ЯНВАРЬ-2020:

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

(Часть 1)

1390 лет назад Магомет взял Мекку

Это событие стало последней прижизненной военной победой Пророка. На протяжении долгого времени Магомет вёл войну с арабским племенем курайшитов, к которому принадлежал и сам, но которое не желало признавать его Пророком, а проповедуемую им религию – единственно верной.

(См. ещё о событиях той поры: http://starodymov.ru/?p=25141 )

11 января 630 года Мекка – столица племени – сдалась на милость мусульман. Милость действительно имела место – невиданная милость, потому что Магомет не казнил ни одного из своих заклятых врагов.

После этого Магомет начал готовить великий поход на Север, против империй Сасанидов и Византии. Однако страх перед ними у арабов оказался настолько велик, что войско Пророка банально разбежалось.

В 632 году Магомет умер – так что величайшие завоевания ислама состоялись уже после его кончины.

…А вообще, хочется подчеркнуть, на мой взгляд, вряд ли можно считать истинной религию, которой приходится мечом доказывать свою истинность. Причём, моя точка зрения относится не только к исламу. (Например: http://starodymov.ru/?p=24584 )

***

680 лет со дня смерти Ивана I Калиты

Это про Ивана Даниловича написано:

Был он видом очень противен,

Сердцем подл. Но не в этом суть:

Исторически прогрессивным

Его оказался путь.

Будем реалистами. Никакой особой прогрессивностью путь, который прокладывал для своего княжества великий князь Московский, не отличался. Просто он победил – и всю последующую историю летописцы подгоняли «под него». Привычная картина – и не только для России.

Если бы в ходе борьбы за верховную власть в России победила другая ветвь династии Рюриковичей, если бы столицей государства стал другой город, а не Москва, навряд ли история восточного славянства пошла бы кардинально иным путём. Так что разговор об особой прогрессивности пути Ивана Калиты и его потомков можно вести только с точки зрения москвича.

А вот то, что не отличался Иван Данилович порядочностью и благородством, это факт. (см.: http://starodymov.ru/?p=30818 )

Впрочем, личные качества человека – это одно, а талант правителя – несколько иное. Данному утверждению примеров можно привести сколько угодно.

В результате политики, проводимой Иваном Даниловичем, Москва и в самом деле начала подниматься, вошла в число наиболее влиятельных городов всего Русского мира. Именно в период его правления Орда отказалась от практики присылки баскаков, возложив бремя сбора дани на великого князя. Иван Данилович сумел извлечь из такого «бремени» максимальную пользу – в его казне начали оседать денежки, отчего и родилось это прозвище Калита (то бишь кошель, мешок с деньгами). И распоряжался он ими весьма рачительно: немалые средства тратил на подкуп падкой на мзду ханской знати, на укрепление Москвы, на скупку окрестных земель, заметно расширив таким образом территорию княжества, а также на борьбу с преступностью.

Великий князь Московский Иван I Данилович по прозванью Калита (придворные лизоблюды именовали его «Добрым») скончался 31 января 1340 года, приняв схиму под именем Ананий.

***

580 лет со дня рождения Ивана III

Иван Васильевич вошёл в историю как поистине выдающийся российский самодержец, и коротко рассказать о его сорокалетнем правлении просто невозможно. На мой взгляд, это один из наиболее несправедливо обойдённых добрым словом государей Российских.

(См.: http://starodymov.ru/?p=26562 )

Он родился 22 января 1440 года и с младых ногтей зарекомендовал себя надёжным помощником своему отцу –  великому князю Василию II Тёмному (т.е. Слепому). При Иване Васильевиче Московия окончательно избавилась от ордынского гнёта (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ), заставила Ливонский орден платить себе дань, он стал одним из самых успешных объединителей русских земель (см.: http://starodymov.ru/?p=30388 ), он отстроил кирпичный Кремль и облицевал камнем окружавший его ров, возвёл кремли-крепости в Коломне, Туле и Иван-городе… Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы – тоже своеобразные памятники периоду правления Ивана III. Именно при нём в русской армии появилась артиллерия как составная часть войска, именно в его эпоху зарождалась слава русских пушкарей-гармашей… Он же регламентировал нормы сбора налогов с подчинённых земель, реорганизовал систему государственного управления, в 1497 году издал знаменитый Судебник…

И этот список можно продолжать и продолжать. (Например: http://starodymov.ru/?p=27868 )

Велик великий князь Иван III Великий!

