«ЯСТРЕБКИ» ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Казалось бы, ну что нового можно сегодня рассказать о Великой Отечественной? Обо всем написано, едва ли не каждый факт и эпизод освещён, да к тому же под разными углами, с диаметрально противоположных точек зрения…

Ан нет, время от времени становятся достоянием гласности те или иные документы, которые обогащают нашу память новыми сведениями о событиях той страшной войны. Ну а когда вскрываются какие-то материалы, содержавшиеся в архивах спецслужб…

Именно о таких документах и пойдет речь ниже; публикация подготовлена с использованием фактов, обнародованных профессором Юридического института МВД России А. Малыгиным и сотрудником Академии ФСБ В. Алексеевым.

Все мы помним замечательную книгу Борис Васильева «А зори здесь тихие». В тылу наших войск оказывается диверсионная группа гитлеровцев. На её перехват отправляется более опытный старшина с группой девчонок-зенитчиц… Что ж, нет сомнения: и такое случалось – война не знает трафаретов. И всё же основной силой, которая боролась с диверсантами в ближайшем к линии фронта тылу, стали истребительные отряды.

«Ястребки», как их называли в годы войны.

…В качестве иллюстрации к данной публикации я заимствовал фотографию из интернета. В Паутине их много, и я выбрал именно эту – просто по наитию, не могу объяснить почему. Но когда я всматриваюсь в фотографию времён Великой Отечественной войны, всегда испытываю очень сложное чувство. Вот они – молодые люди, полные сил и надежды, верящие в грядущую Победу, и готовые пожертвовать своей жизнью ради неё… Однако понимаю в то же время, что это – только сочетание светотеней на эмульсии, или совокупность пикселей… А сами эти люди, которые глядят на тебя из другой жизни – их нет уже на белом свете, и в лучшем случае покоятся в индивидуальной могилке с фамилией под звездой; а то и дожидается их прах поисковиков…

На этом снимке – бойцы одного из истребительных отрядов. Они, в абсолютном своём большинстве не имевшие специальной подготовки, выходили на борьбу с вражескими диверсантами, прошедшими курс диверсантов. Казалось бы: соотношение в пользу профессионалов. Однако мы-то знаем, что наши, вот эти, что на снимке, и такие же, как они, в конечном итоге победили.

…Уже 24 июня 1941 года Совет народных комиссаров СССР принял Постановление «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Во исполнение его на следующий день увидел свет приказ НКВД «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе», в котором предписывалось истребительным батальонам взять эти функции на себя.

Такие истребительные батальоны были сформированы в кратчайшее время со всех регионах страны, которым угрожало вторжение гитлеровских войск или которые подвергались бомбардировкам. Скажем, в Ленинградской области уже в июле 1941 года действовало 168 таких формирований, в Орловской – 75, Сталинской (Донецкой) – 66…

Всего же в первый месяц войны в прифронтовой полосе действовало свыше полутора тысяч истребительных батальонов.

В дальнейшем этот процесс получил развитие. Скажем, в Мурманской области действовали два истребительных полка, восемь батальонов, семнадцать групп общей численностью 6453 человек. Кроме того, здесь сформировалась сеть групп содействия, в которые входили охотники, оленеводы, рыбаки и даже школьники. Участники этих групп занимались наблюдением за воздушным пространством, поиском диверсантов, участвовали в облавах и патрулировании. В том, что на данном направлении германские и финские войска не смогли выполнить поставленные задачи, немалая заслуга «ястребков».

Тот же процесс проходил и в Подмосковье. Здесь истребительные батальоны создавались в каждом районе. В штате каждого из них насчитывалось до 500 штыков, каждому придавалось до полутора десятков сотрудников НКВД. Впрочем, структура и состав этих подразделений постоянно менялся, значительную часть из них постепенно влились в состав Красной Армии…

Всего же на территории Москвы и области сформировано 87 истребительных батальонов общей численностью 28,5 тысяч человек. Данное направление деятельности курировали лично первый секретарь организации ВКП(б) Москвы и области Александр Щербаков, и председатель Горисполкома Василий Пряхин.

Казалось бы, цифры впечатляют. Однако в данном вопросе не все складывалось благополучно. Сами по себе органы НКВД оказались не готовы к столь резкому увеличению числа «сотрудников» – что, в общем-то, вполне объяснимо. У «ястребков» зачастую не хватало теплого обмундирования (и это – в ту суровую зиму), продуктов, даже патронов. В сутки на каждого из них полагалось по 8 рублей 30 копеек – на такую сумму можно было только худо-бедно пообедать.

В поданной по команде докладной записке старший майор госбезопасности М. Журавлев сообщал, что в Подмосковье полностью укомплектован лишь батальон Железнодорожного района, да и то лишь благодаря швейной фабрике, которая здесь располагалась.

Не следует думать, что истребительные батальоны комплектовались некими специально подготовленными суперпрофессионалами. Добровольцев – а основное ядро подразделений создавалось именно из них – готовили к предстоящей боевой деятельности по самой сжатой программе. Так, только в сентябре 1941 года в Подмосковье прошли переподготовку 120 пришедших из запаса начальников штабов батальонов и командиров рот; кроме того, в области всего подготовлено: 500 снайперов, 54 начальника различных служб, 1500 истребителей танков. И ещё заслуживающий внимания факт: из лучших «ястребков» укомплектовали школу подрывников-диверсантов, располагавшуюся в Вешняках – её прошли более 400 бойцов, впоследствии отправленных за линию фронта.

Казалось бы, каких результатов можно ожидать от этих вчера ещё гражданских людей, наспех подготовленных к столь специфической службе, как борьба с профессионалами-диверсантами?.. Однако результат всё же сказался. По официальным данным, всего только в период Московской битвы при участии бойцов истребительных формирований сотрудники НКВД обезведили свыше 200 агентов и более 50 разведывательно-диверсионных групп противника.

Выше уже говорилось, что одной из основных функций истребительных частей являлась организация поиска диверсантов, шпионов противника. Однако и не только. По официальным (скорее всего, очень неполным) данным в Московской области в период осень 1941 – весна 1942 годов задержано 3650 беженцев, дезертиров или лиц, уклонявшихся от службы, абсолютное большинство которых направлено в местные военкоматы.

Когда фронт докатился до стен столицы, группы «истребителей» стали засылаться в тыл врага. Численность каждой из них колебалась от десяти до ста человек; некоторые из них получали конкретные задачи, остальным ставилась задача более общая: добиться того, чтобы оккупанты не имели покоя на советской земле.

Общая численность их составила примерно 5500 человек.

За проявленные мужество и героизм в тылу врага 103 бойца истребительных групп Москвы и Подмосковья награждены орденами и медалями.

К слову, всего за линию фронта было направлено 2222 оперативных групп и отрядов (такое вот получилось число), 600 из которых со временем превратились в крупные партизанские формирования.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39178