ПАРАДОКС: НЕ УСПЕЛИ СНЕСТИ, ЧЕМ ОБЕССМЕРТИЛИ

22 апреля 1370 года – начало строительства Бастилии

Случается же такое!.. Бастилии уже почти 250 лет как нет, а она по-прежнему остаётся одним из самых известных символов Парижа…

Вообще у Бастилии совершенно удивительная судьба. Изначально её построили как одну из нескольких других башен, стоявших вокруг тогдашнего, довольно тесного Парижа. Она просто называлась «бастида», то есть некое безымянное «укрепление», и лишь позднее производное от этого слова стало именем собственным. И лишь король Карл V Мудрый принялся достраивать башню, после чего она через какое-то время обрела знакомый нам по картинкам облик.

Как оказалось, монарх и в самом деле оказался человеком прозорливым. Именно в этом Сент-Антуанском укреплении не раз скрывались короли и их приближённые во время бунтов и восстаний, которых немало насчитывается в истории Парижа.

…Так что не наш это, конечно, праздник, а только почему бы и не вспомнить о нём?.. Как ни ряди, а 650 лет – это всё же возраст!.. Символ ведь общемирового замаха, даже в наш отечественный народный фольклор вошёл… Что, не помните?.. «А повод был!.. День взятия Бастилии всухую прошёл»… Или ещё: см. запись от 20 сентября: http://starodymov.ru/?p=23095

Сегодня на месте, где стояла Бастилия, высится столп – официально она называется Июльская колонна… Воздвиг столп Луи-Филипп (см.: http://starodymov.ru/?p=26562 ) – добродушный монарх, который как-то помог насмешнику-мальчишке нарисовать карикатуру на самого себя… Колонна, в общем-то не слишком высока, приходится признать… Тоже символ эпохи…

А по периметру стен сегодня выложен бордюр…

Конечно, когда речь заходит о Бастилии, непременно вспоминается, что в крепость-тюрьму великолепный Ришелье (в исполнении Александра Трофимова) обещал при необходимости упечь весь французский народ.

Опять же, Гаврош некоторое время проживал в несостоявшемся фонтане в виде слона, который столь красочно описал Виктор Гюго (см.: http://starodymov.ru/?p=29249 ). В этом сооружении обосновалось такое количество крыс (об этом грызуне: http://starodymov.ru/?p=32975 ), что этот факт ошеломил рабочих, которые позднее его разбирали.

И вообще… Когда я описывал Лувр, уже сказал, что взять любое произведение о Париже, герой непременно побывает возле этого дворца (см.: http://starodymov.ru/?p=29240 ). Продолжая мысль, могу сказать, что в абсолютном большинстве исторических произведений о Париже, мрачная Бастилия упоминается непременно.

А кому из исторических персоналий довелось здесь сидеть?.. Не поленился заглянуть в Википедию…

Философ Вольтер… (см.: http://starodymov.ru/?p=30461 ). Вообще-то Вольтер – это псевдоним, причём, неизвестно, как появившийся; а настоящее имя мыслителя Франсуа-Мари Аруэ…

Авантюрист Алессандро Калиостро… (В связи с этим есть повод улыбнуться: http://starodymov.ru/?p=15904 )

Развратник де Сад, который реально был не маркизом, а графом… (см.: http://starodymov.ru/?p=206 )

Писатель Мишель де Монтень… (см.: http://starodymov.ru/?p=23281 )

Прославенный маршал Франции и галантный кавалер Франсуа де Бассомопьер, фаворит Генриха IV (см.: http://starodymov.ru/?p=3692 ), тот самый, что отличился при осаде Ла-Рошели, арестованный по приказу кардинала Ришельё в Санлисе (см.: http://starodymov.ru/?p=33152 ), и проведший в крепости 16 лет, впоследствии оставивший мемуары…

Некто неизвестный, которого воспел Дюма как «Железная маска»…

Суперинтендант финансов Франции Николя Фуке – по одной из версий, его-то и скрывали под той самой железной маской…

Луи де Ришельё, о котором можно сказать лишь то, что он являлся потомком великого кардинала (оцените факт из его биографии: http://starodymov.ru/?p=23257 ) и дедом одесского Дюка (см.: http://starodymov.ru/?p=29259 )…

Драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше…

Подлинный аббат Фариа, воспетый всё тем же Дюма в романе «Граф Монте-Кристо»…

И многие другие…

Забавно, но заключению в Бастилию подверглась даже знаменитая французская «Энциклопедия»!..

Бастилию восставший народ разрушил в 1789 году. И это стало международным символом крушения всего отжившего – под ударами прогресса.

Между тем, ещё за пять лет до Великой Французской революции отцы города рассматривали вопрос о сносе обветшавшей цитадели – и нет сомнения, что её и снесли бы, как говорил известный персонаж, без шума и пыли… Если конкретизировать, без политического шума и общественной пыли… И никто в мире не вспоминал бы о ней – мало ли утративших необходимость крепостей снесено по всему миру!..

Но не успели – оставили революционерам. Тем самым обессмертив её, превратив в символ. Вот как забавно иной раз случается в истории!