ФЕСТИВАЛЬ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ТАТАРСТАНОМ
Ранее мне в Татарстане бывать не доводилось. Потому воспользовался таковой возможностью с удовольствием. И не пожалел об этом! Чудесный край, право слово!
Говорить и писать об этом крае можно бесконечно. А потому опишу только то, что сам видел, что произвело на меня особенное впечатление.
Ещё в Москве мне сообщили, что разместят меня в гостинице «Регина». Ну, «Регина», так «Регина» – в Казань приеду, доберусь как-нибудь, решил я.
Однако оказалось, что «Регина» – это целая сеть гостиничных комплексов, так что разобраться-то я бы разобрался, да только не сразу! Благо, организаторы Фестиваля подошли к делу со всей ответственностью – в здании вокзала стояли встречавшие нас девушки с соответствующими листочками в руках…
Они передали меня с рук на руки Фариде Муртазиной, после чего вопросы с размещением отпали сами собой. Так я и оказался именно в нужной «Регине», что на Университетской улице.
Там администратор Венера определила номер, и к тому же презентовала карту Казани, так что с этого момента потеряться стало невозможно.
Здесь же приезжавших встречал Председатель Союза писателей Татарстана Рафис Курбанов, заведующая секцией русской литературы СПТ Лилия Газизова…
С этого момента весь ритм нашей жизни оказался подчинённым Державинским дням. Однако в программу мероприятий входили и экскурсии по интересным местам Татарстана. Да и вечера оставались в нашем распоряжении, так что центр Казани я исходил вдоль и поперёк!
Что прежде всего бросается в глаза? Большинство улочек в центре города – узенькие, а потому «пробка» – понятие тут вполне актуальное.
К тому же повсеместно идут ремонтные работы – город готовится к Универсиаде, которая состоится в будущем году. Оптимисты заверяют, что к тому времени город преобразится. Пессимисты возражают, что слышали такие заверения уже неоднократно в связи с различными юбилейными датами, в частности, с 1000-летием Казани. Что ж, сам я по натуре пессимист, однако в данном случае очень хочется верить в лучшее.
Бросается в глаза, насколько бережно в городе стараются относиться к старине. В центре Казани я видел капитально перестраиваемые здания, от которых остались только исторические стены, заботливо зафиксированные многочисленными аккуратными подпорками.
Центральная и самая историческая (насколько, понятно, позволителен подобный оборот) часть Казани – это Кремль, который, к слову, значится в списках Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Я решил обойти его весь по периметру, прикидывая, откуда и как стрельцы Ивана Грозного подводили под стену мины. Однако оказалось, что я при этом совершил сразу две ошибки. Прежде всего, из-за стройки обойти Кремль очень проблематично – со стороны речки Казанки идёт бурное строительство, а потому пришлось искать пути обхода.
Это была техническая ошибка. Вторая оказалась фактической. Оказалось, что мину подводили не под стену Кремля, а под стену посадскую, которой сегодня уже давно нет, и в память о том событии проходившая по тому месту улица именовалась Большой Проломной (ныне улица Баумана).
Об этой улице можно говорить много. Это местный аналог московского Арбата – пешеходная улица, на которой расположено множество всевозможных харчевен и кофеен, где выступают самодеятельные артисты, пишут и продают картины художники, где гуляют и приобретают всевозможную экзотику туристы… Здесь нескончаемо щёлкают фотоаппараты, потому что есть что фотографировать. Здесь посреди улицы устроена восьмиконечная розетка с указанием расстояний до основных городов, расположенных в направлении лучей. Здесь навеки замер в стремительном порыве бронзовый Фёдор Шаляпин. Здесь блаженствует на кушетке жирный бронзовый же котяра – в память об указе Елизаветы прислать ей казанских котов для ловли петербургских мышей. Здесь стоят ностальгически трогающие душу автоматы с надписью «Газированная вода»…
Музыканты, жонглёры, брейк-танцоры – всё сопоставимо с выступлениями их коллег на Арбате. Только в одном казанская улица Баумана превзошла московского собрата. Возле одного ночного кафе (не стану создавать рекламу, называя его) завлекали потенциальных посетителей девушки-танцовщицы. Женские тела в таких более чем смелых одеяниях (а точнее, отсутствие нарядов как таковых), всё же вряд ли можно увидеть на Арбате.
Не мог я не поклониться бюсту Льва Гумилёва, благодаря творчеству которого я начал совершенно иначе смотреть на историю как на процесс, подчиняющийся диалектическим законам.
