КРУИЗ-2017. Часть-31

Мысли о церквах и религии

Вновь и вновь приходится возвращаться к одной теме. А именно: праздношатающиеся зеваки в храмах, особенно во время богослужения. С этой проблемой приходилось сталкиваться едва не во всех монастырях и храмах: http://starodymov.ru/?p=15106 .

И вот ведь что удивительно! Мне, человеку довольно далёкому от классической религии, по-настоящему неловко слоняться между молящимися, какой бы веры они ни поклонялись. А люди, казалось бы, декларирующие свою религиозность, делают это запросто даже среди своих единоверцев.

Я очень люблю иконопись, часто останавливаюсь перед изображениями, рассматриваю их, мне любопытны прорисованные детали… Верующих художественная составляющая икон, как правило, не особо интересует…

Но особенно меня возмущает, когда люди входят в храм, не считая нужным соблюдать внешние атрибуты в одежде – в шортах, например… Когда бродят по залу, заложив руки за спину… Когда обсуждают что-то – в лучшем случае, разговаривают о храме…

Даже говорить не хочется о более серьёзных прегрешениях: http://starodymov.ru/?p=9662 .

Как бы ни относился я к религии, для меня любой храм – творение рук человеческих во имя устремления Человека к совершенству, к Идеалу, к некому Абсолюту… Каждый из нас верит в некую высшую силу, в некое высшее совершенство, или хотя в воплощённое в некую абстракцию справедливость… Только каждый представляет это Нечто по-своему, у каждого символом его веры является Будда, Христос, Аллах, Ярило, Кришна, Тор или Маниту… И лично я чту любой храм, во имя любого божества.

Соответственно, считаю, что любой же человек, оказавшись в любом храме, обязан соблюдать элементарные правила приличия, принятые здесь.

***

Ну и другая тема, к которой также обращаться уже доводилось. Это – стоимость обрядов и ритуалов, совершаемых в храмах по заказам верующих: http://starodymov.ru/?p=10811 . Скажем, в храме Александра Невского в Петрозаводске (http://starodymov.ru/?p=25371 ) она зашкаливает выше всех, которые встречались за время нашего круиза.

Вообще, это ещё одна очень щекотливая тема. С одной стороны, церкви вроде как не пристало заниматься поборами и вымогательством – вспомним библейскую лепту вдовицы. Но с другой, она должна же на что-то жить!.. Опять же, истинно верующему, желающему, скажем, заказать сорокоуст, вроде как не с руки крохоборничать, сравнивая стоимость молитвы в разных храмах. Но ведь и со стороны церкви ставить молитву в зависимость от полученной мзды – разве ж правильно?..

Ведь согласитесь, друзья мои, каждое из приведённых утверждений вроде как несомненно. Как и любая иная демагогическая максима.

Только мы ведь живём не в абстрактной сфере бесспорных истин, а в реальном  мире, подчиняющемся диалектическим законам. И тот же закон единства и борьбы противоположности ни один самый ярый метафизик отменить не в состоянии! http://starodymov.ru/?p=25056

Почему один храм довольствуется малым, а другой алчно требует бабла?.. Противостояние нестяжателей и сторонников богатой церкви на Руси ведётся уже не одно столетие http://starodymov.ru/?p=20290 . Равно, как нет в этом вопросе единства в католической церкви – декларирующим бедность францисканцам противостоят те же бенедиктинцы (например: http://starodymov.ru/?p=20933 )…

И вот выходят истинно верующие христиане из церкви… И говорят не о красоте храма, не о деяниях святых, которым он посвящён, не о мастерстве богомазов-иконописцев… Даже не идут молча и умиротворённо, очистив души и прикоснувшись к святости!

Они говорят о стоимости здесь обрядов.

***

И вообще, право, к верующим у меня имеются и ещё вопросы. Вполне понятно, абстрактно-риторические, которые конкретным людям задавать не стану – подставляться не хочется.

На Валааме одна дама брюзжала: далеко, мол, до храма хреначить!.. Так и выразилась!

По-моему, это очень показательная фраза! Её ведь, эту даму, в конце концов привезут в составе экскурсии к храму, купит она свечку и службу закажет, пребывая в уверенности, что коль она сюда «прихреначила», небесная благодать ей гарантирована по факту явки.

И разве она одна такая?.. Разве что несколько более грубо-прямолинейна, чем её товарки по потребительскому отношению к вере!.. Туристки вкусно позавтракали скоромным, поточали лясы о мирском, например, перемыли косточки другим пассажирам, отправились на экскурсию, по пути заглянули в храм, приценившись, оплатили службу…

Но я как понимаю?.. Заказывать службу во здравие близких следует, отрешившись от личных сиюминутных дел, настроившись внутренне на то пожелание здоровья другому! Да и заупокойная нуждается в соответствующем настрое, чтобы долетела истинная душевная искра до таинственных потусторонних чертогов!.. А без такого внутреннего настроя эти заказные молитвы останутся лишь средством обогащения храма, и вряд ли достигнут горних высот!

