МАЙ-2019:

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ДАТ

Взялся за гуж – не говори, что не дюж… Это я в свой адрес. Вот и берусь за очередное обозрение театральных дат на очередной месяц (см.: http://starodymov.ru/?p=28761 ).

Опять же, в очередной раз делая несколько предварительных оговорок. Первое: опираюсь я на сайт www.calend.ru . Второе: принимаются только даты полностью «круглые», с нулём… И третье: поскольку театральные деятели, как правило, тесно связаны с кино, в свой обзор включаю и актёров, известных зрителю больше по экранным образам. Ну и конечно же, я оставляю за собой право включить в обзор кое-кого, вовсе, вроде как, не имеющего отношения к теме – но по причинам, которые непременно оговорю.

Начну с того, что в мае юбилеев, связанных с нашими выдающимися соотечественниками, оказалось немало!

Начнём-с…

***

2 мая 1929 года (90 лет назад) родился человек, имеющий к театру отношение весьма относительное. Однако обойти молчанием его юбилей мне представляется просто непростительно. В этот день родился Кола Бельды. Вообще-то, его настоящее имя Николай, однако люди старшего поколения помнят его именно как Кола, с ударением на «а» – к настырно рекламируемому заморскому пойлу это имя отношения не имеет даже по звучанию.

Николай Иванович прославился буквально на весь свет. В нём счастливо сочетались такие составляющие, как прекрасный своеобразный голос, колоритная внешность, какое-то неповторимое обаяние, которое чувствовалось даже с экрана. Нанаец по национальности, он идеально вписывался в официальную советскую доктрину развития культуры малых народов Крайнего Севера, приобщения их к социалистическому развитию… Исполняемые им песни «А олени – лучше!..», «Увезу тебя я в тундру», «Нарьян-Мар» стали поистине всенародно любимыми. А исполнение их Бельды превращал в подлинные микроспектакли, которые не могли оставить равнодушными никого – ни в нашей стране, ни в какой иной.

Между прочим, юный Николай Бельды успел повоевать юнгой на боевом корабле Тихоокеанского флота, причём, отправился воевать добровольно, приписав себе возраст… Там же он начал выступать на сцене… А началом его творческой карьеры стало участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, когда на него обратили внимание Сергей Михалков (см.: http://starodymov.ru/?p=14264 ) и Екатерина Фурцева (см.: http://starodymov.ru/?p=29116 )…

Впрочем, обратил на певца внимание и некий пародист, исполнявший про Бельды куплеты: мол, «увезу тебя из тундры, увезу тебя в Москву, много лет на Арбате я живу…». Ну да только такова особенность нашего любезного Отечества: абсолютное большинство творческого люда, добившегося какого-то успеха, стремится обосноваться в Первопрестольной.

***

Ровно десятью годами позже, 2 мая 1939 года (80 лет назад) родился Леонид Каневский – актёр театра и кино, популярнейший в наше время, и удерживающийся на плаву и поныне. Конечно, я его помню в первую очередь как майора Томина из сериала про троицу советских следователей, вошедших в историю отечественных сериалов как Знатоки.

Признаться, мне не очень нравится нынешний проект Каневского. На мой взгляд, он является одним из звеньев в масштабной кампании по шельмованию советского прошлого, которую проводят идеологи современной России (см.: http://starodymov.ru/?p=26332 ). Хотя по форме всё выглядит вполне пристойно: Каневский вроде как продолжает всё ту же традицию – рассказывает о деятельности советской милиции. Только вот как-то акцент поменялся: в том сериале упор делался на успехах правоохранительных органов, в новом – живописуется разгул преступности в Стране Советов.

Ну да ладно: человек не потерялся, не опустил руки, а нашёл себя в новой жизни. Ну а то, что его воззрения на прошлое не совпадают с моими – что ж, ничего не попишешь…

***

Следующая дата – траурная. 7 мая 1979 года (40 лет назад) умер наш замечательный актёр Алексей Смирнов.

Согласитесь, друзья, что не сразу и сообразишь, о ком речь идёт… Эффект узнаваемости фамилии, о феномене которого я уже писал не раз, тут как раз вспоминается очень кстати.

Между тем, Смирнов – это тот самый хулиган, которого перевоспитывал Шурик (см. запись от 13 мая: http://starodymov.ru/?p=14039 ), это заботливый авиамеханик самолёта Маэстро (см.: http://starodymov.ru/?p=29342 ), это отважный подпольщик из «Их знали только в лицо» (см.: http://starodymov.ru/?p=23030 )… (Ещё немного о нём: http://starodymov.ru/?p=29177 )

Что и говорить, есть актёры, которые становятся буквально заложниками своей внешности. И вырваться из этих тенет – ох как непросто. На примере Алексея Смирнова это очень наглядно видно.

