ВАРСОНОФЬЕВСКИЙ переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Варсонофьевский переулок соединяет улицы Рождественку и Большую Лубянку, протяжённость его 350 м. Называется так по располагавшемуся здесь женскому Варсонофьевскому монастырю, упразднённому в 1765 году.

Есть в Москве места, проходя по которым, испытываешь душевный трепет. Варсонофьевский переулок – из их числа. Как-то слишком много горя сюда стекалось…

Дело в том, что на этом месте некогда располагалось кладбище, на котором в течение веков хоронили умерших. И не просто умерших. Сюда свозили для погребения нищих, бездомных, путников – короче говоря, всех тех, кто по тем или иным причинам не мог быть похороненным на кладбище при приходской церкви. Найти последний приют именно здесь считалось позором, это был погост для изгоев общества. И при жизни эти люди не имели счастья, и кладбище им досталось позорное… А потом, ещё в царские времена, и вовсе прямо по могилам построили дома, проложили мостовую…

Женский монастырь Вознесения на Рву впервые упоминается в XVI веке. По преданию, его основала Варсонофия, мать святителя Филиппа, митрополита Московского. Поскольку рядом располагался «убогий дом», в который свозили умерших, говоря современным языком, бомжей и неопознанные тела умерших насильственной смертью, уход за упокоившимися париями общества взяли на себя монахини.

В 1605 году это кладбище стало свидетелем кощунственной истории. Известно, что когда войска Лжедмитрия подходили к Москве, внезапно умер царь Борис Годунов – то ли от инфаркта, то ли отравился государь, видя, как рушится держава. Стремясь заслужить милость Лжедмитрия, несколько московских дворян убили сына Годунова, юного Фёдора и вдову Марию. Красавицу и умницу Ксению Годунову взял для потехи себе Лжедмитрий, а потом она стала жертвой похоти его сподвижников… Так вот, желая унизить Годунова, Лжедмитрий велел похоронить Бориса и его семью именно на этом убогом кладбище, как бездомного бродягу. После изгнания оккупантов останки несчастливого царя, его жены и сына перезахоронили в Троице-Сергиевой лавре.

В 1765 (или 1764) году монастырь закрыли, а его собор стал приходской церковью Вознесения. Её снесли в 1931 году.

В конце XIX – начале ХХ веков по переулку располагались в основном доходные дома. Следует отметить, что их построили знаменитые в те времена архитекторы Лев Кекушев, Николай Фалеев, Александр Каминский. Монастырь располагался на месте, на котором в настоящее время стоит официальное здание №5. В доме №6 в разное время проживали знаменитый композитор Александр Скрябин, архитектор Иван Жолтовский. В доме №8 проживал известный актёр Владимир Яхонтов. К слову, здесь же, в этом же переулке проживала ещё одна знаменитая наша соотечественница – Эллочка-Людоедка, к которой в гости сюда приезжал Остап Бендер.

Следует также отметить, что дом №7 был выстроен для князя Михаила Голицына, сына Василия Голицына – знаменитого фаворита Софьи-Правительницы, которого отправил в ссылку Пётр I. А племянник Михаила Васильевича, тоже Михаил, служил шутом Анны Иоанновны, для свадьбы которого был построен Ледяной дворец.

Считается, что во времена сталинских репрессий в одном из домов переулка проводились расстрелы «врагов народа». Кроме того, именно здесь располагалась «спецлаборатория» НКВД Григория Майрановского, которая производила яды и  о которой писал в своих воспоминаниях Павел Судоплатов.

Вокруг дома №6 уже в наше время несколько лет назад бушевал большой скандал. Под предлогом ремонта жильцов из дома выселили и сейчас в нём проводится реконструкция. От дома, который создал знаменитый архитектор Лев Кекушев остались, по сути, одни стены.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.