Музеи Санкт-Петербурга

ЭКСКУРСИЯ ПО ВОЕННО-МОРСКОМУ МУЗЕЮ

БРИГ «МЕРКУРИЙ»:

о командире, экипаже, подвиге

(Продолжение. Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=29766 )

Данный раздел моих записок о петербургском Музее Военно-морского флота лишь развивает одну из моих предыдущих публикаций. Однако и обойти молчанием событие, о котором пойдёт речь, представляется несправедливым.

Речь пойдёт о подвиге брига «Меркурий», совершённом в мае 1829 года во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов (см.: http://starodymov.ru/?p=29595 ) Об этом подвиге рассказывали сотрудники Музея: и Александр Николаевич, и Ольга Константиновна, и Евгений Юрьевич, и, конечно же, Михаил (см.: http://starodymov.ru/?p=29746 )…

Бриг «Меркурий» был обыкновенным, ничем особо не примечательным кораблём своего класса. В чём-то он чуть уступал своим собратьям, в чём-то чуть превосходил… Службу нёс исправно – даже довелось ему сопровождать фрегат, на борту которого следовал император Николай I (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=22895 )… Команда брига – 115 человек, из которых пять офицеров и пять выделенных отдельной строкой квартирмейстеров (понятия не имею, отнести их к офицерам или к нижним чинам). Командовал бригом капитан-лейтенант Александр Казарский – тогда ещё рядовой, мало кому известный офицер, получивший боевое крещение при штурме Анапы (см.: http://starodymov.ru/?p=27316 ) и награждённый золотой шпагой за участие в штурме Варны.

В статье в Википедии о том памятном сражении сказано, что капитан сумел сплотить офицеров и вообще экипаж в единый дружный коллектив. Однако тут видится некоторая неувязка. Дело в том, что Казарский лишь незадолго до памятного сражения принял командование судном – ранее он командовал бомбардирским кораблём. Что же касается «Меркурия», капитаном здесь на протяжении трёх лет служил капитан-лейтенант Семён Стройников. Так что вроде как логично предположить, что основная заслуга в том, что офицеры брига, вышедшие из различных социальных слоёв, а также и остальные моряки, сложились в единый флотский экипаж, принадлежит, скорее, командиру-предшественнику.

Однако… Как-то всё несуразно получается… Стройников, будучи переведён на боевой корабль более высокого ранга, встретив в море турецкий отряд, боя не принял и сдал свой фрегат противнику… Он в качестве пленного находился на одном из османских линкоров, потерпевших поражение от «Меркурия».

Как же много зависит от командира в бою! У отважного Казарского и крохотная команда показала образец отваги; у оробевшего Стройникова капитулировал целый фрегат.

Итак, «Меркурий»…

Пятеро офицеров. Удивительно получилось, но все пятеро оказались выходцами из различных слоёв общества. А решение вступить в сражение и драться до конца приняли единодушно.

Более того, опять же, единодушно порешили, если возникнет реальная угроза пленения судна, сцепить его с вражеским кораблём и взорвать. Для этого у входа в крюйт-камеру положили заряженный пистолет, из которого в критический момент кому-то из офицеров надлежало выстрелить в бочку с порохом.

А чтобы случайным выстрелом не сорвало кормовой флаг, что могло быть расценено как сигнал о капитуляции, Казарский самолично приколотил его непосредственно к флагштоку.

Бытует легенда, что одного из офицеров на всё время боя отрядили стоять с пистолетом возле той самой бочки. Не знаю, навряд ли, сомнительно как-то. Известно, что в условиях малочисленности команды офицеры «Меркурия» сами вели огонь из пушек – и вряд ли отрядили бы лишнюю пару опытных рук для выполнения задачи, которая ещё неведомо, возникнет ли… Скорее уж приняли решение, как гласит другая версия – роковой выстрел следовало произвести любому офицеру, который сочтёт ситуацию критической.

Доподлинно известно, что первым предложил использовать судно в безвыходной ситуации в качестве брандера младший по чину, но старший по возрасту поручик Иван Прокофьев – выходец из простого народа, между прочим…

Итак, 14 мая 1829 года случилось так, что бриг «Меркурий» был атакован двумя турецкими линейными кораблями. Два десятка пушек против почти двух сотен. Это ж открытое море – здесь нигде не укроешься, здесь крохотное судёнышко всё на виду у двух левиафанов…

Шансов – никаких!..

