ПАРИЖСКИЕ КАНИКУЛЫ.
СЕНА, НАБЕРЕЖНАЯ, МОСТ АЛЕКСАНДРА III
Коль в предыдущем разделе записок (cv/^ http://starodymov.ru/?p=29215 ) нас вынесло на набережную Сены, значит, так тому и быть: расскажу о ней.
Французский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт сравнил Сену с женщиной, которая любит украшать себя браслетами – под браслетами он подразумевал мосты. Ну что ж, реки нередко сравнивают с красавицами, причём, у самых несхожих между собой народах и культурах: скажем, существуют легенды про Ангару ( о ней нам поведал Герард Миллер: http://starodymov.ru/?p=19722 ), Бирюсу (см.: http://starodymov.ru/?p=16019 ), Яузу или Суну (см.: http://starodymov.ru/?p=25398 )…
Что касается мостов, их через Сену и в самом деле перекинулось немало. Город расположился на обеих берегах реки, сама Сена неширокая, так что путепроводов над водной гладью возведено немало.
Особенностью парижской набережной является то, что она вдоль реки протянулась, как бы сказать, в два яруса. У самого уреза воды тянется набережная пешеходная, она же выполняет функции причальной стенки для речных судов – хотя и там иной раз проезжают машины, но это исключение, только если кому по необходимости. Когда нам летом по телевизору показывают загорающих парижан – они располагаются как раз на нижней набережной. Опять же, помните, генерал Чарнота (см.: http://starodymov.ru/?p=996 ) с нищими общался под мостом, рассуждал о том, что Россию не спрячешь в шляпу?.. В Париже такое общение вполне возможно – здесь даже по меньшей мере один вход на станцию метро имеется, непосредственно с причальной стенки. А вот основной транспортный поток рычит выше – автомагистрали проложены там.
В первый день по приезду мы отправились гулять именно по набережной. И я обратил внимание на то, что вдоль берегов пришвартовано множество самых разных судов, как я понял, частных. Причём, пришвартованы в два, а то и в три ряда. Наверное, наступит окончательно весна – они поплывут по реке…
А пока, как мне рассказали, многие эти кораблики служат зимними квартирами для хозяев. На некоторых устроены зимние теплицы, в которых выращивают всевозможную зелень…
Несмотря на поздний вечер, по Сене скользили прогулочные трамвайчики и плавучие рестораны. Ярко и многоцветно освещённые, они манили к себе… Право, красиво!
Я обратил внимание, что внешний вид местных прогулочных корабликов одной бросающейся в глаза деталью отличается от привычного российско-советского. У нас носовая часть Главной палубы вытянута вперёд, и, хотя бушприта уже давно не устанавливают, основа под него вроде как осталась. Я где-то читал, что такая форма исторически сложилась вот по какой причине. Якобы в стародавние времена сумма налогообложения корабля определялась в зависимости от длины его корпуса; а выступающая вперёд палубная часть тем же налогом не облагалась (такой налог назывался «носовое»; об этом – вот в этой книге: http://starodymov.ru/?p=4737 ).
А у парижских судов форштевень скошен назад.
Наше судно словно рвётся, устремляется вперёд, а парижское как будто вовсе носа лишено.
На набережной мы спугнули несколько уток, которые, без особой, впрочем, прыти, по выложенному камнем пологому спуску уковыляли в воду.
Надо сказать, Париж в тёмное время суток освещён довольно скудно. Соответственно, и о набережной никак не скажешь, что она залита светом… Хотя пиксели фотоаппарата (того самого, ветеранского, про который я рассказывал, что он неоднократно падал: http://starodymov.ru/?p=27543 ) пытаются меня разубедить: мол, освещения вполне достаточно…
А мостов через Сену перекинуто и в самом деле немало. И все они очень разные. Самый красивый – мост Александра III. Рядом с ним пришвартован плавучий ресторан с тем же именем. Посмотрел я на ценник – и решил, что Сан-Саныч не обидится, если я пройду мимо харчевни имени его.
Есть несколько сугубо пешеходных мостов. Один из них расположен чуть ниже острова Ситэ. На нём смуглые женщины собирали подписи под какой-то петицией, и весьма настырно требовали, чтобы и я оставил свой автограф. Однако я решил, что приехать в страну и тут же поучаствовать в каких-то протестных акциях – не совсем правильно. И воздержался; затем едва оторвался от прицепившейся тётки.
Как водится, в людных местах – а мост у озера Ситэ место людное – в Париже тоже сидели попрошайки. В Париже этой категории граждан тоже хватает.
…Следует отметить, что зигзаг, который выписывает Сена в черте города, очень напоминает тот, который вычерчивает Москва-река в нашей столице. Только течёт она в противоположную сторону – с востока на запад. Даже остров Ситэ можно, пусть и с солидной натяжкой, сравнить с искусственным островом Балчуг (см.: http://starodymov.ru/?p=27949 ), образовавшимся в российской столице после того, как прорыли Водоотводный канал (см.: http://starodymov.ru/?p=11432 ) – хотя по размеру, конечно, они несопоставимы.
Чуть вернувшись назад, повторюсь: самый красивый в Париже мост носит имя Александра III (см.: http://starodymov.ru/?p=28415 ). Он построен накануне Парижской выставки 1900 года; одновременно французы в Санкт-Петербурге построили Троицкий мост – это являло своего рода символ дружбы наших народов. Между прочим, на той выставке золотой медали был удостоен железнодорожный мост в Красноярске! (Об этом: http://starodymov.ru/?p=15866 )
А почему именно Александра III? Да потому, что именно император-Миротворец заключил союзнический договор между странами, направленный, по сути, против Германии. Считается, что Александра Александровича подвигла к этому супруга, в православии Мария Фёдоровна – датская принцесса Дагмар, которая люто ненавидела немцев. Я сейчас читаю её дневники периода с 1914 года – и в самом деле, негатив присутствует. Впрочем, к подданным Российской короны немецкой национальности вдовствующая императрица относилась очень милостиво.
Стоя на том мосту, я думал о том, что, не пойди глубоко мною уважаемый Александр III на союз с Францией, вся история человечества потекла бы по другому руслу. По какому?.. Не стану гадать – многовариабельность истории оставим писателям-фэнтезистам (см.: http://starodymov.ru/?p=21749 ). Но по иному – в том сомнения нет.
Ну что ж, о Сене поговорили…
Отправимся со смотровой площадки с видом на Эйфелеву башню мимо памятника маршалу Фердинанду Фошу (по моему мнению, далеко не лучший военачальник и политик Франции) по проспекту Клебера (зарезанного мусульманским фанатиком наполеоновского генерала) к площади Звезды, иначе площади Шарля де Голля, в центре которой расположена Триумфальная арка.
К записи "Парижские каникулы. Река Сена, мост Александра III" пока нет комментариев