Подивился нескончаемому ряду мемориальных табличек на стенах зданий Казанского университета – сколько ж выдающихся людей нашего Отечества получило здесь путёвку в жизнь!
Среди грызших здесь гранит науки – и «вождь мирового пролетариата» Владимир Ильич Ленин. Памятник юному Ильичу стоит на полукруглой площади, в народе именуемой «сковородкой».
В городе установлено три памятника Гавриилу Державину. Главный из них расположен в Лядском саду, который исторически назывался Лецким, по имени проживавшего здесь генерала Александра Лецкого, да вот переиначил народ в более привычное буквосочетание. Гавриил Романович облачён здесь в римскую тогу, по каковой причине на латунной табличке какой-то остряк приписал слово «Цезарю». Ну что ж, будем считать это оценкой творчества Державина.
У стен Кремля расположен памятник Мусе Джалилю. Это мы, люди старшего поколения, хотя бы в общих чертах помним это имя – молодыми оно забыто напрочь. А жаль. Не восхищаться подвигом этого человека, которого гестапо в 1943 году казнило на гильотине, невозможно. Патриот, Подпольщик, Поэт – по отношению к Джалилю все эти три слова следует писать с большой буквы.
И ещё об одном расположенном близ Кремля месте следует сказать. Лилия Газизова специально проехала на автомобиле, чтобы показать нам его. Великолепное здание, похожее на прекрасный дворец, живописно расположено справа внизу, если смотреть на Кремль со стороны главного входа. Оказалось, что это, по словам Лилии, «самое красивое в мире здание Министерства сельского хозяйства». Сожалею, но я его не сфотографировал, чтобы аргументировать данное утверждение.
В Национальном музее Татарстана нас встретили две красавицы в национальных костюмах – русском и татарском. К слову, в Казани русских и татар проживает примерно поровну, так что подобный этнический симбиоз вполне объясним.
Экскурсию по музею пересказывать не стану – это очень интересно, но совершенно выпадает из темы данных заметок. Отмечу только, что музей очень интересен, нас в нём встречала Екатерина Великая в сопровождении рыжего кавалера. Экскурсовод зарекомендовала себя выше всяких похвал.
И к тому же постоянно звучал нежный перебор струн миниатюрной арфы.
А ещё мы побывали в крупнейшем в Казанской епархии Раифском Богородицком мужском монастыре, основанном в 1613 году. Монастырь бесподобно красив.
Стоит на берегу озера в сосновом бору. Именно здесь находится икона Грузинской Божьей матери.
Знаете, в лесу близ монастыря я увидел болотце, так даже оно показалось очень красивым. Поистине, святое место!
Спасибо за твои впечатления!Оживают и мои впечатления.Ходили по одним и тем же улицам в одно и тоже время,получали одни и те же впечатления. Но и различия есть, тебе удалось увидеть некоторые неувиденные мною места, за это отдельное спасибо!А моменты киносъёмок? Фильм будет называться “Сокровища озера Кабан”, рассказывает о связи времён. Сокровища спрятали при Иване Грозном, а искать будут в наше время. И обязательно любовный треугольник. Двоих из них мы видели, а третья – героиня Маши Кожевниковой. Ивана Грозного играет Гоша Куценко!Об этом я прочитала в нашей карельской газете.А ещё у меня были более яркие впечатления при приезде в Казань.Фарида забыла меня встретить, вернее перепутала даты. я из окна вагона вижу её,так обрадовалась!Но она ушла встречать Гольденберга(это я узнала после) Стою на вокзале одна. Знаю, что регистрация участников будет 13 , в здании Университета по адресу Кремлёвская 18. Сдаю вещи, спрашиваю дорогу, иду по городу. Улица кремлёвская начинается с Кремля, правильно? Вот я нашла кремль и медленно прогуливаюсь по улице, любуюсь архитектурой, красотой, чистотой и тишиной улицы, спокойно фотографирую, уверенная в себе.Прихожу в университет, а там никто о конференции ни сном, ни духом!Телефона Фариды у меня нет!Звоню в Кемь, а электронка уже тогда не работала!Вот тут мне стало по-настоящему плохо! Представляешь, в чужом городе, без связи и без явок!Но потом сообразила позвонить нашему компьютерщику, он дома, нашел телефон Лаишевского музея, там дали мобильный номер Фариды, она направила ко мне Рената, он отвёл меня снова на вокзал, где меня наконец-то встретила Фарида и отвела в гостиницу.Вот такая история!Когда я её рассказала соседке по комнате, она, будучи филологом прокомментировала это так: “Жестоко!”
Действительно, сюжетец…