ВЛАДИМИР ПУТИН ОТКРЫЛ ПАМЯТНИК СЕРГЕЮ МИХАЛКОВУ
Памятник Сергею Владимировичу Михалкову открылся в Москве 28 мая, в День пограничника. Его установили в скверике возле дома, в котором он жил, справа от Театра киноактёра.
Как рассказывали, сначала памятник хотели установить во дворе дома. Это было бы очень неудачно – там его никто бы не видел, а теперь Сергеем Владимировичем сможет полюбоваться каждый человек, проходящий по Поварской улице. Вне зависимости от того, куда он направляется: в театр, в Гнессинское училище, в конфетный магазин или в Таджикское посольство. Хотя самое замечательное – что памятник установили прямо напротив Дома Ростовых, в котором располагается Исполком Международного сообщества писательских союзов, бессменным руководителем которого Михалков оставался до последних дней своей жизни.
На церемонию открытия попасть было непросто. Даже нашей организации выделили ограниченное количество пригласительных. Что и говорить: скверик маленький, большой толпе в нём не разместиться. И так пришлось топтаться по газонам.
А желающих присутствовать на открытии оказалось много. Даже на крышах окрестных домов виднелись зеваки. Впрочем, это как раз были не зеваки, а люди при исполнении?.. Да какая разница! Всё равно не вызывает сомнения, что народа собралось бы немало, если бы об этом событии широко оповестили!..
Собрались бы, даже вне зависимости от того факта, что на церемонию прибыл Президент России Владимир Владимирович Путин.
Ох, как же готовились к его приезду. Накануне вечером, несмотря на дождь, срочно асфальтировали улицу; с утра въезд на Поварскую перекрыли; непосредственно перед подходом к скверу установили рамки металлоискателей; всюду милицейские (пардон, полицейские – время дяди Стёпы ушло) кордоны, множество людей в штатском характерной внешности… Нет, в принципе, принимаемые меры безопасности я понимаю и принимаю (за исключением асфальтирования, конечно)… Но вот не оставляла мысль: сколько сил и средств задействуется на каждый выезд Первого лица!..
С самого начала, ещё на этапе подготовки к мероприятию, здесь присутствовал Никита Михалков. Позднее начали подтягиваться и другие известные люди политики и культуры: Сергей Собянин, Андрей Кончаловский, Генрих Боровик, Илья Глазунов…
В качестве почётного караула стояли очень заслуженные кадеты – у каждого в столь юном возрасте уже не меньше пяти, а у кого и до десятка наград. Когда, за какие выдающиеся заслуги удостоены?..
От Исполкома Международного сообщества писательских союзов присутствовали: председатель Иван Переверзин, его заместители Владимир Бояринов, Юрий Коноплянников и Владимир Середин, генеральный директор Евгений Задорожный, помощники председателя Людмила Салтыкова и Мариама Фомичёва, главный редактор «Общеписательской Литературной газеты» Владимир Фёдоров, писатель Александр Торопцев…
Президент России приехал на церемонию всего на пятнадцать минут. Вечером я смотрел информационные телепрограммы, и оценил, насколько плотным у Владимира Владимировича оказался график в тот день. Не знаю, тут каждый может судить по-своему, а я лично оценил тот факт, что Путин на эти четверть часа сумел вырваться из круговерти государственных дел, говорит о многом. В частности, о том глубочайшем уважении, которое он питает к памяти о Великом Писателе и Великом Гражданине!
Да, говорил Владимир Владимирович по бумажке. Однако несколько раз отвлекался от написанного, и говорил просто и искренне, от себя.
Затем выступили Андрей Кончаловский и Никита Михалков.
…О, это надо было видеть, как мгновенно ополовинилась не такая уж многочисленная группа присутствовавших, когда Владимир Путин направился к машине! Чиновный люд словно растворился! И у памятника остались только те люди, которые пришли на открытие памятника, а не чтобы потусить возле Путина.
А у памятника танцевали детишки из ансамбля «Доремифасольки».
О том, какие памятники правильные, а какие нет, каждый вправе судить по-своему. Мне лично памятник Михалкову понравился. К слову: автор – Александр Рукавишников. И только на одну деталь придётся с грустью обратить внимание. На скульптуре Сергей Владимирович держит за дужки очки. Предсказываю: их, эти окуляры, будут постоянно обламывать вандалы. Как отламывают наган у матроса на станции метро «Площадь Революции», как отламывают косичку у Девочки, пускающей мыльные пузыри, в Белгороде, как отпиливают голову у Русалочки в Копенгагене…
А так – памятник хорош!
…Я пришёл работать в аппарат Исполкома МСПС через несколько месяцев после того, как Сергея Михалкова не стало. Так что я его не видел. Но работать с людьми, которые являлись его соратниками в последние годы жизни, заходить в его кабинет, ставший мемориальным, принимать участие в работе жюри Литературной премии его имени – для меня большая честь.
И вот теперь я присутствовал на церемонии открытия его памятника.
Спасибо за это судьбе!
Каждый раз, подходя к памятнику Михалкова на улице Поварской, здороваюсь с ним, как с живым:”Здравствуйте, Сергей Владимирович!” Все десять лет работы под началом Сергея Михалкова в Исполкоме Международного сообщества писательских союзов (МСПС) я неизменно осознавала, что тружусь рядом с личностью огромного масштаба и в то же время очень земным человеком со своими особинками. Скажу, что одно только появление Сергея Владимировича на ступенях особняка “Дома Ростовых”, где и поныне находится Исполком МСПС, вызывало прилив необычайного энтузиазма у всех, кто там находился, а когда он уходил с работы, то проводить его высыпал буквально весь люд – от заместителей до дворников, не говоря уже о его верной помощнице Людмиле Дмитриевне Салтыковой. Люди рядом с ним как бы становились выше ростом – физически и духовно – подстать ему. Даже одно его имя в конце написанного им письма с просьбой о помощи в выпуске первой книги молодого автора или проведении мероприятия – вызывало неизменные последствия : писателям выделялись квоты на выпуск книг, их произведения печатались в ведущих журналах. Предисловие к новому сборнику стихотворений поэта, написанное Сергеем Михалковым – было особым благословением на литературном пути. Памятник Михалкову работы скульптора Александра Рукавишникова напомнил мне одну из самых удачных поздних фотографий Сергея Владимировича, на которой он сидит на скамейке в очень непринужденной, естественной позе ( не в пример памятнику Бунину на той же Поварской улице), но в то же время поза эта исполнена внутреннего достоинства и отражает суть писателя и человека.Как-то по-особому меня умилили металлические листья на постаменте памятника, почти как живые, готовые в любую минуту взмыть в воздух от порыва случайного ветерка. Обычно памятники выдающимся людям появляются через много лет после их ухода. С памятником Михалкову случилось приятное исключение, может быть потому, что его еще при жизни считали классиком и человеком-эпохой, и для осознания этого не потребовалось многих лет.
Спасибо, Марина Вячеславовна!