«HELIRUSSIA-2018»:

КРУПНЕЙШАЯ ВЕРТОЛЁТНАЯ ВЫСТАВКА ЕВРОПЫ

Интернет знает всё. В этой всемирной Паутине можно найти что угодно, любую информацию по любой тематике. Главное – уметь искать иголку в стоге сена, это раз, и научиться отсеивать рассеянное по всему эфемеру зерно от густо засоривших его же плевел, это два… Всего лишь!..

Да и то, даст ли рассыпанная по множеству постов информация цельную картину исследуемого вопроса?.. И потом: если и накропаешь множество разрозненных бит информации, то кто поручится, что в твоём распоряжении оказался полный комплект пазлов по исследуемому вопросу?..

Отсюда и вывод: интернет – хорошо, а только реальная выставка конкретной продукции, как ни крути, а нагляднее! Особенно если обеспечивают её грамотные и компетентные люди, умеющие подать продукцию посетителю – что искушённому, что профану.

Любая выставка преследует несколько целей. В частности: от неё требуется показать, что отрасль производит, что из производимого предлагается для продажи, предоставить возможность потенциальному заказчику сравнить продукцию, предлагаемую конкурентами, и – как апофеоз – свести производителя и потребителя… Всё это так, всё это на поверхности… Однако имеется у выставки и ещё одна важнейшая функция, которую как-то нередко упускают из вида… Она к тому же служит чутким индикатором, указывающим, есть ли у рынка интерес к данной продукции, даже шире: к данному сегменту экономики!..

Вот после столь замудрёной преамбулы, и приступим…

В течение трёх дней, с 24 по 26 мая, в павильоне №3 Международного выставочного центра «Крокус-экспо» проходила крупнейшая в Европе и на Севере Азии выставка вертолётной индустрии «HeliRussia-2018».

Организатором Выставки является Министерство промышленности и торговли России. В качестве титульного спонсора выступает холдинг «Вертолёты России». Непосредственным устроителем стала компания «Русские выставочные системы» при поддержке Ассоциации вертолётной индустрии АВИ.

О самой выставке разговор пойдёт ниже. Однако ж вежливость подсказывает, что начать следует с парадного мероприятия. Тем более, что по нему определяется статус всего форума.

В церемонии торжественного открытия Выставки приняли участие: Владимир Кожин, помощник Президента России по вопросам военно-технического сотрудничества; Юрий Борисов, заместитель Председателя Правительства России по вопросам оборонно-промышленного комплекса; Равиль Хакимов, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России; Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация);  Анатолий Пунчук, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России; Анатолий Сердюков (да-да, тот самый!: http://starodymov.ru/?p=14518 ), индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации «Ростех»; Андрей Богинский, генеральный директор холдинга «Вертолёты России»; Андрей Мартиросов, генеральный директор Авиакомпании «ЮТэйр»; Михаил Казачков, председатель Правления Ассоциации Вертолётной индустрии.

Владимир Кожин зачитал приветствие участникам и гостям Выставки от Президента России Владимира Путина.

К слову, сам Владимир Владимирович в тот день находился в Санкт-Петербурге, где открывался Международный экономический форум. Информация с которого, с форума, заполнила весь эфир по всем каналам, совершенно несправедливо заметно потеснив Выставку вертолётостроения в новостных блоках. Насколько в жизни всё взаимосвязано, насколько много зависит от сторонних третьих сил!..

И всё же Выставка стала заметным событием в экономической жизни России, да и не только нашей страны.

Одиннадцатая по счёту, Выставка наглядно продемонстрировала, насколько высока конкуренция в данной отрасли на международном рынке, что та же конкуренция стимулирует интерес участников рынка к деятельности друг друга, и понуждает к сотрудничеству. Это видно хотя бы из статистической цифири: от раза к разу объективные данные выставки возрастают по всем показателям – по числу участников, например, по числу посетителей…

Вот данные по завершившемуся форуму.

