МЕМУАРЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. 2011-2016 гг.
Часть 1.
О дискретности нашей жизни
Время-то, время как летит!
В связи со своим 55-летием я написал автобиографию. А уже и пять лет прошло. Не прошло – пролетело!.. Пришла пора готовить дополнения.
Некогда меня веселило, что на очередном издании полного собрания сочинений Ленина стояло «Издание 5-е, дополненное и исправленное». «Дополненное» – это ладно, где-то новые документы обнаружились… Но «исправленное»!.. Это ж кто имел право исправлять документы самого основоположника?.. Или это Вождь самолично вносил правки мистическим путём?..
Что тут скажешь?.. Хоть та, старая жизнь мне больше по сердцу, однако маразмов тогда хватало.
Так вот, исправлять свои мемуары я не стану, хотя и подмывает иной раз. А вот дополнить информацией о прошедших пяти годах – это уж обязательно.
К слову, напомню, что мемуары под названием «Офицер эпохи перемен» опубликованы. http://starodymov.ru/?p=17405
В одной книге я недавно вычитал такую мысль. Мол, есть люди, которые проживают одну жизнь. А есть те, кто проживает жизней несколько, у кого в какой-то момент душа перерождается (или умирает и на её место рождается новая), а тело продолжает жизненный путь, внешне оставаясь тем же, в то время как человек уже стал в значительной степени другим.
Встретив интересные мысли и рассуждения в книгах (в фильмах тоже, конечно), я задумываюсь, примеряя их на себя и своих близких. Конечно же, не мог пройти и мимо приведённого рассуждения.
Наверное, абсолютное большинство людей, прочитав… Глупость какая!.. Прочитав!.. Абсолютное большинство людей нынче не читает вообще, а уж книг с философским подтекстом – и подавно!.. Хотя, надо признать, обратил внимание, что в метро читающих стало заметно больше, в том числе и среди молодёжи.
Но отвлёкся.
Итак, большинство людей, прочитав или услышав приведённую мысль, причислит себя ко второй категории. Но я вот прикинул её на своих знакомых… (О себе поговорю ниже).
Я смотрю на ветеранов. Для многих и многих тот же Афганистан как задал вектор движения по жизни, так они по нему и движутся. Некоторые повороты на этом пути встречаются, но тезис «Афган болит в моей душе» для них является определяющим. Для других подобной же отправной точкой служит другой какой ключевой момент… Как поезд, по молодости побросало его по стрелкам и маневровым путям узловой станции, а потом как вышел на магистральный путь – так и «наш паровоз, вперёд лети!».
Не так часто, но я встречаюсь с товарищами по училищу. Родное ДВВПУ я вспоминаю только добрым словом, и благодарен ему навсегда. Однако когда мои собеседники начинают рассказывать о каких-то эпизодах курсантской жизни, испытываю неловкость – я не помню столько всего!
Примерно то же могу сказать о службе в строительных войсках. Конечно, два с половиной года – неотъемлемая часть моей биографии. Однако это как старый блокнот, который валяется где-то в шкафу: можно бы достать и полистать, да только не испытываю потребности. Так только, при случае, вспомнишь подходящий к разговору момент, да и всё…
Кизыл-Арват и 58-я дивизия. Если проанализировать число посетителей моего сайта и количество комментариев, то в процентном отношении посты, связанные с тем периодом жизни и службы займут лидирующее место. Я так понимаю, что в интернете нет единой виртуальной площадки для тусовки ветеранов нашего соединения… Или есть?.. Не знаю, не интересуюсь! И данный виртуальный блокнот также уже давно в архиве. Хотя, конечно, когда получаю письма от сослуживцев, искренне рад!
Ну, Афган – он и есть Афган. Я встречаюсь и общаюсь со многими и многими товарищами… Но только я живу здесь и сейчас, а многие из других ветеранов, приходится повторяться, следуют по лучу, начальной точкой которого является Шинданд. Они по духу своему являются ветеранами той войны, а для меня это всего лишь одна из прожитых страниц длинной и многообразной жизни.
Мои сослуживцы не понимают моего отношения к ветеранскому движению. Именно во встречах и всевозможных тусовках «имени Афгана» они видят цель своей нынешней деятельности.
