О ТОМ, КАК РАСХОДОВАТЬ ВРЕМЯ

Довелось мне недавно побывать на ветеранском мероприятии. Встретил там приятеля, с которым встречаемся, как правило,  именно в подобных случаях. Перекинулись несколькими фразами…

Потом я сказал, что побуду немного, а потом уеду.

- Как всегда, – ухмыльнулся приятель.

Как-то царапнула эта ухмылка.

…Каждый человек живёт своей жизнью. У каждого имеется три непременные сферы, в которых он обитает: служебная деятельность, общественная, личная (семейная или интимная, скажем). Хотя, можно добавить, пожалуй: ещё сфера увлечений, хобби, так сказать. Понятно, что персональная жизнь между этими сферами распределена у каждого человека неравномерно, у кого-то, скажем, общественная жизнь вообще стремится к нулю, зато у кого-то личная делится на семейную и внесемейную… В общем, я сказал только о принципиальной схеме, в которой возможны вариации.

Так вот. Я знаю многих своих товарищей, которые отдают максимум сил и энергии, а также времени и здоровья ветеранскому движению.  Как правило, они за это не имеют особых, а то и вовсе никаких, преференций. Они просто повинуются внутренней потребности по мере возможности решать ветеранские задачи.

Это, например, Володя Хохлов, Игорь Панов, Юрий Михеев, Сергей Сальников… Поверьте, я могу продолжить этот список.

Все мероприятия, которые у нас проходят – их заслуга. Они проводят всю черновую работу по их организации: формируют списки, ведут переписку, решают организационные вопросы. Ведь провести мероприятие – значит решить множество частных задач, о самом существовании которых мы, просто пришедшие на готовенькое, даже не подозреваем!

Организовать почётный караул, вынос Боевого знамени, оркестр, получить разрешение на проведение акции, салют, медицинское обеспечение, СМИ… Да мало ли!..

И вот когда всё сделано, собираемся мы, рядовые участники мероприятия. А перед нами к микрофону (тоже ведь надо обеспечить, и чтобы было куда подключить) выходят большие чины…

Так вот. Я с глубочайшим уважением отношусь к людям, которые организуют все эти мероприятия.  Они за это ничего не имеют, кроме благодарности от немногих участников, которые оценивают их труд. Ну и осознания того, что они поступают правильно, что в этом их долг перед ветеранским движением во всём многообразии этого понятия.

Ещё десяток лет назад я куда активнее относился к ветеранскому движению. По долгу службы принимал участие в мероприятиях, проводимых Организацией «Боевое братство», Советом ветеранов 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, в составе которой служил в Афгане, Советом ветеранов Донецкого ВВПУ, в котором имел счастье учиться, меня приглашали многие ветераны и ветеранские организации, проводившие какие-то мероприятия. И я точно так же видел свой долг в том, чтобы как можно шире и активнее освещать их деятельность.

Однако постепенно я почувствовал, что мой энтузиазм несколько поугас.

Прежде всего – объективная сторона. Друзья мои, я работаю в ветеранском движении ещё с периода службы в Ашхабаде. Когда это проявлялось активнее, когда эта активность пригасала, но года примерно с 1988-го я считаю себя полноценным участником ветеранского движения.

Всё ветеранское движение держится только на энтузиазме одиночек. Вернее, не энтузиазме, а на чувстве долга. После того, как они, эти люди долга, проделают всю черновую работу, их на завершающем этапе нередко оттесняют в сторону и пожинают посеянные ими лавры более оборотистые, обладающие большими звёздами и чинами или неким административным ресурсом.

Просто диву даёшься! На протяжении многих лет я встречался и имел дело с людьми, которые выполняют всю подготовительную работу. А потом смотришь – на конечном этапе откуда-то появляются люди, которых до того в глаза не видел, но они уже числятся в лидерах… При этом лидеры ветеранского движения вчерашнего дня появляются на встречах со своими соратниками всё реже, да и то только чтобы в президиуме посидеть, да в телеобъектив поговорить о возвышенном.

Что касается рядовых участников встреч, то их приходит когда больше, когда меньше, но общая тенденция к сокращению численности – несомненна.

Я ещё помню многотысячные марши на Поклонной горе – сейчас здесь собирается народу куда меньше.

Да и ссориться продолжают между собой лидеры различных ветеранских структур.

Опять же: встреча ведь не является самоцелью! Во всяком случае, по моему убеждению. Зачем встречаются у памятника, например, Воину-интернационалисту, что на Поклонной горе? Почтить Память павших, возложив цветы. Показаться перед глазами товарищей – жив я, братцы, и относительно здоров, чего и вам желаю. Посмотреть на пришедших – выискивая глазами друзей и приятелей…

Конечно, поговорить. Узнать, как дела обстоят у тех же друзей и приятелей…

Да только тут вот какая закавыка! Сослуживцы, с которыми мне по-настоящему интересно, я поддерживаю связь постоянно – при современных средствах коммуникации это несложно. Разумеется, увидишь кого-то, с кем давно не встречался, поговоришь…

Послушаешь ораторов. Возложишь цветы…

По моему убеждению, внимание к Памяти и внимание к живущим не определяется количеством времени, проведённого возле памятника. Это самое внимание проявляется самим фактом появления здесь!

Потому что, помимо объективных обстоятельств, в жизни каждого из нас есть факторы субъективные.

Человек, который искренне живёт заботами ветеранской организации, испытывает потребность больше и глубже знать о ней и её сочленах. Повтор: я с глубочайшим уважением отношусь к таковым. Что же касается меня лично, то я состою в нескольких ветеранских (и не только) структурах, и стараюсь освещать деятельность каждой из них. Это и Совет ветеранов 5-й гвардейской дивизии, и Совет ветеранов ДВВПУ, и Всеславянский собор, который возглавляет мой старый добрый товарищ, тоже ветеран Николай Кикешев, и ряд других организаций, на мероприятия которых меня приглашают, хотя и реже. Я просто не в силах отдавать максимум сил и времени деятельности каждой.

К тому же, волею судеб, я сейчас тружусь в писательской структуре, где у меня имеются свои служебные обязанности. И потом, я ведь пишу!..

Человек, который имеет время и возможность реализовать себя в служении одной ветеранской (общественной) организации, без сомнения, приносит ей пользы куда больше, чем тот, кто расходует себя на работу в нескольких структурах. В этом сомнения нет.

Но справедливо ли укорять в недостаточном рвении человека, который присутствует на многих мероприятиях, обязательно рассказывает о них в Сети, но не имеет возможности заниматься работать в общественной организации активнее?.. Поскольку в данный момент речь идёт именно обо мне, думаю, что несправедливо.

Итак! Человек, имеющий для того время, вправе его расходовать по собственному разумению. Но при этом справедливо, если такое же право он предоставит и ближнему своему.

Если у тебя времени в избытке, то не думай, что и другому его не на что расходовать.