В его работе приняли участие 246 компаний, в том числе 49 иностранных из 19 государств. Здесь были представлены 19 вертолётов и 12 моделей беспилотных летательных аппаратов.

Что касается числа посетителей, данные ещё не обобщены, однако по тому, сколько народа наблюдалось в залах павильона, счёт пойдёт на большие тысячи и тысячи. Кроме того, обращало на себя внимание большое количество военных в форме разных государств, да и вообще представительных гостей с внешностью, наглядно выдававших представителей иных континентов.

Итак, что увидели гости?.. Как уже сказано, десятки летательных аппаратов самого различного предназначения; в самом разном виде – и в натуральную величину, и в виде макетов, и в разрезе, и фрагментарно… Привлекали внимание гостей и действующие тренажёры, предназначенные для обучения авиаторов, в которых мог позаниматься любой желающий… Вполне понятно, что это – самая зрелищная составляющая выставки, иллюстрирующая её деятельность картинка.

Однако тут же множество фирм представляли свою продукцию, менее эффектную с точки зрения объективов теле- и фотокамер. Те же комплектующие, например, радиоэлектронные технологии, средства связи… Но ведь без них никакой самый совершенный планёр не полетит!..

Итак, Выставка представляла много экспонатов. Интересных что зевакам, что профессионалам.

…Считается, что поначалу советское руководство роль и значение вертолётов недооценивало. Ситуация изменилась после того, как отдыхавшему на Кавказе Сталину начали вертолётом доставлять почту непосредственно в санаторий. А тут ещё война в Корее началась, в ходе которой американцы начали весьма успешно отрабатывать тактику применения боевых геликоптеров… Только после этого развитию вертолётной техники в стране начали уделять серьёзное внимание. (Немного о том же: http://starodymov.ru/?p=26064 )

На Выставке стоял старый верный Ми-2 – своеобразный привет из тех давних времён.

И начали рождаться на свет «камовы» и «мили» – конкурируя друг с другом и дополняя. Какие шедевры общемирового уровня создавались в советские времена!.. Чудо!.. (Например, о Ми-8: http://starodymov.ru/?p=2140 , и о Ми-26: http://starodymov.ru/?p=6660 )

Лихие девяностые отбросили наше вертолётостроение назад. Вопрос стоял только в одном: на время или навсегда…

И вот Выставка показала: всё же только на время… Россия вновь имеет что предложить общемировому рынку. Как модернизируя уже апробированную технику, так и создавая новую.

«Россия всегда была сильна в авиации, а наши разработки заслужили высокую репутацию и уважение специалистов всего мира», – заметил по этому поводу министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. И это – истина, с которой невозможно спорить.

…Самым значимым, да и зрелищным, мероприятием Выставки стала презентация собравшимся нового отечественного вертолёта VRT500 разработки конструкторского бюро «ВР-Технологии», который представлял Холдинг«Вертолёты России». Об этом событии заранее широко оповестили собравшихся, и к означенному моменту у площадки собралась немалая толпа гостей.

Как объявлено в официальных документах, данная винтокрылая машина стала первой отечественной разработкой в сегменте лёгких вертолётов взлётной массой до двух тонн. Поскольку спрос на авиатехнику данного класса в настоящее время повсеместно растёт, перспективы для  VRT500 предрекаются самые обнадёживающие, в том числе и на международном рынке.

Уж не знаю, быть может, так и полагается по законам жанра, однако подчёркнутая пафосность  церемонии презентации показалась мне слишком искусственной, несерьёзной. Вращающиеся прожектора с переменными светофильтрами (или светодиодными лампами), как-то слишком долго не падавший чёрный занавес, скрывавший от собравшихся презентуемую новинку, затянувшаяся музыкальная пауза с электрически рокочущими ударными… Взглянуть на машину, которая только что рассекала пространство на экране, въяве собралась солидная публика, в то время как сопровождавшие действо спецэффекты представляются достойными какого-то шоу рангом пожиже.