Я же не отказываюсь от популяризации их деятельности, поддерживаю её, рассказываю… Но я живу нынче на том дискретном отрезке бытия, на котором доминируют иные закономерности. Для меня Афган и ветеранское движение – уже пройденный этап жизни. От которого я не отрекаюсь, которое я по мере возможности поддерживаю, но уже несколько со стороны.
Любое общество (общество как общегосударственная совокупность людей, а не структурированная организация) ячеисто, подобно сотам. В целом над рамкой действуют вроде как общие законы, но в каждой ячейке-эгрегоре – свои особенности.
К слову, заметьте: я не говорю, что позиция, которой я сейчас оправдываюсь, правильная и безукоризненная. Я бы и хотел, действительно, хотел бы, относиться к ветеранским делам душевнее. Но что поделать, коль не получается! Моя нынешняя действительность является доминирующей, а не память о делах давно минувших дней.
И вот что характерно! Небольшая группа активистов ветеранского движения и в самом деле делает немало для сохранения Памяти. При этом активисты нередко высказывают осуждающее отношение к ветеранам, которые такой же активной деятельностью не занимаются. Вроде бы внешне всё правильно: нужно всем вместе стройными рядами от славного прошлого, да в светлое будущее… Однако, братцы мои, давайте задумаемся: а настолько ли бесспорна эта очевидная на первый взгляд максима?
Тут ведь что получается. Само по себе ветеранское движение в силу множества объективных и субъективных причин утрачивает свой первоначальный импульс. Лидеры заполучили должности и пребывают в состоянии покоя, несколько оживляясь в связи с общеизвестными праздниками и памятными датами. Ну, и перед выборами, разумеется. Чиновники от ветеранского движения проводят некие мероприятия… Нет-нет, честь им и хвала, что не оставляют раз начатое дело, что что-то делают… Только лет 15 назад мы надеялись, что удастся ветеранские вопросы решить кардинально, на законодательном уровне. А оно вон как вышло – всё так и осталось на уровне общественном.
И что на выходе?.. Благодаря ветеранскому движению некоторая часть наших соратников по оружию выбилась в политики, и там и обосновалась. Кто-то занимается общественной деятельностью, и честь им за то и хвала. Ну а основная масса ветеранов живёт своей жизнью, собираясь, скажем, 15 февраля или 5 мая, помянуть сослуживцев, да и возвращается затем в нынешнюю действительность.
Вот так и я. Память – памятью, а объективная реальность сегодняшнего дня всё же является определяющей.
Я по-прежнему тружусь в аппарате Международного сообщества писательских союзов. То есть вращаюсь в писательской, и чиновничье-писательской среде.
И вот ведь на что обратил я внимание.
В начале данных заметок шла речь о дискретности жизни некоторых людей. Данный тезис я полностью отношу к себе. В чём основная особенность данной формы человеческого бытия? Да, переходя с одного этапа на другой, со своих башмаков отряхиваешь значительную часть праха пройденного пути. С нуля – не с нуля, но в определённой степени начинаешь жизнеписание с нового листа. Оказываясь в принципиально новой среде, буквально чувствуешь, как в короткое время обрываются нити, которые тебя привязывали к предыдущему отрезку жизни. Знаешь, что люди, с которыми ты тесно общался ещё вчера, по-прежнему живы-здоровы, и с кем-то перезваниваешься, и вроде как приятельствуешь… А только они уже – скорее часть воспоминаний, несмотря на то, что и встречаешься.
Но вот что при этом происходит!.. Оказываясь в новой для себя среде, ощущаешь себя в ней чужаком. По молодости как-то вживаешься в неё легче. А вот в возрасте… Это как пересадить растение – пока оно молоденькое, так и укоренится в новой почве без особых проблем. С годами подобное происходит всё труднее.
В МСПС, в писательском мире я пребываю уже шесть лет. Стал ли я тут своим?.. Скорее нет, чем да. Вот и выходит, что из предыдущего этапа ты уже выписался, а в новом так и пребываешь инородным телом.
…Как-то разговаривал я с Володей Шигиным – писателем-маринистом, автором семи десятков опубликованных книг. И сошлись мы с ним в том, что данная нам тяга к писательству – великое благо. Без этого творческого начала жизнь для нас была бы пустой. И нам искренне жаль людей, творческим началом обделённых.
Вот в таком настроении и подхожу к своему шестидесятому юбилею.
К записи "Накануне 60-летия. Продолжение автобиографии" пока нет комментариев