6 января 1974 года – умер Роберто Бартини,
знаменитый советский авиаконструктор.
Вот уж кто достоин нашей благодарной памяти! Насколько же судьба оказалась сурово несправедливой по отношению к этому человеку: мало того, что жизнь оказалась покалеченной, так ещё и едва не все его технические находки стали достоянием более успешных коллег… Хотя, всё же не пропали втуне – то стало бы ещё досаднее, а так хоть в дело пошли…
Речь идёт о Роберто Бартини, выдающемся авиаконструкторе, который внёс в мировое самолётостроение поистине неоценимый, и при этом не оценённый по достоинству вклад.
О происхождении и младых летах Роберто напишу предельно кратко. Родился в 1897 году в Австро-Венгрии. В 1912 году впервые увидел самолёт – это совершал демонстрационные полёты знаменитый русский пилот Харитон Славороссов; данное событие предопределило жизненный путь юноши. Во время Первой мировой войны Роберто оказался на Русском фронте, во время Брусиловского прорыва попал в плен, содержался в лагере под Хабаровском. Там же пропитался большевистскими идеями. В 1920 году вернулся на родину отца, в Италию. В 1922 году, после прихода к власти Муссолини, выехал в Советский Союз. И здесь до конца дней своих трудился на ниве авиастроения. В графе «национальность» писал «русский». Хотя сколько он перенёс от новой Отчизны – вызывает сочувствие.
Не стану пересказывать его биографию хронологически, перечислять конструкторские о опытные бюро, в которых довелось работать Роберту Людвиговичу. Это нетрудно посмотреть в справочной литературе. (Лично я первичную информацию о биографии этого выдающегося человека получил из книги Леонида Блонского «Авиация России»). Постараюсь заинтересовать читателя его судьбой, следуя другим путём, иным алгоритмом.
О том, что Революция и последующие грандиозные общегосударственные проекты (ГОЭЛРО, индустриализация, пятилетки и др.) в кратчайший срок вывели Советский Союз в промышленном отношении в число ведущих стран мира – общеизвестно. О методах сейчас умолчим – речь идёт о другом. Те же глобальные программы выдвинули на первые роли ведущих изобретателей, конструкторов, инженеров, которые, опять же, в кратчайшие сроки разработали технические новинки (в самых разных отраслях) на уровне ведущих мировых шедевров. А затем начались репрессии конца 30-х годов, когда на тех самых авторов наработок мирового уровня обрушились репрессии – и они оказались в лучшем случае в «шарагах»; о причинах такого положения дел говорить тоже не станем, оставим на другой раз.
Без сомнения, Сталину оказалась выгодной ситуация, когда в стране махровым цветом расцвело доносительство, и в том, что он его прямо или косвенно поощрял, его вина. И всё же писали доносы конкретные люди – из принципиальных ли соображений, искренне ли, корысти ли ради… Но – писали, доносили, оговаривали, клеветали, кляузничали…
Удар по конструкторам-самолётостроителям пришёлся подлый и мощный. Кто-то из тех, кто ставил отечественную авиацию «на крыло», оказался в «расстрельном» списке, но большинство – а «шарагах»…
Вот тут вернёмся к нашему герою.
Знаете, друзья, я верю в то, что в нашей жизни присутствует некая непознанная, непостижимая сила, природу которой мы не понимаем, хотя она вполне материальна – но только почему-то есть ведь люди невезучие, хотя и не заслуживающие этого невезения. Роберт Бартини – из их числа. Сколько он работал, сколько технических находок придумал, сколько закономерностей вывел, а лавры неизменно раз за разом доставались другим.
Вот лишь неполный список авиаконструкторов, с которыми работал Роберт Людвигович – и не просто работал, а являлся в полной мере соавтором созданных ими летательных аппаратов: Дмитрий Григорович, Владимир Ермолаев, Андрей Туполев, Дмитрий Томашевич, Валентин Глушко, Павел Цыбин, Михаил Симонов, Сергей Королёв и другие. Но эти имена – на слуху, в то время как о Бартини обыватель в лучшем случае «что-то слышал».
Несправедливо это. Бартини разработал более шести десятков проектов летательных аппаратов самого разного назначения. Какие-то из них поднимались в небо под именами других конструкторов, какие-то проекты закрывались в связи со сменой политического курса или снятия с должности покровительствовавших им военачальников, строить какие-то не позволяла существовавшая на тот момент промышленная база, какие-то настолько опережали время, что современники оказались не в силах их оценить. На его самолётах в 30-е годы несколько раз устанавливались мировые рекорды скорости, его машины занимали призовые места на международных выставках – а имя конструктора прочно замалчивалось.
Вот несколько примеров технических наработок и идей, которые придумал Бартини – какие-то из них реализованы на летательных аппаратах, в создании которых он принимал участие, а какие-то использованы другими конструкторами (которые в лучшем случае оставили о Роберте Людвиговиче доброе слово). Его по праву кто-то из журналистов назвал «гением предвидения».
Бартини построил первый в СССР скоростной истребитель с убирающимся шасси («Сталь-6»); самолёт в 1933 году установил абсолютный рекорд скорости на ту пору. «Сталь-7» – вообще шедевр 1934 года; абсолютный рекорд скорости для 12-местного пассажирского самолёта. Дальний арктический разведчик, ДАР – летающая лодка, способная садиться на любую поверхность: на воду, лёд, снег… «Сталь-8» – первый в стране самолёт, все металлические крепления которого выполнены электросваркой… Все эти машины не были доведены до ума и не пошли в серию по единственной причине: арест главного конструктора. А заложенные в них технические находки разошлись по другим КБ.