В посещении мест культа первое место должен занимать внутренний настрой молящегося, а не оплатно-обрядовая составляющая взаимоотношений прихожанина и служителя культа! Лично для меня это – аксиома!

…Позднее я услышал и другую фразу: мол, на Валааме «надоело по скитам таскаться»… А кто тебя звал сюда, дамочка?.. (А вот ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=10769 ).

Я неправ?.. Ну что ж, пусть будет так.

***

Издревле монахи и монастыри знали, что зимовать им предстоит тем, что они на зиму заготовили. Конечно, в трудные времена инок мог надеяться на вспомоществование состоятельных доброхотов. Надеяться – но не рассчитывать!

А сегодня любой монах знает, что заботиться о хлебе насущном у него нет острой необходимости. Как и любой из нас, мирских обывателей, современный монах больше ориентирован на добычу денег, а не собственно средств пропитания. И опять же, знает, что, случись какая пакость, пропасть ему не дадут – ни Церковь, ни государство. (О том же: http://starodymov.ru/?p=10811 )

Скажете, не расхолаживает это?.. Не нужно ответа – вопрос в очередной раз риторический!..

И тем большего уважения заслуживают обители, которые в нынешних условиях занимаются не просто выкачиванием денег из прихожан, но и производят реальную продукцию. Как, например, на Валааме, где выращивают зерно, собирают урожай яблок, построили молочно-товарную ферму и птичник, выделывают сыры, пекут хлебы и пряники…

Как не уважать людей, которые во исполнение заповеди Господней, добывают хлеб насущный в поте лица своего, имея реальную возможность иметь доходы, не настолько перетруждаясь?!.

***

На Валааме посещаем Игуменье кладбище. На погосте, расположенном непосредственно у стен обители, я уже бывал: http://starodymov.ru/?p=10576 .

А вот на Игуменье раньше туристов не водили, потому выбираем именно эту экскурсию.

К погосту ведёт красивая лиственная аллея. С километр, наверное, протяжённостью. А потом – само кладбище. Братцы ж вы мои, насколько ж здесь красиво! Прекрасная церковка, звонница… Деревья, кустарники, цветники… Ну и могилки, понятно, надгробья, кресты…

Всё же странное существо – человек! Казалось бы, какая разница, в какой могиле покоиться бренным останкам!.. Ан нет же: оказавшись на таком вот погосте, уютно обустроенном, едва ли не каждый думает о том, что и сам бы упокоился здесь же… (О том же: http://starodymov.ru/?p=25124 ).

И все эти могилы выдолблены в скальном монолите, и растения выращены трудом многих поколений иноков.

…Среди людей, служивших Господу на Валааме, немало тех, кто оставил после себя светлую память. О многих можно рассказать много доброго.

Но особо хочется сказать о двоих из них: отцах Назарии и Дамаскине. Трудами в первую очередь Назария храмы Валаама обрели свой нынешний вид. Ну а отец Дамаскин…

О нём следует рассказывать особо.

Если кратко, то история рассказывает так. В середине XIX века Валаамский монастырь представлял собой убогое зрелище. В первую очередь в моральном плане. Здесь процветали лень и пьянство – и это самые мягкие из грехов, о которых рассказывают историки. Не желая жить в таких условиях, монах по имени Дамаскин (это именно имя – ударение на последний слог) отселился вглубь острова в скит, который сам же и построил, проживал там в уединении, в трудах и заботах, упорно обустраивая прилегающую территорию.

Место там и в самом деле прекрасное – сюда непременно водят экскурсантов.

В конце концов, в монастырь прибыла специальная комиссия от Синода, разобраться в ситуации. И комиссия вынесла вердикт: среди всей монастырской братии на острове есть только единственный (!!!) по-настоящему монашествующий человек – это как раз Дамаскин (о нём: http://starodymov.ru/?p=10558 ). Его и назначили новым настоятелем.

Отец Дамаскин взялся за дело со всей ответственностью. Управлял обителью в течение 42 лет. Он навёл порядок, хотя ох как пришлось ему нелегко. Привыкшие к праздности монахи сопротивлялись закручиванию гаек, саботировали его распоряжения, даже топор в него бросали… Но в конце концов авторитет монастыря поднялся на приличествующую ему высоту.

Человек не побоялся в одиночку выступить против всех. Против своих же, на изолированном от внешнего мира острове! Ради святой веры!.. Сколько ж для этого нужно силы духа!

На мой взгляд – это истинный святой подвиг!

И при этом отец Дамаскин – не канонизирован. Это, бесспорно, внутреннее дело Церкви, но с моей, мирской и светской точки зрения, по меньшей мере странно.

***

А вот что ещё меня ставит в тупик касательно Церкви и Веры.

Человек грешит перед другим человеком. Идёт в церковь, и ему этот грех отпускается. Я сейчас не стану рассуждать об иерархичности греха, о том, что любой грех свершается перед Богом… Всё так. Наверное, всё так.

Но просто по-человечески! Почему Церковь (казалось бы, третье лицо) отпускает грех  человеку, допустившему прегрешение перед другим человеком?

Нелогично как-то!