30 июля 1944 года – от рака желудка умер Николай Поликарпов,
выдающийся советский авиаконструктор.
Даже больше – не просто выдающийся, а один из создателей школы советского авиастроения. Его вклад в мировую практику создания самолётов невозможно переоценить.
Из-за нехватки времени, предельно коротко.
Родился в 1892 году. В семье, помимо Николая росло ещё шестеро детей.
Отец Николая Николаевича был священником и преподавателем народной школы. В годы Первой мировой войны оказывал большую практическую помощь Организации Красного Креста, а также госпиталям и военным лазаретам. После Гражданской войны примкнул к «обновленцам» (о которых тоже надо бы как-то рассказать) – и я никогда и никого не осуждаю за подобное решение: попробуй в неразберихе тех дней разобраться-определиться, как правильно поступить…
Между прочим, его сын, авиаконструктор Николай Николаевич до конца жизни оставался верующим, не скрывал этого, носил нательный крестик, за что завистники именовали его «крестоносцем».
Учился Николай-младший хорошо, однако по стопам отца, по духовной линии не пошёл, а поступил в Петербургский политехнический институт, несмотря на то, что за обучение пришлось немало заплатить. Учился на корабела, всерьёз занимался двигателями разных типов, затем увлёкся авиастроением. По окончании учёбы работал на Николаевском судостроительном заводе, на Авиационном заводе Владимира Лебедева, на заводе «Дукс»… В 1915 году участвовал в конкурсе на создание гидросамолёта собственной конструкции. Пока неудачно.
На способного студента и начинающего инженера обратил внимание сам Игорь Сикорский, и взял его к себе КБ. Здесь он участвовал в разработке знаменитого самолёта «Илья Муромец». В 1918 году пути учителя и ученика разошлись: Сикорский эмигрировал, Поликарпов остался и был принял в Главное управление Рабоче-Крестьянским Красным Воздушным Флотом, где сразу становится ведущим сотрудником технического отдела.
В 1923 году он создаёт первый серийный советский самолёт-разведчик Р-1.
В 1924 году и в последующем главная заслуга Николая Поликарпова состоит в том, что он разрабатывает методику проектирования самолётов. В его команде происходит разделение функций между сотрудниками – каждый специализируется на решении какой-то конкретной задачи. Поскольку в мировом опыте самолётостроения опыт только накапливался, это стало новаторством.
В 1927 году Николай Николаевич создаёт свой шедевр – У-2 (с 1944 года По-2), один из самых массовых в мире самолётов.
(Как тут не вспомнить: «Я думала, Булочкин ас, а он у-два-с…»).
Поликарпов со временем стал одним самых опытных отечественных конструкторов истребителей. А первый из них был построен в 1928, и пошёл в серию под названием И-3; пусть и в маленькую серию.
В том же году он назначен руководителем собственного КБ, в котором трудилось всего-то 28 специалистов-энтузиастов. В том же году он построил многофункциональный самолёт Р-5, который на авиасалоне в Иране стал лучшим, обойдя ведущие иностранные фирмы. Между прочим, на этом самолёте будущий командир военной авиации страны Яков Алкснис совершит перелёт в Симферополь и обратно – по одному дню полёта в каждую сторону. Впоследствии этот самолёт принимал участие в спасении челюскинцев…
Ну а потом – привычное: арест «за шпионаж и контрреволюционную деятельность» в 1929 году. Как бы ни кощунственно это звучало, а допускаю, что Николаю Николаевичу повезло, что его «разоблачили» так рано: маховик репрессий ещё только набирал обороты. Группу авиаконструкторов в тюрьме посетил Алкснис (о котором никак не подготовлю публикацию), который предложил им поработать на благо Родины в столь специфичных условиях, как за решёткой.
Таким образом Поликарпов «всего лишь» оказался в «шараге», где продолжил конструкторскую деятельность в должности заместителя другого «врага народа», Дмитрия Григоровича.
В результате деятельности подневольных конструкторов «на крыло» стали такие самолёты, как И-15 и И-153.
Недавно повторяли сериал «Чкалов», который я считаю одной из удачных картин современного кино. Так вот, там ярко показал эпизод посещения Сталиным испытаний новых самолётов… И в результате в приговор Поликарпова внесли дополнение «условно», и он вышел на свободу (условную, но всё же).
Поликарпова определили работать в ЦАГИ. Здесь у него случился конфликт с не менее знаменитым, но более обласканным властью авиаконструктором Андреем Туполевым. Но в ситуацию вмешивается Сергей Ильюшин, и Поликарпов попадает в команду Павла Сухого. (Что ни имя, то легенда!)…
Это плодотворный период работы Поликарпова. Он конструирует несколько машин: И-8, И-13, И-14а… Каждая из них – существенный шаг вперёд относительно предыдущей, в каждой используются наработки – своих, и коллег, отечественных и зарубежных.
В декабре 1932 года в воздух поднимается знаменитый биплан И-15. А на будущий год – уже моноплан И-16, вошедший в историю как «ишачок». Испытания их проводил знаменитый Валерий Чкалов. Эти машины участвовали в знаменитом параде над Красной площадью в 1935 году, а затем в показе на Центральном аэродроме в Тушино. По итогам этих событий Поликарпов и Чкалов удостоены орденов Ленина. В том же году он получает диплом пилота – теперь он имеет право и сам летать.
После этого Поликарпов занимает сразу несколько высоких должностей в авиационной промышленности и авиаконструировании. Он становится депутатом Верховного совета СССР.
А потом случилась катастрофа, в которой погиб Валерий Чкалов, разбирательства, несколько конструкторов в окружении Поликарпова репрессировали, его самого понизили в должности…
Приходится признать, что в среде ведущих авиаконструкторов в предвоенную пору происходили нехорошие вещи… Частично это показано в фильме, который я уже упоминал, «Чкалов». Но я останавливаться на них не стану.
Скажу только, что в период войны Поликарпов продолжил заниматься истребителями. А потом ему довелось стать у истоков отечественной реактивной авиации и боевых ракет… Но смерть не позволила Николаю Николаевичу продолжить свою творческую инженерную деятельность.
Ему исполнилось только 52. А сколько этот человек успел сделать!.. Какие люди были!..
.
О зарождении отечественной авиации: https://starodymov.ru/?p=859
Об «обновленческой церкви»: https://starodymov.ru/?p=45098
Игорь Сикорский: https://starodymov.ru/?p=14033
Самолёт «Илья Муромец»: https://starodymov.ru/?p=11794
Самолёт У-2: https://starodymov.ru/?p=26293
О «шарагах» у меня несколько публикаций, вот одна из них: https://starodymov.ru/?p=44355
Дмитрий Григорович: https://starodymov.ru/?p=42445
Самолёт И-15: https://starodymov.ru/?p=20010
ЦАГИ: https://starodymov.ru/?p=26569
Андрей Туполев: https://starodymov.ru/?p=43425
Сергей Ильюшин: https://starodymov.ru/?p=35321
Гибель Чкалова: https://starodymov.ru/?p=28531
Павел Сухой: https://starodymov.ru/?p=33516
Самолёт И-16: https://starodymov.ru/?p=44262
Ну и Николая Крючкова вспомним, который в роли майора Булочкина воспел «небесный тихоход»: https://starodymov.ru/?p=36230
О том, как замалчивается история советской авиации: https://starodymov.ru/?p=45706
К записи "Память. Николай Поликарпов – гордость отечественного авиастроения" пока нет комментариев