Впрочем, занавес таки упал. И мы её увидели – винтокрылую машину, на которую наши вертолётостроители возлагают немалые надежды. Что и говорить – смотрелась она очень красиво и эффектно. Ну а оправдает ли надежды – бог весть, то бишь рынок его знает. Хотя хотелось бы, конечно – от души пожелаем создателям успеха! Спрос на геликоптеры данного класса на мировом рынке активный, однако ж и конкуренция велика!

- Это уникальный проект, аналогов которому нет на российском рынке вертолётостроения, – особо подчеркнул Генеральный директор холдинга Андрей Богинский.

Ну что ж, успеха!..

Наиболее оборотистые гости тут же опытно устремились к столику, на котором наливали шампанское. Есть такая категория выставочных завсегдатаев: они всегда знают, где можно подхарчиться. (О культуре застолья на корпоративах: http://starodymov.ru/?p=21733 )

…Организаторы Выставки обратили также внимание гостей ещё на одну новинку сезона – вертолёт «Касатка-505» отечественного ОКБ Agan aircraft group, предназначенный в первую очередь для частного использования. Дело в том, что при создании этой модели конструкторы удачно, по мнению специалистов, совместили заимствованную у вертолёта фирмы «Сикорский» (Об Игоре Сикорском: http://starodymov.ru/?p=14033 ) несущую систему с полностью во всём остальном отечественной машиной.

Вообще, надо отметить, что о влиянии пресловутых санкций на российскую экономику слышать довелось от многих собеседников. Наши официальные лица постоянно подчёркивают, что эта прискорбная реалия нашей нынешней действительности стимулирует развитие отечественной промышленности. Не сомневаюсь, что это так и есть. Однако народная мудрость учит, что не существует палки об одном только конце – у каждой медали непременно имеются как аверс, так и реверс. Ведь нам приходится затрачивать усилия и расходовать средства на преодоления исследовательского пути, которым уже проследовали другие. Нерационально, в общем-то, во всяком случае, не всегда в этом имеется насущная необходимость. Кооперация в промышленности – вещь полезная для всех её участников.

И вот данная Выставка служит своего рода призывом к политиканам: поглядите-ка, господа хорошие, насколько она всем выгодна – кооперация, сотрудничество!.. Насколько всем полезно, когда фирмы обмениваются своими разработками! Это ж делается не бескорыстно, а значит, выгодно обеим сторонам! Право, было б хорошо всем, если бы политики оставили экономике развиваться по своим законам, без искусственно возведённых ограничений.

Геннадий Старых, журналист в данной сфере компетентный, обратил моё внимание на площадку фирмы «Борисфен».

Наталья Васюта и Геннадий Старых

На протяжении многих лет отечественный вертолётный парк активно использовал двигатели украинской фирмы «Мотор-Сич». В связи с нынешней политикой Киева экономические связи между нашими странами нарушились, или во всяком случае, претерпели негативные изменения. И не стало у нас запорожских двигателей. Возникшую прореху и пытается залатать, в частности, «Борисфен».

Нет сомнения, что российская вертолётостроительная индустрия выработает оптимальный выход из непростого положения. Но что от этого демарша выгадала промышленность Украины?.. Впрочем, это вопрос исключительно риторический, без намерения влезать в политику. (Моя точка зрения по этому поводу: http://starodymov.ru/?p=14041 )

Хотя… А как же без неё-то, без политики?.. (См. об этом: http://starodymov.ru/?p=23010 )

Те же санкции вынудили предприятия повысить требования к уровню секретности, в частности, открытой, общедоступной информации о производимой продукции. Чем с успехом прикрываются иные, даже многие представители пресс-служб фирм, представленных на Выставке. Какой вопрос ни задашь, слышишь в ответ – таинственно пониженным голосом: это, мол, закрытая информация, нам запрещено разглашать… И думай: в самом ли деле это так, или всего лишь ширма для прикрытия некомпетентности сотрудников пресс-службы… (О моём личном опыте работы в пресс-службе: http://starodymov.ru/?p=2231 )

Совсем иное дело, когда беседуешь с человеком, во-первых, компетентным, а во-вторых, искренне переживающим за интересы фирмы, которую он представляет.

