Пассажирская Московская кольцевая железная дорога: кому она нужна?
На мой взгляд, самое грандиозное финансовое московское «разводилово» на сегодняшний день – это Кольцевая железная дорога. Имею в виду её переоборудование под пассажирский транспорт. В проект вкачиваются несусветные средства, сама дорога реконструируется, прокладываются новые колеи, её электрифицируют, строятся платформы со всей инфраструктурой… И всё для чего?
Впрочем, наверное, следует в нескольких словах разъяснить, о чём идёт речь. Внутри Москвы существует кольцевая железная дорога. Некогда она служила своего рода границей города, однако мегаполис разрастался, выплеснулся за её пределы… И сегодня железная дорога выполняет роль грузовой транспортной рокады для переброски товарных вагонов с одного направления на другое. Для этой цели она просто незаменима. А вот для переоборудования в пассажирскую ветку – есть ли резон?
Ладно, то, что по всему кольцу, проходящему, повторюсь, внутри перегруженной автотранспортом Москвы, строят новые путепроводы, то, что расширяют проезды под ними, оборудуют пешеходные переходы, это, конечно же, нужное дело. Равно как и электрификация – для Москвы устранение любого источника загазованности просто необходимая вещь, а тепловозы это не самый экологически чистый вид транспорта.
Короче говоря, сама по себе реконструкция, скорее всего, и в самом деле назрела.
Но переоборудование Кольцевой дороги под пассажирский транспорт – вот в чём, на мой взгляд, совершенно нет необходимости.
Сама по себе дорога проходит в основном по районам города, относящимся к т.н. «промзоне»; вдоль неё тянется широкая полоса отчуждения. Город всё гуще развивает сеть метрополитена. Спустившись в метро, человек легко может попасть в любой район столицы, ну а на месте подъехать пару-тройку остановок на наземном транспорте. Какую роль в этом может играть Московская кольцевая железная дорога? Понятно, что электрички по ней будут ходить по расписанию, и не с той интенсивностью, как в метро. Значит, человек, которому требуется попасть в некий район, должен будет добираться до «железки», дожидаться поезда, ехать несколько остановок, потом пересаживаться на какой другой транспорт…
Допустим, в городе найдётся сколько-то человек, которые и проживают рядом со строящейся платформой, и рабочее место у него располагается рядом с другой платформой. Но много ли таких?.. Это какую же нужно иметь потребность, чтобы проехать на метро из «спального» района до некой станции, подняться на поверхность, пройти или даже проехать до платформы МКЖД, сесть в электричку и следовать в ней вокруг центра города, чтобы попасть в район, в который значительно быстрее добраться по другому метро-радиусу!
Убеждён, что объективное исследование будущих пассажиропотоков по Кольцу не проводилось. Вернее, оно, конечно же, проводилось, только результаты подгонялись под личные выгоды заказчиков.
Помню, когда строили монорельс в районе ВДНХ, тоже солидные дяди с умным видом доказывали, насколько необходима городу та транспортная ниточка. А что мы видим реально?.. Нет в ней особой нужды. Вернее, какая-то есть, но она не сопоставима с затратами.
Впрочем. наверное, если бы такие монорельсы пустили над основными «выносными» трассами Москвы, от них, наверное, польза получилась бы немалая, москвичи из «спальных» районов и граждане Подмосковья охотно пользовались бы вагончиками, которые проплывают над глухими пробками. А теперь… Теперь это просто памятник «баблу», потраченному для пользы кому-то конкретному, но никак не городу.
Другими словами, считаю, что когда протаскивался проект превращения Кольцевой «железки» в пассажирскую, коммерческую составляющую, без сомнения, просчитали, но только в части выгодности конкретным людям – чиновникам, бизнесменам… В какой-то степени и строителям, хотя, наверное, для них нашлись бы и другие проекты, более выгодные городу.
Скажете: да и бог бы с ним, пусть строят?.. Так-то оно так, да только это бюджет нашего города! И хотелось бы, чтобы его, бюджет, расходовали с большим кпд для всех горожан, а не для мизерной его части.
Вот, скажем, в центре Москвы повсеместно выкорчёвывают бордюры, которым сносу нет, снимают асфальт, даже тот, который уложили буквально год назад, и который оставался во вполне достойном состоянии. Причём, убирают их заметно оперативнее, чем затем ремонтируют. Расчёт очевиден: под раскуроченную улицу бюджет обязательно раскошелится, изыщет резервы, несмотря ни на какие кризисы.
А вестибюли станций метро?.. Сколько по Москве сегодня ободранных станций, которые стоят уже невесть сколько времени, и неведомо, сколько ещё простоят! Как говорится, и ежу понятно, что и тут всё тот же расчёт: под восстановление ободранного хошь – не хошь, а бюджет средства изыщет.
Опять же, вспоминается… Несколько лет назад проводился опрос: как бы вы отнеслись к тому, чтобы на остановках наземного транспорта установить табло, на которых показывалось бы время прибытия следующего автобуса/троллейбуса. Когда у меня спросили, я ответил, что если бы показывалось время реального прибытия, было б неплохо, а если того, как предписано по расписанию, то такие табло превратятся лишь в финансовую поддержку фирмы, таковые табло производящие. И что ж?.. Установили по городу множество таких информационных систем. А сколько из их числа работает?.. На станции «Первомайская» они показывают полную белиберды. А средства ведь на них потрачены, и немалые!
…Чиновник скажет: ишь умный нашёлся – всё бы ему критиковать!..
Ну, умный или нет, не самому же судить. А вот об определении приоритетов судить худо-бедно могу.
Если сейчас колоссальными темпами развивается метро – это ж благо для города. Если строятся и строятся транспортные развязки – и это во благо! Если прирастили Москву этим уродливым наростом – так чем его ни оправдывай, а глупостью и останется. Если новые вагоны метро и те же трамваи нового поколения хороши – так кто по этому поводу станет ворчать! Если, пользуясь предлогом санкций, наша торговля бесстыже поднимает цены, в том числе (в первую очередь) на городских «рынках выходного дня», где правят бал наши смуглые «гости столицы» – так кто ж этому станет радоваться!.. Если повсеместно сворачивается мелкая торговля и нас поневоле загоняют в супермаркеты – то кому от этого польза?..
Впрочем, я ж говорил о Московской кольцевой железной дороге. Как грузовая система она, бесспорно, необходима. Ну а для регулирования пассажиропотока – бесполезна. Это просто перекачка бюджетных денег… А куда и зачем?.. Вот это уж и в самом деле – не моего ума дело!
Уже завершив, я подумал, что по ней можно было бы пустить экскурсионные ретро-поезда… А потом сам же и возразил. И что увидят пассажиры из окон?.. Всё ту же «промзону»… Нет, и это плохая идея. Вон в том же Жуковском детская железная дорога по таким красивым местам идёт!.. Нет-нет, не то это…
К записи "Мысли брюзги о реконструкции Московской кольцевой железной дороги" пока нет комментариев