ПРОГУЛКА ПО КАЗАНИ

(Круиз ещё не начался)

(Продолжение записок о круизе. Начало: http://starodymov.ru/?p=27394 )

Вообще-то текст принято сочинять либо с начала, либо с финала, чтобы потом вернуться к началу. Ну а я начну вообще эпизодом из другого фрагмента отчёта о нашем путешествии, который состоялся много позже.

Через сколько-то суток после описываемого дня я разговаривал с членом экипажа и услышал довольно неожиданную для себя точку зрения.

Каждый теплоход фирмы «ВодоходЪ» в период навигации эксплуатируется по полной программе. Для экипажей выходные не предусмотрены – во всяком случае, общие. Едва завершается круизная программа для одной партии туристов, тут же начинается погрузка последующей; соответственно, для судовой команды не имеет значения, кто персонально пребывает на борту – главное, что кто-то пребывает постоянно. Скажем, по окончании нашего путешествия мы прибыли в Казань в 14 часов, а уже в 20 – теплоход отправился в следующий рейс.

Так вот, я посочувствовал одному члену экипажа, высказавшись, что, мол, хоть бы передохнуть вам дали между туристическими группами… На что услышал в ответ неожиданное.

Если после каждого маршрута предоставлять отдых команде, за навигацию накопится довольно много пропущенных дней. Между тем, лето для речников – пора, когда день весь год кормит. Простой расчёт: сутки пребывания туриста на борту обходятся (то есть даёт доход пароходству) в пару-тройку тысяч рублей; помножьте их на число пассажиров!..  Завершается навигация в первых числах октября – и отдыхай, сколько пожелаешь. Так что, несмотря на накапливающуюся изо дня в день усталость, члены команды по поводу отсутствия выходных не сетуют. Ворчат, конечно, иногда, но в целом относятся с пониманием.

К чему такое начало?..

А вот к чему!

В данном случае нам повезло. Из предыдущего рейса в Казань с низовий Волги теплоход “Александр Суворов” прибыл с вечера. А отправлялся в наш рейс он с утра. И нам, туристам, разрешили заселиться с вечера и ночевать на борту – называется это «ранний заезд», и сайт фирмы оповещает о такой услуге заблаговременно. Чрезвычайно удобно, надо сказать!

Итак, прибыли мы в Казань 17 июня. Оставили вещи в камере хранения на жел-дор вокзале – надо сказать, что здесь эта услуга устроена очень удобно. И отправились погулять по городу.

Мне в Казани ранее довелось бывать неоднократно (например: http://starodymov.ru/?p=5715 ). Замечательный город. В принципе, умом я понимаю, что и здесь, вполне возможно, хватает каких-то проблем, что и здесь не всё столь благостно, как кажется… Однако с точки зрения туриста Казань производит прекрасное впечатление (о том же: http://starodymov.ru/?p=15075 ).

Во всяком случае, пока ходишь по центральным туристским тропам. Если свернуть чуток в сторону, и тут увидишь разбитые мостовые, облупившиеся стены, отлетевшую плитку… Попробуйте, например, пройти переулком от железнодорожного вокзала к ЦУМу!..

Но это – боже упаси! – не выпад в адрес города! Просто реплика. Город – великолепен!

Интересный разговор произошёл у нас с одной местной жительницей. Она посетовала, что в период, когда в Казани в течение нескольких лет прошло несколько грандиозных мероприятий международного уровня, в городе снесли много старинных построек. О том же нам ещё во время предыдущих путешествий рассказывали в Нижнем Новгороде – там, мол, тоже сносят всё подряд (см.: http://starodymov.ru/?p=15147 ). Понятно, что мне, приезжему, трудно определиться в необходимости подобных действий местных властей. Однако уже давно замечено, что чем старше становишься, тем больше желаешь незыблемости привычного, тем больше становишься консерватором, а то и ретроградом… (Об этом я уже делился: http://starodymov.ru/?p=20043 )

Поскольку я раньше о Казани уже рассказывал, добавлю только то, что увидел новое.

Только в Казани можно поймать за хвост Жар-птицу!

