КСЕНИЯ ГОДУНОВА: УЖАСНАЯ СУДЬБА
(ИЩУ ИЗДАТЕЛЯ!)
Люблю историю. И в первую очередь историю России. Не так много на белом свете стран, имеющих столь же глубокую и насыщенную хронографию, как наше Отечество. А сколько интересных событий происходило, сколько замечательных людей осталось за рамками нашего внимания! И сколько бы литераторы ни писали о былом, всё равно остаются персоналии, остающиеся за кадром.
Как-то, лет десять назад, заинтересовался я судьбой Ксении Годуновой – дочери царя Бориса Фёдоровича.
Судьба эта поистине ужасна!
Умница и красавица. Я бы назвал её первой русской женщиной-интеллигенткой, пришедшей в наш мир века за полтора до срока. Знала языки, читала книги и писала стихи. Её любила мать (дочь Малюты Скуратова, между прочим) и обожал отец. Её брат, несчастный Фёдор, который побыл на троне всего полтора месяца, стал одним из первых (а то и вовсе первым) русским картографом; сама же Ксюша великолепно вышивала – соответственно, художественный вкус был у них врождённым. Она росла в золотой клетке, в окружении всеобщей любви и почитания.
Конечно, в этих условиях она не очень-то представляла, что происходит за стенами Дворца. Но тут уж ничего не попишешь – времена были такие, домостроевские.
Отец очень хотел дочери счастья. Семейного, конечно. И замуж желал отдать её только за чужеземного принца. Но только очень не хотел, чтобы дочь уезжала куда-то в чужие земли. Потому искал принца, который согласился бы жить в Москве. Сначала нашёл Густава Шведского, да только тот оказался пьяницей и распутником, да и дураком ко всему прочему, не сумевшим оценить счастье, которое просилось ему в руки. А потом сосватал красавца Иоганна Датского, которого, однако, отравили вскоре после прибытия в Россию. Следующим женихом должен был стать грузинский царевич Хоздрой…
И вдруг умирает её отец – не то от апоплексического удара, не то от яда. И привычный мир вокруг Ксюши рушится! Вдруг бояре, которые ещё вчера лебезили перед отцом, один за другим переходят в стан врагов – к Самозванцу Гришке-расстриге, который выдаёт себя за царевича Дмитрия. Они сдают Москву, и вот уже в усадьбу являются убийцы и едва не у неё на глазах убивают её мать и брата.
Саму же Ксению оставляют в живых по единственной причине: Самозванцу хочется с ней позабавиться, потешить свою грешную плоть царской дочкой. Он и тешится ею целых полгода… Но тут в Москву приезжает Марина Мнишек, и Ксению постригают в монашки и отправляют в дальний монастырь.
Свергают Самозванца Первого, приходит Самозванец Второй. Ему тоже хочется позабавиться с царской дочкой. Ксению отыскивают и привозят ему на потеху. Тешится второй Лжедмитрий сам, не препятствует и другим. Но тут приезжает Марина Мнишек, и Ксению вновь отправляют в монастырь.
Убивают и его. По царству буянят разные разбойные силы. Одним из отрядов командует казачий атаман Иван Заруцкий. И ему тоже хочется потешиться с царской дочкой. Этот вообще, насытившись сам, отдаёт её на поругание своим ратникам. Но тут приезжает Марина Мнишек, и Ксению опять отправляют в монастырь…
И так мне захотелось написать роман об этой злосчастной судьбе!.. Приключенческие книги, которые выходили у меня раньше – дело, конечно, попроще: написал, издал, забыл… А тут – совсем другой уровень!
И вот начал я писать… Всё, о чём речь шла выше, вошло в роман (или ещё войдёт в главы, которые ещё не написаны).
Чувствую: а ведь не получается книга такой, как я задумывал. Разбухает замысел как на дрожжах.
Лев Толстой задумал написать книгу о возвращении декабристов из ссылки, а получилась «Война и мир». Я, конечно, не Лев Толстой, но только этот процесс, когда меняется замысел и концепция романа, пережил тоже.
