МАЙ-2019:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ЮБИЛЕЙНЫХ ДАТАХ

(Часть вторая)

(Окончание. Начало: http://starodymov.ru/?p=29583 )

190 лет подвигу брига «Меркурий»

Это невероятное сражение произошло во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов (см.: http://starodymov.ru/?p=26912 ). 18-пушечный русский бриг, которым командовал капитан-лейтенант Александр Казарский, 14 мая 1829 года вступил в бой с двумя турецкими линкорами, имевшими в общей сложности 184 пушки. Десятикратное превосходство!..

В такое было бы невозможно поверить, если бы это не являлось установленным фактом: «Меркурий» умело маневрировал и метко палил, и в результате оба корабля противника получили такие повреждения, что не смогли преследовать ушедшего под парусом победителя. Русский корабль оказался изрешечён ядрами, большинство матросов пало или получило ранения, сам Александр Иванович получил ранение в голову. Но они победили!

За этот подвиг «Меркурий» первым в русском флоте награжден Георгиевским знаменем. Каждый офицер получил повышение в чине. И у каждого в гербе появилось изображение пистолета. Дело в том, что перед началом неравного сражения офицеры приняли решение, что в случае угрозы пленения брига один из них выстрелит в бочку пороха, хранившегося в крюйт-камере, и таким образом взорвёт и своё судно, и вражеское…

Когда мне посчастливилось побывать в Военно-морском музее Санкт-Петербурга, видел я и макет брига, и пожалованный ему флаг, и портрет Казарского… Заместитель начальника музея Александр Чернавский и его сотрудники подробно рассказали об этом подвиге, за что им – искренняя моя благодарность. В частности, Александр Николаевич рассказал, что с тех пор в составе российского Военно-морского флота непременно состоит боевой корабль именем «Меркурий».

…Что касается дальнейшей судьба капитана 1 ранга Казарского, император Николай I (см.: http://starodymov.ru/?p=28736 ) назначил отважного морского офицера своим флигель-адъютантом. Однако жизнь и карьера его трагически оборвалась – во время очередной инспекторской поездки Александра Ивановича отравили.

***

190 лет назад открылась первая в России промышленная выставка

Она начала свою работу в Петербурге 27 мая 1829 года и называлась Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий. В общем-то, проведение выставки именно при Николае Павловиче вполне объяснимо: они с недавно ушедшим Александром (см.: http://starodymov.ru/?p=28743 ) были братьями, однако Александр словно бы пришёл из «галантного» XVIII столетия, а Николай зарекомендовал себя представителем уже нового, XIX века, века промышленной революции, припожаловавшей в Россию с заметным отставанием.

Главным требованием выставки являлось наличие на каждом представленном изделии клейма, подтверждающего его отечественное происхождение. На восьми площадках демонстрировались машины и инструменты, продукция химического, текстильного и металлургического производства, изделия из стекла, фарфора, фаянса, папье-маше и т.д. – всего 4041 изделие. Одной (быть может, главной) из целей выставки объявлялась демонстрация факта, что российский производитель может выпускать продукцию не хуже иностранной при цене значительно более низкой (были ж времена!). Судя по откликам современников, эту задачу выставка выполнила (в это нынче трудно поверить, но ведь это ж факт!).

С тех пор подобные выставки в нашей стране проводились регулярно.

И при этом приходится признать, что и Николай промышленную и, соответственно, военную отсталость России преодолеть не смог (см.: http://starodymov.ru/?p=347 ). Пусть гротескно, но с грустной иронией это показал Николай Лесков в своём бессмертном «Левше» (см.: http://starodymov.ru/?p=6105 ).

***

180 лет назад из Афганистана вернулся Ян Виткевич

Случилось это 9 мая 1839 года. Значение этого дипломатическо-разведывательного вояжа трудно переоценить: http://starodymov.ru/?p=99 . В Центральной Азии только начало намечаться противостояние Британской и Российской империй, началась борьба за разделение сфер влияния… И российский разведчик с совершенно удивительной судьбой, Ян Виткевич, стал в своём роде российским первопроходцем на этом пути.

Я непременно выберу время и подробно расскажу об этом потрясающе интересном человеке!..

И о скольких ещё соотечественниках хотелось бы поведать! Время, время, где его взять?..

***

150 лет назад родился Воллосович

Об этом выдающемся исследователе Арктики, о его трагической гобели я не так давно рассказывал: http://starodymov.ru/?p=27894

А родился он 21 мая 1869 года.

***

140 лет назад родился Симон Петлюра

Начну с небольшого уточнения: в украинской версии имя Главного атамана войска и флота Украинской народной республики (1919-1920 гг.) произносится с ударением на букву «и».

Родился он 10(22) мая 1879 года.

Коротко разобраться в событиях, связанных с образованием Украинской народной республики, в руководстве которой Петлюра играл одну из ведущих ролей, дело сложное, и в данном обзоре невозможное. Потому ограничусь только одним утверждением, с которым читатель вправе не согласиться.

Симон Васильевич на протяжении длительного времени, вплоть до 1919 года, оставался политическим лидером, с которым Советская власть могла договориться и прийти, как говорится, к общему знаменателю – во всяком случае, тактически, на какое-то время (см.: http://starodymov.ru/?p=28531 ). Однако объективный ход истории привёл Петлюру к окончательному отмежеванию от России, тем более, большевистской, и с тех пор он стал ярым и последовательным врагом нашего Отечества. Каковым он и остаётся в официальной историографии.