Хотя, конечно, он оставался человеком (и правителем!) своего времени. С точки зрения нынешнего времени, не все его поступки можно принять безоговорочно (см.: http://starodymov.ru/?p=26420 )

***

570 лет битве при Галиче

В значительной степени справедливо утверждение, что сражение, которое произошло 27 января 1450 года у Галича-Мерьского, что под Костромой, стало последним крупным воинским столкновением в истории русских княжеских междоусобиц. Великий князь Московский Василий II Тёмный (см.: http://starodymov.ru/?p=18691 ) вдребезги разгромил войско своего личного врага – Галичского удельного князя Дмитрия Шемяку (см.: http://starodymov.ru/?p=19401 ). Битва отличалась крайним ожесточением; как сообщал очевидец, давно русские не уничтожали друг друга с таким остервенением.

Результатом победы Василия стало значительное усиление Москвы, которая всё больше набирала авторитет реальной доминирующей силы на Северо-Востоке Русского мира, её можно расценивать как очередной шаг к превращению в политический и духовный центр региона.

***

510 лет присоединению Пскова к Московии

Ещё один важный шаг по тому же пути – расширения пределов Московской державы…

Символическим актом этого события можно считать снятие вечевого колокола, которое произошло 13 января 1510 года. Великий князь Василий III повелел: «Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя». Сам же колокол отвезли на Валдай, где он и сгинул – не то сам разбился, упав с воза, не то ратники разбили.

Народная поэтичная легенда гласит, что осколки вечевого колокола разбросали по всей округе. Однако по весне они взошли множеством крохотных колокольчиков, от которых и пошла слава валдайских колокольцев как самых певучих. (см.: http://starodymov.ru/?p=19291 )

Следует отметить, что колокола на Руси считались наделёнными душой. А вечевые колокола словно бы напитывались духом народной вольности, которая клокотала вокруг них во время собраний. Даже Церковь закрывала глаза на данную народную, явно языческую, традицию.

Достаточно напомнить, как наказали в Угличе колокол, в который ударил звонарь, узнав о гибели царевича Дмитрия (см.: http://starodymov.ru/?p=22148 ): у колокола отрубили ухо (чтобы не слушал, что не положено), и вырвали язык (дабы о том не трезвонил). А потом сослали в дальний острог, где долгие годы держали в чулане.

***

450 лет Всевеликому Войску Донскому

Естественно, дата более чем условна. Донское казачество как самостоятельная общепризнанная могучая в военном, да и в политическом отношении сила существовало задолго до официально установленного 3 января 1570 года. Сама история происхождения его служит предметом неутихающих споров.

Я понимаю, что у парня форма - не донского казачества. Но уж больно снимок хорош!

Однако именно в январе 1570 года между Москвой, в лице самолично грозного царя-батюшки Ивана IV, и столицей Вольного Дона станицей Раздоры был заключён договор, ставший первым документом, признававшим Донское казачество субъектом международного, межгосударственного права, достойным партнёром по переговорам с московским государством.

http://starodymov.ru/?p=3734

***

410 лет окончания осады Троице-Сергиевого монастыря

О 16-месячной героической обороне монастыря в период великой Смуты можно рассказывать бесконечно много. Всё там имело место: и ратные подвиги, и подлая трусость, и высочайший взлёт духа, и самые низменные проявления плоти людской… А главное – бескомпромиссное столкновение безграничной алчности с беззаветной верностью Родине и Вере!

Если постараться изложить эту историю коротко, то дело обстояло следующим образом.

Осенью 1608 года один из отрядов войска Лжедмитрия II, которые в поисках добычи во множестве рыскали по Русской земле (см.: http://starodymov.ru/?p=350 ), осадил монастырь – очень богатый, и имевший важное стратегическое значение (см.: http://starodymov.ru/?p=27868 ). Осаждавших собралось 30 тысяч человек – польских и литовских авантюристов, а также многоопытных наёмников со всей Европы… В стенах монастыря находилось около 2,5 тысяч защитников – стрельцов, казаков, монахов, крестьян, а также женщин и детей. Соотношение сил виделось настолько несопоставимым, что когда сквозь заслоны интервентов на помощь защитникам прорвалось 60 казаков, которые привезли 20 пудов пороха, это оказалось очень существенной подмогой.

Голод, холод, цинга, недостаток оружия и боеприпасов – всё это, казалось бы, обрекало защитников монастыря на верную погибель. Доходило до того, что иной раз на отражение очередного штурма на стены выходило не более 500 измождённых людей – и при этом не все из них достаточно хорошо владели оружием.

Однако они выстояли! 12 января 1610 года поляки сняли осаду. Не станет преувеличением сказать, что именно с этого момента Россия начала выкарабкиваться из трясины Смуты.

Хочу напомнить, что примерно в ту же пору другой такой же отряд оккупантов пытался овладеть Кирилло-Белозерским монастырём, о чём я также рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=10798 ).