А бриг принял бой.

Капитан ещё и пошутил:

- Турки несут нам Георгия!..

Надо же: как в воду глядел.

Сражение длилось несколько часов. На стороне русских моряков накопился богатый опыт в мастерстве вести огонь и маневрировать. К тому же «Меркурий» имел возможность палить обоими бортами – турки пытались зажать бриг своими корпусами, вследствие чего не могли использовать всю свою огневую мощь… И всё же силы, даже с учётом изложенного, оставались слишком неравными.

…Казарский и его команда приняли абсолютно правильное решение на бой – эту правильность доказала практика. Они не старались нанести урон собственно линкорам и уж подавно – их командам. «Меркурий» палил по такелажу!

В эпоху парусного флота корабельная артиллерия широко применяла книппели. Это когда пушка стреляет сразу двумя ядрами, скреплёнными между собой цепью. При умелой стрельбе такой снаряд ломает мачты, рвёт паруса, выводит из строя такелаж… В бою 14 мая книппели применяли обе стороны; только русские канониры оказались более умелыми – именно разрушив всю мачтово-парусную конструкцию, «Меркурий» сумел выбить из боя один за другим оба линкора.

…Весть об этом сражении разнеслась по всей Европе. Многие отказывались верить в такое: бриг одержал победу над двумя линкорами; двадцать пушек одолели почти двести!..

Подвиг – славное дело! Подвиг оценённый – славен вдвойне! Ну а уж если он и воспет!..

Бриг «Меркурий» удостоен высокой чести: ему (второй случай на флоте!) пожаловали Георгиевский флаг. Все офицеры награждены орденами, причём, сам Казарский и Прокофьев – Георгиевскими крестами IV степени; остальные члены команды – знаками отличия военного ордена (наверное, можно сравнить с медалью «За отвагу»). Кроме того, все офицеры произведены в следующий чин; и в их фамильные гербы включено изображение того самого пистолета Тульского оружейного завода, что так и остался лежать неиспользованным на пороге крюйт-камеры. Что касается самого Александра Казарского, теперь уже капитана 2 ранга, его назначили флигель-адъютантом – высокая честь!..

К сказанному осталось добавить вот что.

Бриг получил название «Меркурий» в честь катера с тем же именем, который отличился в Русско-шведской войне 1788-1790 годов (см.: http://starodymov.ru/?p=27179 ). Подвиги, совершённые тем судёнышком на Балтике, также поражают воображение: катер под командованием лейтенанта (впоследствии адмирала) Роберта Кроуна захватил в плен два шведских корабля – 12-пушечный и 44-пушечный.

Впоследствии, вплоть до событий 1917 года, в Черноморском флоте непременно служил боевой корабль «Память Меркурия». В 1918 году над очередным из них поднялся жёлто-голубой флаг, и он получил новое имя – «Гетман Иван Мазепа» (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ); экипаж отказался служить на осквернённом корабле и сошёл на берег, унося с собой и Георгиевский флаг.

На момент распада Советского Союза имя «Память Меркурия» на том же Чёрном море носило гидрографическое судно. Будучи приватизированным, оно перевозило дешёвые товары из Турции в Севастополь; во время одного из рейсов оно и затонуло – как считается, из-за перегрузки шмотьём… (О том тяжком времени: http://starodymov.ru/?p=2095 )

В настоящее время в России строится корвет, которому уже присвоено имя «Меркурий».

И ещё Википедия сообщает о том, что сейчас снимается художественный фильм о том сражении почти двухсотлетней давности… Режиссёр – Юрий Кара.

…Выше сказано, что высшая оценка подвига – когда его воспевают. О подвиге брига «Меркурия» рассказывает несколько картин, написанных разными художниками. В числе авторов – Иван Айвазовский (см.: http://starodymov.ru/?p=28148 ). Примечательно, что рама одной из них выполнена из обшивки того самого брига.

Ну и было бы неправильно умолчать о дальнейшей судьбе Александра Казарского. Его кончина оказалась ужасной. Его отравили мышьяком. Причины историки указывают разные. Мой добрый товарищ и компетентный маринист Владимир Шигин (см.: http://starodymov.ru/?p=29727 ), мнению которого я доверяю, считает, что причиной преступления стал то, что проводивший ревизию Казарский вскрыл факты хищений на флоте…

Впрочем, это уже тема для другой публикации.