Однако в данный момент я бы хотел отметить вот что.

У Алексея была очень чувствительная душа, он тонко воспринимал своё единство со всем живым – с Космосом, если хотите. Он слушал и слышал шум накатывающейся волны, он мог любоваться какой-то коряжкой, видя в ней нечто, недоступное другим… Он знал и ценил японскую поэзию…

Звезда, которая погасла,

Из тьмы веков

Струит нам яркий свет…

Я не знаю, знал ли это хайку Смирнов, однако именно оно вспомнилось мне – и я его адресую этому прекрасному актёру.

***

А 16 мая 1929 года (снова 90 лет назад) произошло событие, перспективу которого вряд ли кто в тот день смог бы оценить в полной мере. И именно: состоялось первое в истории вручение «Оскара».

Не стану пересказывать историю этой престижнейшей в области кинематографии награды, и вообще особо акцентировать на ней внимание. Отмечу только, что из отечественных лент Оскара получили буквально лишь несколько картин. Среди них: «Разгром немецких войск под Москвой» (см.: http://starodymov.ru/?p=26350 ), «Война и мир» Сергея Бондарчука (запись «Об отборе актёров»: http://starodymov.ru/?p=26484 ), «Дерсу Узала» (совместно с Японией), «Москва слезам не верит» (см.: http://starodymov.ru/?p=28933 ), «Утомлённые солнцем», а также мультшедевр «Старик и море»…

В общем-то, ни по одной картине вопросов не возникает. «Разгром…» сыграл огромную роль в формирование отношения американцев к Великой Отечественной войне, которую вёл наш народ против гитлеризма. Немыслимого масштаба «Война и мир» – подлинный шедевр, особенно во времена, когда снимался. Экранизацию романа Арсеньева «Дерсу Узала» осуществил великий Акиро Куросава… Про «Москва слезам не верит» Вера Алентова (как же её изуродовали пластические хирурги!) рассказала, как к ней в Америке подошла негритянка и сказала, что этот фильм – буквально про неё… Первая часть «Утомлённых солнцем» – последний по-настоящему удачный фильм Никиты Михалкова. Ну а «Старик и море» – подлинный шедевр, что старины Хема, что аниматора Александра Петрова.

…А что ныне?.. На днях завершился Московский международный кинофестиваль… Ведущие российские кинокритики утверждают, что самые слабые картины на нём были – отечественные.

***

Ещё одна звезда времён нашей молодости – Роман Карцев (настоящая фамилия – Кац). Он родился 20 мая 1939 года, т.е. 80 лет назад. Конечно, мы помним неподражаемый дуэт Тарапуньки и Штепселя (немного о них: http://starodymov.ru/?p=22477 ).

В связи с этим хочется в очередной раз обратиться к теме роли случая в судьбе человека.

Роман Карцев после некоторых извивов судьбы стал трудиться с Театре Аркадия Райкина. Вроде как судьба его складывалась вполне ровно… Однако Роман чувствовал, что способен на большее. Есть ведь актёры, готовые оставаться на вторых ролях, а есть те, кто упорно стремится на авансцену (см.: http://starodymov.ru/?p=29177 )… Карцев принадлежал именно ко вторым. Но для достижения такой цели эстрадному актёру необходима своя «фишка». Вот тут и смешалась её величество Судьба. Приехав в родную Одессу, Роман встретил своего старого знакомого, партнёра по самодеятельной сцене, а ныне инженера-производственника Виктора Ильченко. И пригласил его к себе в партнёры…

Так и родился тот знаменитый дуэт «Ильченко и Карцев», который на протяжении многих лет оставался любимым нашими телезрителями.

Это не кривляки нынешнего поколения – это были подлинные эстрадные интеллигентные актёры.

***

И снова – выдающийся актёр, и вновь траурная дата… Десять лет назад, 20 мая 2009 года ушёл из жизни Олег Янковский.

Знаете, друзья мои, я как-то не сомневаюсь, что если провести опрос среди людей, смотревших картину «Щит и меч», то в качестве самого яркого, самого запоминающегося героя сериала назовут именно Генриха Шварцкопфа – его играл как раз Янковский.

В одном из предыдущих обзоров я уже затрагивал эту тему: что случается, если главный герой картины проигрывает неглавному. Конечно, можно сказать, что в картине «Щит и меч» это в какой-то степени оправданно – истинный разведчик и должен оставаться вроде как незаметным… Но это послужило бы только отговоркой. Олег Янковский зарекомендовал себя настолько ярким актёром, что априори не мог играть вторые роли – он затмевал всех.