По Казани организована очень интересная автобусная экскурсия. Двухэтажный автобус с открытой верхней площадкой (с навесом, понятно) следует по строго определённому маршруту. Экскурсовод рассказывает о тех местах, мимо которых мы проезжаем. Время от времени автобус останавливается в каких-то определённых точках. И вот тут – самое интересное! На любой такой остановке можно выйти, погулять, ознакомиться с расположенными поблизости достопримечательностями… И сесть на следующий такой же туристский автобус – без какой-либо доплаты; только билеты сохрани. Интервал движения между ними – примерно полчаса.

Мы подобной услугой – сойти и пересесть на последующий – воспользовались единожды. А можно было бы – несколько раз. Очень удобно.

А мы вышли у колеса обозрения в зоне отдыха возле озера Кабан. Там совершенно обалденный аква-парк «Ривьера» – если доведётся ещё побывать в столице Татарстана, и уж тем более, если с внуками, приедем сюда всенепременно!

В связи с Чемпионатом мира в городе оказалось огромное количество болельщиков. Многие выглядели довольно эпатажно… Однако все вполне мирно сосуществовали, фотографировались вместе, кто бы в какие цвета ни облачился, как-то празднично всё было.

Повсюду информатории… Пару раз обратились мы к молодым ребятам-волонтёрам, которые тут работали. Не могу сказать, что получили исчерпывающие ответы, однако улыбкой и бесплатной туристской  схемой нас одарили; ну а если есть схема, желание в ней разобраться, и некоторый опыт работы с картой, можно разобраться и самому.

Такси. Этот вид транспорта в Казани развит хорошо. Телефонный звонок – и через несколько минут машина подходит. И платишь по счётчику.

Однако стали мы свидетелями конфликта, который произошёл у железнодорожного вокзала, когда случилась разборка между водителями разных такси-фирм. До драки дело не дошло, однако разговор состоялся на повышенных…

В связи с этим мне вспомнилась печально-комичная ситуация, описанная в книге Владимира Дедлова, если не ошибаюсь, «Вокруг России» (об этом замечательном и забытом публицисте: http://starodymov.ru/?p=933 ).  Речь идёт о драке, устроенной извозчиками в Петербурге году в 1904-м, возле здания Министерства внутренних дел, из-за богатых клиентов (и вот ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=25925 ).

История повторяется! Только сегодня самые «хлебные» места – у вокзалов! Ещё бы! Приезжие ведь, как правило, не знают города, вот и можно с них лупить несусветные суммы. Что скрывать? И сам порой становился жертвой их алчности (сиречь, своего незнания)…

Что ещё?..

Речной вокзал и в Казани закрыт. Раньше, когда Волга служила не только туристам, но и обеспечивала повседневное бытовое, так сказать, перемещение пассажиров, во многих городах возвели добротные вокзалы. Сегодня они почти повсеместно стоят бесхозными. А пассажиры, вынужденные ожидать свои теплоходы, или же люди, встречающие туристов, не могут воспользоваться залами ожидания вокзалов. (На этот факт я обратил внимание ещё во время самого первого нашего путешествия: http://starodymov.ru/?p=3360 )

Право, не понимаю! Ну, сдавали бы площади в аренду, устроили бы в них кинотеатры какие…

А, вот ещё!

Перед входом на речной вокзал Казани висит огромный баннер, извещающий о столетнем юбилее Михаила Девятаева. Напомню, на всякий случай, что это тот самый военный лётчик, который совершил побег на самолёте люфтваффе из гитлеровского плена. Мало того, что он улетел сам, так ещё вывез с собой десять других узников! Он привёз бесценные сведения о полигоне Пенемюнде (немного подробнее об этом: http://starodymov.ru/?p=17359 ). Сведения оказались настолько важными, что Михаилу Петровичу присвоили звание Героя Советского Союза по личному ходатайству Сергея Королёва (о нём: http://starodymov.ru/?p=24011 )!

После войны Девятаев работал в Казанском речном порту и стал одним из первых капитанов, кому довелось эксплуатировать пассажирские суда на подводных крыльях (немного о создателе этих судов Ростиславе Алексееве: http://starodymov.ru/?p=17005 ).

Вот такие впечатления остались у меня от посещения Казани.

Ну и ещё одна главка будет – о казанских храмах. И потом приступлю к основной своей миссии – рассказу о круизе.