Таких ярких, умных, способных к диалогу деятелей следует держать в союзниках, а не отталкивать во враги!

Какими потоками крови приходится рассчитываться народу за неумение недальновидных правителей договариваться, за неспособность авантюристов услышать друг друга!

***

130 лет Игорю Сикорскому

Выдающийся российский авиастроитель, талантом которого в основном создан американский авиапром, родился 25 мая 1889 года. Он с юности страстно заболел конструированием воздухоплавательных аппаратов и пронёс эту любовь через всю жизнь. В 1909 году на свои средства построил первый в России вертолет с винтами, вращающимися в разные стороны (по этой схеме построены практически все «камовские» машины; см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ). Затем, будучи главным конструктором на заводе Руссо-Балт, создал несколько самолетов.

13 июля 1913 года состоялся первый в мире полет самолета, поднявшего в небо восемь человек – она назывался «Русский витязь». Затем был легендарный «Илья Муромец» – первый в мире многомоторный бомбардировщик с размахом крыльев 31 м (см.: http://starodymov.ru/?p=7707 ). Он создавал также самолеты-разведчики, штурмовики… (Ещё один факт о нём: http://starodymov.ru/?p=16374 )

После революции Игорь Иванович эмигрировал, оказался в США, несколько лет перебивался случайными заработками. Однако его талант в конце концов получил достойную оценку, нашлись инвесторы, которые помогли создать авиастроительную компанию, пережившую отца-основателя и существующую по сей день (см.: http://starodymov.ru/?p=27204 ).

***

120 лет Гаагской конференции

Это была, пожалуй, первая попытка привнести в войну какие-то гуманистические ограничения (ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=10379 ). Проводилась она по инициативе Николая II и начала свою работу 18 мая 1899 года.

В конференции приняли участие делегации 27 государств. На этом международном форуме были приняты три конвенции и три декларации. Конференция призывала правительства к разрешению спорных вопросов мирным путем, выработала правила ведения войны, вводила запрет на использование воздушных шаров и других воздухоплавательных средств для бомбометания (о первом в истории бомбометании с самолёта: http://starodymov.ru/?p=682 ), на использование отравляющих и удушающих газов, а также на пули, которые при попадании в тело разворачиваются или сплющиваются… О заботе о военнопленных речь шла (см.: http://starodymov.ru/?p=29311 )…

До начала Первой мировой, которое показала, чего стоят подобные увещевания, оставалось всего полтора десятилетия (см.: http://starodymov.ru/?p=15449 ).

***

80 лет первой в мире двухступенчатой ракете

Она стартовала 19 мая 1939 года на полигоне близ платформы Планёрная – нынче это Москва, а тогда пригород. Называлась ракета РВ-3, и создали её под руководством студента МГУ Игоря Меркулова.

Ракета с твердотопливным прямоточным воздушно-реактивным двигателем взлетела исключительно благодаря энергии энтузиастов! Все необходимые расчёты (повторимся: первой в мире двухступенчатой ракеты!) провели студенты. На заводе «Авиахим» изготовить серию из 16 ракет руководители взялись на свой страх и риск. Меркулов был тогда еще молод, но уже завоевал авторитет у таких известных специалистов-реактивщиков, как Сергей Королёв (см.: http://starodymov.ru/?p=24011 ), Владимир Абрамов, Аркадий Улугбеков, Юрий Победоносцев, Фридрих Цандер и другие.

Согласимся, друзья, как-то не очень вяжется данная информация с теми потоками негатива, который низвергается нашими демократическими СМИ на конец 30-х годов минувшего века. Сколько технических новинок, буквально революционного масштаба, появилось в те годы, благодаря именно энтузиазму – что конструкторов, что директоров производства!..

***

70 лет назад образована ФРГ

Создание в мае 1949 года единого немецкого государства из зон оккупации западных союзников, по большому счёту, стало логичным следствием сложившейся на тот момент ситуации. Рождение Германской Демократической Республики стало столь же логичным ответом на провокацию Запада.

В те времена мы могли противостоять Западу на равных!

***

20 лет трагедии в минском метро

Право, трудно даже определиться, как назвать случившееся. Вроде как невероятное стечение обстоятельств. А вроде как и следствие продуманной провокации. Но внезапно налетевший ливень с градом – их разве заранее спрогнозируешь?.. Между тем, свидетели утверждали, что на входе в переход оказались какие-то молодые люди, которые своими действиями сознательно усугубили ситуацию…

В общем, не знаю. И в злой умысел не верится, но и в случайность – тоже как-то не очень… Мистика какая-то… Поневоле задумаешься об испытаниях климатического оружия…

В общем, 30 мая 1999 года в центре Минска проходил фестиваль пива.  Вдруг в разгар празднества разразился внезапный ливень – с грозой и градом. Основательно разогретая хмельным молодёжная толпа бросилась искать укрытие. Многие устремились к подземному переходу, ведущему к станции метро «Немига». Вроде как там оказались молодые парни, которые сначала сдерживали толпу, а потом резко отпустили её, спровоцировав то, что в гидродинамике называется волна попуска…

Как бы то ни было, в образовавшейся давке погибло более пятидесяти юношей и девушек, и более ста пострадали…

…Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что некоторые катастрофы, которые случаются на Земле, с трудом поддаются каким-то разумным объяснениям. Описанная – из их числа.

Да обретут покой души погибших!