Конечно же, шедевр – барон Мюнхгаузен в его исполнении… Однако какую роль Янковского ни возьми, всюду он играет в первую очередь характер, натуру человека! Как в тех же «Полётах во сне и наяву» (см.: http://starodymov.ru/?p=28830 ), «Служили два товарища», «Обыкновенное чудо» (см.: http://starodymov.ru/?p=29366 ), «Любовник» (см.: http://starodymov.ru/?p=16998 )…

***

А Любовь Полищук, которой 21 мая исполнилось бы 70 лет – она родилась в 1949 году

Она буквально ворвалась в наше кино, став «той самой, которую ронял Андрей Миронов». Говорят, что именно тогда, во время съёмок (не самого удачного, на мой взгляд) сериала «Двенадцать стульев», Любовь и получила повреждение позвоночника, которое и свело её в конце концов в могилу. Так ли это, утверждать, понятно, не стану, но версия такая ходит, и упорная.

Потом на экраны вышли «Моя морячка», «Интердевочка», «Эзоп» (см.: http://starodymov.ru/?p=13847 ) – и в каждом она создавала великолепные, незабываемые образы… Вообще фильмография Любови Полищук включает добрую сотню ролей. Но лично мне больше всего запомнились именно приведённые. Даже в пустопорожнюю жвачку про няню Вику Полищук сумела привнести свою нотку – юморную и неподражаемую.

***

Следующая дата – вновь печальная. Тридцать лет назад, 23 мая 1989 года на Суворовской площади Санкт-Петербурга остановился легковой автомобиль. И не стронулся с места. За рулём машины сидел умерший от инфаркта Георгий Товстоногов – он возвращался из театра, который сегодня носит его имя, с генеральной репетиции нового спектакля, утвердив дату его премьеры…

Признаться, пока я не начал готовить театральные обозрения, даже не представлял, насколько грандиозный вклад сделал Георгий Александрович в развитие отечественного театрального искусства.

В одном из предыдущих обзоров шла речь о юбилее Петербургского Большого драматического театра, который открылся в 1919 году. (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=28933 )

Как и в большинстве подобных учреждений, у БДТ случались и тяжкие времена. Вот во время такого жестокого кризиса, в начале 1956 года (то есть одновременно с моим появлением на свет) Георгия Александровича назначили главным режиссёром этого театра. «Я несъедобный!», – сообщил он на первом собрании коллектива театра, имея в виду, что до него этот самый коллектив «съел» несколько руководителей… Товстоногов провёл реорганизацию театра, уволил треть сотрудников – и принялся за творчество.

В результате под его руководством театр постепенно стал одним из лучших творческих коллективов страны. Товстоногов возглавлял БДТ на протяжении сакральных 33 лет…

Плюс к этому Георгий Александрович занимался педагогической и общественной деятельностью… И ещё взрастил и поставил на крыло немало талантов, которые составляют золотой фонд отечественной культуры.

Впрочем, Георгий Товстоногов – слишком известный человек, чтобы о нём слишком много писать; тем более, мне, опирающемуся только на интернет-источники. Просто вспомним о нём с искренней благодарностью!..

***

Ну а по поводу следующего юбиляра у меня имеется толика дёгтя.

23 мая 1959 года (60 лет назад) родилась Лариса Гузеева. Удивительное дело: она снялась в шести десятках фильмов, в том числе, в нескольких, которые я хорошо помню. Однако запомнил её исключительно как Ларису Дмитриевну в «Жестоком романсе». Она сыграла просто бесподобно – как, впрочем, и все без исключения в этом великолепном фильме.

И что осталось от той актрисы в нынешней ведущей телешоу, столь популярного среди дам среднего и выше среднего возраста?.. Именно на Ларисе Андреевне можно с печалью и тревогой увидеть, насколько кардинально может с возрастом измениться женщина. (см.: http://starodymov.ru/?p=12274 )

Право, хорошо, что она не прочитает эти строки! Если бы у меня имелось хоть малейшее опасение, что Гузеева заглянет на мой сайт, я бы от приведённой в предыдущем абзаце реплики воздержался бы.

Что же касается фильма «Жестокий романс»… Всякий раз, когда мне доводится бывать в Костроме, я поднимаюсь в беседку, с которой в фильме открывается вид на Волгу (см.: http://starodymov.ru/?p=3360 ). Сейчас там всё изменилось: и дебаркадер другой, и набережная…

К слову, в этом городе проживает и работает мой добрый товарищ Виктор Костюченко (см.: http://starodymov.ru/?p=19199 ).

