480 лет со дня рождения принца Магнуса Датского

Что, не слыхали про такого?.. Ничего удивительного!.. Принц Магнус и в самом деле малоизвестный персонаж русской истории.

…Как мы, однако, лихо распоряжаемся историей!.. Человек во плоти, человек со своими достоинствами и грехами, человек со своими представлениями о добре и зле, человек с его победами и поражениями – а я его припечатал: малоизвестный персонаж!.. Говорят, что врач видит пациента, а не человека… А историки (пусть даже и на любительском уровне, как я) – историки-то чем лучше?.. Для нас живые люди – персонажи исторического процесса, массовые истребления народов – социальные катаклизмы, человеческие трагедии – строка в летописи…

Имя Магнуса Датского и в самом деле нам мало известно.

А между прочим, в историю России он также внёс свою лепту, пусть и опосредованную. И одним из последствий этой лепты стало то, что Магнус сделал несчастной свою жену царских кровей…

А было дело так.

О Ливонской войне, о её неподготовленности, и о том, как она протекала, я уже писал не раз. А теперь прошу обратить внимание ещё на одно обстоятельство, связанное с ней.

Начиная войну, царь Иван Грозный в перспективе имел в виду создание в Ливонии подчинённого ему королевства. На монарший трон этого марионеточного государства он желал воссадить человека, преданного ему лично. Долго ли, коротко ли, но в конце концов взор Иоанна Васильевича пал на принца Магнуса – брата короля Дании Фредерика II.

Хочу обратить внимание читателей также и на то, что параллельно царь создал на Балтике каперский флот, которым командовал адмирал, опять же, подданный той же Дании. То есть Иван Васильевич пытался прочно обосноваться в регионе.

И ещё один факт. Борис Годунов ведь тоже пытался выдать замуж дочь Ксению именно за датского принца – Иоганна. Так что контакты между Москвой и Копенгагеном в описываемый период истории прослеживаются явные.

Но вернёмся к Магнусу.

Чтобы покрепче пристегнуть его к российской колеснице, царь Иван женил заморского принца на своей племяннице Марии.

Как известно, война пошла совсем не по тому сценарию, как того желал русский царь. Соответственно, и отношение к событиям со стороны европейских правителей претерпевало изменения.

Так и Магнус. Какое-то время принц послушно следовал воле своего царственного сюзерена, однако затем разочаровался в нём и перешёл в стан неприятеля – к польскому королю Стефану Баторию, талантливому полководцу и последовательному врагу Московского царства.

Принц Магнус был моложе своего тестя ровно на десять лет – он родился 26 августа 1540 года.

После его кончины, которая последовала в 1583 году, его вдова Мария осталась на чужбине всеми брошенной, никому не нужной… Борис Годунов обманом заманил её в Россию, где заточил в монастырь. Об этом подробно рассказывает в своих записках Джером Горсей. Хочу обратить внимание на то, что этот шпион и дипломат, не страдавший избытком сострадательности, написал, что считает себя повинным в страданиях, выпавших на долю этой женщины…

По преданию, некоторое время она находилась в заточении в монастыре вместе с дочерью Бориса Годунова Ксенией.

***

Дополнения:

Один из эпизодов Ливонской войны: http://starodymov.ru/?p=34592

О каперском флоте Ивана Грозного: http://starodymov.ru/?p=3720

И о самом Иване Грозном и памяти о нём: http://starodymov.ru/?p=30049

О судьбе датского принца Иоганна: http://starodymov.ru/?p=3703

О судьбе Марии Старицкой: http://starodymov.ru/?p=27785

О судьбе Ксении Годуновой: http://starodymov.ru/?p=14546

Немного о Стефане Батории: http://starodymov.ru/?p=23825

О Джероме Горсее и его «Записках»: http://starodymov.ru/?p=17359