6 февраля 1883 года – родился авиаконструктор Дмитрий Григорович.

Вот ведь как получается: есть когорта выдающихся отечественных авиаконструкторов, имена которых у всех на слуху. А ведь были и другие – не менее выдающиеся, а вот по каким-то причинам память людская их обошла.

В этом числе особое место занимает Дмитрий Григорович. Почему особое?.. Да потому что он стоял у истоков отечественной гидроавиации, а вот как-то подзабыто его имя. Наверное, одна из причин этого кроется в том, что Дмитрий Павлович умер до того, как Сталин принял решение именовать авиационные конструкторские бюро по именам их первых лиц и генераторов идей. Григорович умер в 1938 году, умер от рака и на свободе – а то мы сегодня автоматически причисляем всех ушедших в те страшные годы в жертвы Большого Террора. Хотя Григорович тоже похлебал баланды, правда, раньше, в «шарашке» Поликарпова, и вышел из неё, получив от власти солидную денежную компенсацию…

Но это – потом.

Итак, Дмитрий Григорович родился 6 февраля 1883 года, в Киеве. Учился, в том числе во Франции… Работал в Петербурге на заводе Первого российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и Ко. (Признаться, не знал о таком, так что ставлю себе пометку: nota bene). Параллельно выпускал журнал «Вестник воздухоплавания». (Вторая аналогичная пометка).

А потом случилось так, что на завод Товарищества в 1913 году доставили для ремонта французскую летающую лодку. С этого момента жизнь Григоровича повернула на другие рельсы: он заболел гидроавиацией.

Всего Дмитрий Павлович разработал сам около сорока летательных аппаратов самого различного назначения; а также несколько – в соавторстве, в частности, с Николаем Поликарповым. В прекрасном современном сериале про Валерия Чкалова Николай Николаевич регулярно появляется; так вот, где-то рядом, среди его соратников-единомышленников должен был трудиться и Григорович.

Впрочем, у Дмитрия Павловича имелась своя собственная ниша в авиации, о которой я уже неоднократно упоминал: летательные аппараты, взлетающие с воды, и садящиеся же на оную.

Становление Григоровича как самобытного авиаконструктора пришлось на период войн – Первой мировой и Гражданской. Его техническую мысль социальные катаклизмы не могли остановить, а вот с реализацией замыслов проблемы возникали. Несколько наладилась ситуация, когда войны отгремели, когда начала восстанавливаться промышленность, а потребности в авиации возросли. Вполне закономерно, что не все разработки конструктора пошли в серию, а из тех, что пошли, не все стали массовыми… Но это закономерно в любой сфере техники.

Соответственно, я сейчас расскажу только о некоторых, наиболее удачных разработках конструктора. Да и то коротко.

После нескольких экспериментальных машин, в 1915 году Дмитрий Григорович построил первую свою по-настоящему удачную модель летающей лодки – биплан-разведчик М-5. Выпущено примерно триста машин.

В следующем году встал на крыло тяжёлый морской бомбардировщик М-9. Он вошёл в историю высшего пилотажа: на этой машине, совершенно, казалось бы, не приспособленной для подобных экспериментов, знаменитый лётчик с невероятно интересной судьбой Ян Нагурский в сентябре 1916 года закрутил «петлю Нестерова». Браво всем троим: конструктору, гидросамолёту, пилоту!

Затем в небо поднялся М-11 – первый в мире гидросамолёт-истребитель.

Следующая новаторская модель – сухопутный С-1, один из первых в мире самолётов с двумя фюзеляжами (помните известную по фильмам о войне разведывательную «раму» люфтваффе? – та же схема).

Вообще Григорович не был любителям почивать на лаврах, работая по раз нащупанной удачной схеме – он постоянно пребывал в поиске. То упомянутая уже «двухвостка», то толкающий винт, гидроплан, способный садиться на лёд и снег, гидроплан-торпедоносец, первый истребитель, полностью спроектированный и построенный в СССР, пушечный истребитель, штурмовики… Это всё – разработки Дмитрия Григоровича.

…Следует оговориться, что по-настоящему удачными его разработками можно признать буквально несколько. Однако не вызывает сомнения и другое: его технические находки и наработки получили развитие в последующих машинах новых поколений. В технике ничего лишнего не бывает – даже отвергнутая модель становится учебным пособием, хотя бы того, как не следует делать. Вся мировая авиаконструкторская мысль в 20-30-е годы шла путём проб и ошибок. Между прочим, некоторые наработки Григоровича впоследствии использовались в ЦАГИ – а этот факт уже сам по себе говорит о многом.

Конкуренция в любой конструкторской деятельности всегда имела место. Приходится признать, что модели летающих лодок конструкторов Вадима Шаврова и Георгия Бериева оказались более удачными и перспективными. Однако это тот случай, когда все конструкторы работали для единой главное цели – чтобы красная авиация стала лучшей!

…Последняя должность, которую Дмитрий Григорович занимал при жизни – профессор Московского авиационного института, где он заведовал кафедрой.

…К слову, известный писатель Дмитрий Григорович – родственник нашему юбиляру.

.

Начало отечественной авиации: http://starodymov.ru/?p=859

Немного об авиационных «шарашках»: https://starodymov.ru/?p=28743

Постановление о том, чтобы называть самолёты по именам конструкторов: http://starodymov.ru/?p=35967

Николай Поликарпов: http://starodymov.ru/?p=26293

Ян Нагурский: http://starodymov.ru/?p=23077

ЦАГИ: http://starodymov.ru/?p=36908

Писатель Дмитрий Григорович: http://starodymov.ru/?p=30158