В самом деле, как писать о Ксении и не рассказать об отце?.. Как писать о Борисе Годунове и не рассказать о Смуте?.. Как рассказать о Смуте и не поведать, с чего и как она начиналась?.. Как рассказать о её начале и не осветить попытку бунта бояр Романовых?.. И как молчать, что Гришка Самозванец воспитывался в семье Романовых?.. Ну и так далее, так далее…
Так и получилось, что роман получился о Смутном времени в целом. И Ксения Годунова в нём присутствует, конечно, но уже всё же не в качестве центрального героя.
То, что получилось, я бы назвал романом-энциклопедией. Подобных книг вообще в отечественной литературе не так много! Мало того, что в книге присутствует множество исторических лиц! Здесь содержится множество сведений о той эпохе: развитие монетной системы в Европе, общеевропейская дорожная сеть Святого Иакова, «магдебургское право», история Чёрного моря, история гербов ряда городов, биографии многих исторических деятелей и целых родов, процесс освоения Сибири и первый сибирский православный святой, борьба России за Кавказ… Да много ещё сведений можно почерпнуть из романа!
Итак, роман «Кривоустовы».
Его действие начинается в самом начале 1601 года, года начала Великого Голода, который стал одной из причин Смуты. Умирает старый ратник Кривоустов, у которого остаются девять сыновей. Их глазами мы и видим события тех лет.
Старший, Иван, ведёт хозяйство, всё время проживает в усадьбе.
Второй сын, Лавр, становится доверенным лицом князя Воротынского, который входит в ближний круг князя Василия Шуйского и, соответственно, в курсе всех обстоятельств деятельности этого прожжённого интригана. Почти все заговоры, зревшие во дворце, описаны через Лавра.
Третий, Георгий, ратник от бога, он участвует в целом ряде сражениях на стороне Бориса Годунова, а потом оказывается в Гребенском казачьем войске Илейки Муромца, известного в истории как Лжепётр.
Четвёртый сын – незаконнорождённый, Анфиноген. Он становится другом и сподвижником Лжедмитрия, проделывает с ним весь путь от Москвы до Киева и дальше в Польшу. Он знакомится с князем Адамом Вишневецким, который первым поддержал интригу Самозванца.И остаётся верным Лжедмитрию до самого его убийства.
Пятый сын – Павел. Он оказывается за Уралом воеводой в империи солепромышленников Строгановых, и занимается сбором ясака. Через эту линию мы узнаём, как формировался бюджет царства в описываемый период.
Шестой, Логвин, становится стрельцом и отправляется на Кавказ в кошмарный поход на Дагестан 1604-1605 годов, в котором гибнет русское войско, а сам Логвин попадает в плен и на галере знакомится с Иваном Болотниковым.
Седьмой, Владимир, становится оруженосцем князя Дмитрия Пожарского, и в предлагаемой части эпопеи играет эпизодические роли – его выход на авансцену ещё впереди.
Восьмой брат, Александр, служит в Посольском приказе. Вместе с дьяком Власьевым и боярином Татищевым он путешествует по Европе и Кавказу, побывал в Польше, Дании, Грузии, и через него мы видим внешнюю политику царства.
Ну и девятый брат становится монахом и в монастырской келье ведёт летопись своей семьи.
Таким образом, я попытался показать жизнь царства в максимальной его полноте.
Труд получился весьма внушительным по объёму. А именно – шесть томов по 15-20 усл. листов каждый. Каждый из них охватывает события одного года – с 1601 по май 1606 года, когда был убит Самозванец. В каждом томе упоминается до 250 реальных исторических деятелей, от Аббаса Персидского до Якова Английского, по каждому приведена историческая справка.
Когда я затевал этот труд, у меня была устная договорённость с одним товарищем, что он окажет содействие в издании эпопеи. Однако и объём оказался больше оговорённого, и сроки я просрочил… Короче говоря, оказалась рукопись невостребованной.
Потому и обращаюсь к помощи интернета в поисках издателя или литагента, которые взялись бы помочь книгу опубликовать. Вполне понятно, что за свой счёт издать я её не смогу.
Вот такая получается ситуация. Если кто поможет – сочтёмся.
Только одно обязательно нужно учесть. Не так давно я попался на пресловутое: «Деньги вперёд!». Кто вознамерен стребовать с меня аванс, просьба не беспокоиться.
С уважением
Стародымов Николай Александрович
Мой электронный адрес: starodymov@mail.ru
Эта книга обязательно должна выйти! Удачи, Николай!