Например, подробно и со знанием дела рассказали о деятельности своей фирмы Владимир Степанов, начальник Департамента информационной политики Концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ), и Владимир Михеев, советник первого заместителя Генерального директора того же производственного объединения. Они привели наглядные данные, свидетельствующие об эффективности деятельности Концерна, о востребованности его продукции. Особенно показательно выглядит такой показатель, как затраты на проводимые Концерном научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – они составили 9,8 млрд. рублей. Не правда ли, ничего себе сумма?!. И результат налицо! Радиоэлектронная начинка вертолёта постоянно совершенствуется – за пять лет она обновляется практически полностью, и этот период имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Что ж удивительного, что совокупная выручка Концерна за минувший год увеличилась почти на 20%!..

Но это – только цифры. А вот как выглядит современный вертолёт по рассказу уже названного Владимира Михеева.

По его словам, развитие системы управления вертолётом (переход на «цифру») осуществляется такими темпами, что пилоты зачастую не успевают за таким прогрессом. Сейчас требуется научить пилота больше доверять технике, дружить с приборами. Соответственно, лётчику приходится постоянно совершенствовать своё мастерство – не столько даже чисто пилотажное, сколько мастерство сотрудничества человека с самой машиной.

Вертолёт сейчас уже куда больше, чем просто машина. (Это не то, что в былые времена: http://starodymov.ru/?p=24924 ). Его цифровое управление позволяет человеку настраивать панель под свои запросы, оно же автоматически приведёт винтокрылую машину в нужную точку при любой погоде (и непогоде) без карты и видимости земли…  «Цифра» позволяет превратить боевой вертолёт в учебный тренажёр, имитировать для подготовки курсантов те или иные неисправности, на которые приходится реагировать обучаемому… Современный вертолёт можно и должно программировать!.. Если же учесть, что часть оборудования устроена по такому же принципу, его также можно попросту перезагружать…

Вот и приходится заниматься постоянно переподготовкой лётчиков, учить их всё больше доверять своим умным машинам, дружить с ними как с равными…

(Вспомню, к слову, что во время командировки на Ямал я тесно общался с вертолётчиками: http://starodymov.ru/?p=460 )

Но такой обстоятельный разговор получался не везде. Куда чаще доводилось выслушивать лепет о том, что отвечать на конкретные вопросы девушки у стендов не уполномочены. Ну а человека, на такое общение уполномоченного, на месте не оказывалось.

В рамках Выставки прошли буквально десятки мероприятий. А именно: «круглые столы» по самым разным вопросам, презентации новых образцов техники и оборудования, конференции, мастер-классы, награждения победителей целого ряда соревнований и конкурсов…

Вот только некоторые из них. Состоялось награждение победителей фотоконкурса «Красота винтокрылых машин – 2018». Поистине, фотохудожники представили на суд зрителей великолепные работы!

Состоялись торжества, посвящённые 60-летию отечественного вертолётного спорта.

Своеобразным развитием его можно считать прошедшие в завершающий день Выставки соревнования на Кубок по дрон-рейсингу – соревнованием, который интернет определяет как «гонку мультикоптеров ручного формата». Таких аппаратов на Выставке представлялось немало, а тут ещё и соревнования провели…

Ну и другие мероприятия.

…Короче говоря, XI Международная выставка вертолётной индустрии завершила свою работу. Нет сомнения, что целей, стоявших перед ней, она достигла.

Остаётся только пожелать её участникам успехов!

***

Пользуясь моментом, хочу обратить внимание читателей на две моих публикации о замечательных специалистах, служба которых была связана с вертолётами:

Евгений Гончаренко: http://starodymov.ru/?p=721

Рафаил Гильметдинов: http://starodymov.ru/?p=719