Зато самолёты Ер-2 (переоборудованный под бомбардировщик пассажирский «Сталь-7») летали бомбить Берлин осенью 1941 года. Именно эти машины пытались оборудовать дизельными двигателями, хотя практика показала нецелесообразность проекта.
Роберт Людвигович разработал проект «Р», и заложенные в нём идеи реализованы впоследствии в разработке отечественной сверхзвуковой реактивной авиации. Первый в стране широкофюзеляжный транспортный самолёт, способный перевозить даже танки, тоже разработал он же. И экраноплан разрабатывал он же параллельно с Ростиславом Алексеевым; известен случай, когда Алексеев снял свой доклад на конференции, сочтя, что проект Бартини совершеннее. И боевой гидросамолёт с возможностью посадки на лёд, способный нести крылатую ракету или атомную бомбу, он же придумал. И самолёт дальнего действия с ядерной силовой установкой. И самолёт-амфибию вертикального взлёта и посадки – проект «забодали», но идеи использовали другие… Он разработал целую «линейку самолётов типа «стратегическая треуголка» (уж не знаю, насколько технически грамотен этот термин), трудился над самолётами-бесхвостками – а сегодня мы видим в небе и подобные аппараты…
Этот список можно продолжать.
Словно злой рок висел над разработками Бартини.
Конечно, можно сказать, что это не просто так: что они не соответствовали времени, техническому оснащению, что они оказались несовершенными… Возможно – не возьму на себя право судить о том, в чём достаточно некомпетентен. Но если рассуждать исключительно логически… Выше уже приведён список авиаконструкторов, с которыми работал Бартини. Стали бы они держать рядом несведущего инженера?.. А сколько его технических идей использовано на других машинах!.. А стал бы его поддерживать Сергей Павлович Королёв в разработке сверхзвуковой реактивной летающей лодки – ответ, думается, очевиден…
Вспоминается два момента, которые характеризуют неординарный подход Роберта Людвиговича к решению технических задач. Свой метод разработки новых аппаратов он называл «И-И». Нет-нет, это не «искусственный интеллект», хотя, если подумать, некоторое сходство можно разглядеть. Суть в другом. При решении какой-то технической задачи Бартини старался опираться не на противопоставление чего-то во имя другого варианта («или–или»), а совместить их: «и то, и другое». Лично я не умею совмещать несовместимое, а он стремился сделать это – наверное, гений в том и состоит?.. И второе. Как-то в разговоре с коллегой по изобретательству Бартини спросил: мол, может ли отстающая система догнать другую, не обладая для этого достаточным ресурсом (подразумевалось отставание СССР от США)?.. А на очевидный отрицательный ответ спросил: А если наперерез?.. И вновь я повторю сказанное выше: я не понимаю, как можно срезать угол при линейном движении, по мне сама постановка вопроса абсурдна… Но коль Роберт Людвигович поставил его, значит, мысли по этому поводу какие-то имел?..
Мы, обыватели, никогда не поймём гениев!
…Я никогда не придерживался максимы, что, де, гениальный человек гениален во всём. Афоризм Козьмы Пруткова, сравнивающий специалиста и флюс, мне как-то понятнее. Однако ж при этом я всегда считал, что в мире людей не так много неукоснительных правил – жизнь, что социальная, что персональная, состоит из исключений.
Бартини проявил себя не только как инженер-практик, он занимался и теоретическими изысканиями в нескольких областях знаний. Ну, что, что он открыл ряд закономерностей в вопросах аэродинамики – это естественно. Теоретическая физика – тоже понятно, в авиастроении без этого никак. Он занимался теоретической математикой – это уже несколько в стороне, но всё же тоже объяснимо. Но космогония – эта-та сфера и вовсе лежит за пределами точной инженерии, на которую опирается (в прямом смысле) авиастроение!..
Между тем, Роберт Бартини подготовил и опубликовал в научном журнале большую статью «О некоторых соотношениях между физическими константами». Математики, его современники, обрушились на автора с критикой, обвинив его в том, что он в серьёзном издании позволил себе разыграть научное сообщество псевдонаучной забавкой, а знаменитого Бруно Понтекорво ошельмовали за то, что он разрешил публикацию. И только сегодня учёный мир разглядел в публикации её суть: что автор описал современные воззрения на «теорию шестимерного мира пространства и времени», присвоив теории имя Бартини. Конечно, я представления не имею, как это мир может быть шестимерным; но это не значит, что не допускаю этого. К тому же Бартини занимался развитием некоторых теорий нашего великого учёного-энциклопедиста Николая Морозова.
…Вот такой выдающийся человек покинул наш мир полвека назад, 6 января 1974 года. Да сохранится память о нём!
.
Харитон Славороссов: https://starodymov.ru/?p=38119
Брусиловский прорыв: https://starodymov.ru/?p=43594
Доносы писал не Сталин: https://starodymov.ru/?p=39066
Существует ли судьба: https://starodymov.ru/?p=32123
Дмитрий Григорович: https://starodymov.ru/?p=42445
Владимир Ермолаев: https://starodymov.ru/?p=33516
Андрей Туполев: https://starodymov.ru/?p=43425
Валентин Глушко: https://starodymov.ru/?p=43936
Сергей Королёв: http://starodymov.ru/?p=38148
Бомбардировка Берлина осенью 1941 года: http://starodymov.ru/?p=38206
Ростислав Алексеев: http://starodymov.ru/?p=38785
Афоризм Козьмы Пруткова про флюс: http://starodymov.ru/?p=40034
Бруно Понтекорво: http://starodymov.ru/?p=43553
Николай Морозов: http://starodymov.ru/?p=33501
К записи "Память. Полвека назад ушёл из жизни Роберто Бартини, несправедливо полузабытый авиаконструктор" пока нет комментариев