Вон сколько воспоминаний всколыхнул во мне юбилей Ларисы Гузеевой!.. Здоровья Вам и творческих успехов, Лариса Андреевна!

***

26 мая исполняется полвека замечательной (на мой взгляд) эстрадной певице Анжелике Варум. Ни к театру, ни к кино она отношения не имеет. Но почему бы не воспользоваться возможностью и не поздравить обаятельную «звезду», которая умудряется оставаться незамаранной ни в какие скандалы, в которые столь старательно вляпываются её коллеги по эстраде?..

***

29 мая исполняется 110 лет со дня рождения самой очаровательной Золушки – Янины Жеймо.

Я уже писал об этой замечательной актрисе (см.: http://starodymov.ru/?p=16606 ). Однако хочется добавить ещё вот что.

Янина выросла в цирковой семье. И сама поначалу пошла по тому же пути, что не редкость среди цирковых: она овладела целым рядом необходимых для актёра манежа навыков – была умелой наездницей, гимнасткой, балериной… А потом случилось так, что начала сниматься в кино. В Великую Отечественную оставалась в блокадном Ленинграде (см.: http://starodymov.ru/?p=28926 ).

Конечно, её актёрское амплуа определялось внешностью. Где-то проскочила информация, что она мечтала о ролях и иного плана… Не знаю, может, и так. Однако Янине вроде как грех сетовать на судьбу.

Николай Олейников на пару с Евгением Шварцем (см.: http://starodymov.ru/?p=26244 ) сочинили про неё весёлую эпиграмму:

От Нью-Йорка и до Клина

На устах у всех клеймо

Под названием Янина

Болеславовна Жеймо.

Янина Болеславовна сыграла почти в трёх десятках картин, однако для нас так и осталась Золушкой.

***

Богатым на юбилеи выпал май… Правда, о некоторых приходится писать с сожалением.

31 мая исполняется десять лет, как наш мир покинул актёр Вячеслав Невинный.

Я запомнил его по телеспектаклю «День за днём», который смотрел ещё будучи школьником. И ещё по фильму «Испытательный срок» (ещё раз ссылка: http://starodymov.ru/?p=26244 )…

Ну и в дальнейшем каждое появление на экране этого колоритного актёра становилось событием.  Даже эпизодические – даже в основном эпизодические, потому что главных на его творческую карьеру я что-то и не особо припомню… Продавец пива («Не может быть!»), Весельчак У («Гостья из будущего»), бомж-юдофоб («Небеса обетованные»)… И ещё много-много других ролей…

Вячеслав многие годы страдал диабетом. И, несмотря на это, не опускал руки, и снимался, снимался, заряжая нас своим неуёмным оптимизмом.

***

Ну и в завершение – несколько юбилеев из иностранной, так сказать, жизни.

4 мая 1929 года (90 лет назад) родилась знаменитая актриса-красавица Одри Хепберн. Её «Римские каникулы» чудо как хороши (немного о фильме: http://starodymov.ru/?p=28274 )!

12 мая 1899 года (120 лет назад) родился Индра Деви, настоящее имя – Евгения Лабунская-Петерсон. Её жизнь и судьба очень интересны, однако не для нашего обозрения. Скажу только, что Евгения Васильевна сыграла огромную роль в популяризации искусства йоги в Европе и в Америке; да и в Советском Союзе.

25 мая 1869 года (полтора века назад) открыто здание Венской оперы. Хочется к месту вспомнить о том факте, что в 1945 году Красная армия, штурмовавшая Вену, сделала всё, чтобы в городе не пострадали исторические памятники. Мой петербургский друг Александр Бондаренко (см.: http://starodymov.ru/?p=29414 ) знает много фактов того, как сегодня искажается правда о Великой Отечественной войне, как Красной армии приписываются варварские преступления, совершённые союзниками; в то время, как о приведённой факте на Западе особо и не слыхать. О том же пишет и Владимир Чуров в своей книге (см.: http://starodymov.ru/?p=26718 ).

Ну и в завершение… 31 мая 1809 года умер великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Воспользуюсь случаем и напомню, что музыкальная школа в московском районе Новокосино, в котором посчастливилось мне проживать, носит именно его имя (см.: http://starodymov.ru/?p=4257 ).

***

И уж совсем, как говорится, в последний час…

Вчера ушла из жизни Элина Быстрицкая – непревзойдённая Аксинья.

Добрая ей память!

***

(Снимок для иллюстрации сделан в фойе театра: ни минуты без гаджета)