шоссе Энтузиастов», на которой мне регулярно доводится бывать – здесь неподалёку некогда располагалась типография, в которой мы печатали журнал «Боевое братство» (см.: http://starodymov.ru/?p=7257 ).

Там пересадка на поезд Московской кольцевой железной дороги. Я по-прежнему считаю, что этот проект не может стать рентабельным в самой малой степени, что он осуществлён исключительно в кому-то персонально выгодных целях (см.: http://starodymov.ru/?p=19873 )… На мой взгляд, в Москве наберётся слишком малый процент населения, которому данный вид транспорта по-настоящему удобен.

Однако есть в МЦК одно большущее преимущество перед тем же метро. А именно: вид за окном! Открывающиеся городские ландшафты намного интереснее, чем мелькание тёмных пыльных блюмингов в «подземке».

Во всяком случае, Захар между скоростью передвижения и видом за окном предпочитает второе.

Восторгов у него сколько! Встречные поезда, мосты со множеством автомобилей, бесчисленные стройки со строительной техникой!.. А тут ещё и бегущая строка на информационном табло внутри вагона!..

А вот и «Автозаводская»!.. А вот и «Павелецкая»!..

…Логику и мировосприятие младенца понять невозможно.

Музей, в который мы приехали, не такой уж большой. Но экспозиция в нём довольно разнообразна и информационно насыщена.

В центре просторного зала стоит настоящий паровоз с вагоном… Конечно, он заинтересовал внука. Однако Захар и отнёсся к нему с опаской: одно дело умещающиеся в ладошке игрушечные паровозики, и совсем другое – такой монстр!.. Огромные колёса, шатуны, тяги… Мальчонка глядел на всё это чудо техники с восторгом, однако ж, приходится повторяться, с восторгом опасливым…

Вокруг – различные экспонаты, причём, экспонаты довольно разноплановые… Макет памятника Павлу Мельникову (см.: http://starodymov.ru/?p=30392 )… Натурального вида манекены изображают сценки из железнодорожнойжизни XIX столетия… В частности, явно «благородная» дама смотрит в вагонное окно, за которым проплывают (и в самом деле проплывают на экране) пейзажи, сразу навевает воспоминания о первом появлении в одноимённом романе Анны Карениной… И модель самого первого паровоза; и паровоз в разрезе… И модели тепловозов – цельные и в разрезе; понятно, я сразу вспомнил о судьбе и творческом пути Якова Гаккеля (см.: http://starodymov.ru/?p=20203 )…

Отдельный стенд посвящён Великой Отечественной войне, и в частности, бронепоездам. Вообще данная тема как-то обойдена нашей военной историографией, между тем, боевых единиц данного типа насчитывалось немало, что в Красной армии, что в германской. В частности, я встречал в документах упоминания, они принимали участие в Сталинградской битве (наши) и в обороне Крыма (гитлеровской)… Есть у нас художественный фильм «Последний бронепоезд», но он мне как-то не очень понравился…

В общем, много чего мы увидели интересного.

Но самое большое впечатление произвёл на Захара огромный макет Павелецкого вокзала. Он несколько раз обогнул его, рассматривая и делясь со мной восхищением. Мальчика поразило всё: и само внушительное здание, и находящиеся внутри замкнутого квадрата локомотивы и вагоны, и различные автомобили, расставленные вокруг, и фигурки людей…

Короче говоря, ребёнку понравилось.

Конечно, если бы моё внимание не было накрепко приковано к внуку, я бы ещё походил, посмотрел, почитал, поизучал… Но – Noblesse oblige, я в Музей не пришёл, а привёл…

…Потом начался путь домой.

Чтобы удовольствие внука оказалось полным, я решил до родной «жёлтой» ветки метро провезти его на трамвае. В прошлый раз мы именно таким образом попали в Музей городского транспорта Москвы (см.: http://starodymov.ru/?p=30470 ).

Однако оказалось, что в связи с ремонтом трамваи мимо вокзала сейчас не ходят. И мы поехали на перекладных.

…Конечно, совершив столь длительное путешествие, Захар устал. Но сколько набрался впечатлений!..

Друзья мои!.. Я не детский психолог, я не педагог. Я не знаю, как правильно воспитывать детей!

Но мне хочется верить, что чем больше ребёнок будет видеть самого разного и многообразного, чем большим объёмом положительных впечатлений будет напитываться, тем богаче и многостороннее воспитается его личность.

В очередной, самой на данный момент, свежей передаче «Не верю!» (см. запись от 15 сентября: http://starodymov.ru/?p=30688 ) оппоненты обсуждали вопрос, можно ли считать личностью новорождённого. Думаю, что это вопрос схоластический, хотя бы потому, что следует для начала определиться в том, какой смысл вкладывается в данное понятие в данный контекст данного спора.

Личность, и в первую очередь личность ребёнка – это не нечто статичное, а постоянно развивающееся понятие. Так вот, от нас, от взрослых, зависит сделать так, чтобы личность становилась максимально многогранной – тогда и жить ему будет интереснее.

Вывод прост. Впереди у нас с Захаром ещё много интересных наблюдений, путешествий, открытий!