МЕЖ РУСЬЮ И РОССИЕЙ. БЕЗВРЕМЕНЬЕ

Ровно 780 лет назад на русские княжества обрушилось войско Батыя.

Случилось это в декабре 1237 года

С этого стремительного по историческим меркам события вся историография  Отечества разделила на «до» и «после». 21 декабря 1237 года пала Рязань (см.: http://starodymov.ru/?p=26064 ), 6 декабря 1240 года пал Киев (см.: http://starodymov.ru/?p=11094 ). Эти три года напрочь уничтожили одряхлевшие раздробленные остатки государственного устройства Киевской Руси. И будущее населявших её территорию народов на тот момент оказалось на пороге неведомого. Навряд ли можно считать преувеличением, что вообще стоял вопрос – существовать ли им!

О самом нашествии столько сказано и написано, столько снято кинофильмов, что я не тщусь добавить что-то кардинально новое. Достаточно вспомнить произведения Владимира Яна, Владимира Чивилихина (см.: http://starodymov.ru/?p=15320 ), Валентина Иванова, Натальи Павлищевой и других авторов… Да и фильм о подвиге Коловрата только что вышел на экраны…

Тем не менее, хочется по этому поводу высказать одну, очень важную, на мой взгляд, мысль.

Что произошло в те три страшных года, да и в последующем, мы знаем. И наше отношение к событиям вполне определённо: жили себе наши предки тихо-мирно, расширяли ареал обитания, выращивали хлеб и били зверя, потихоньку воевали между собой, а также с соседями, после чего замирялись и дальше женились, рожали детей, ассимилируясь с соседями… (Пользуясь моментом, хочу напомнить о замечательном романе Евгения Красницкого «Бешеный Лис» – см.: http://starodymov.ru/?p=13847 ). А тут пришли с Востока «неведомы народы» и порушили эту благость, тех, кто сопротивлялся, посекли и пожгли, а кто покорился, обложили данью, установив на святой Руси свои порядки…

Так ведь?.. Бесспорно, так. Только… Только и не совсем.

Не скрою: я являюсь сторонником теории пассионарности, которую разработал наш замечательный диалектик от истории Лев Гумилёв (см.: http://starodymov.ru/?p=547 ). Суть теории проста: в какой-то момент на некой территории вдруг в короткий отрезок времени рождается большое число людей, готовых ради идеи не щадить жизни (что чужой, что своей), переносить любые тяготы,  отправиться хоть к «последнему морю», хоть за три моря (см.: http://starodymov.ru/?p=4568 ), хоть и вовсе «не знаю куда», но непременно «встречь солнцу» (см.: http://starodymov.ru/?p=20070 ). Этим людям становятся тесными рамки бытия, границы своего племени или государства – им подавай что-то выходящее за грань повседневности: им бы Гроб Господень освободить (см.: http://starodymov.ru/?p=22895 ), путь в Индию найти (см.: http://starodymov.ru/?p=255 ), речку Эльдорадо в джунглях сыскать…

Конечно, никто не отрицает и другие факторы, которые влияют на развитие этих социальных катаклизмов: и рост населения на ограниченной ресурсами территории, и климатические изменения, и пропаганда – что религиозная, что перспективы разбогатеть… Но только субпассионария не раскачаешь на поиски Белогорья, для этого нужно, чтобы в душе у человека что-то кипело, стремилось в неведомое! (см. ещё: http://starodymov.ru/?p=22400 )

Вспомните историю любой крестьянской войны – мужик пожжёт своего помещика, дойдёт до соседнего уезда, после чего навьючит награбленное на реквизированную кобылку, да и вернётся назад, к своим домочадцам. В условиях  отечественного Средневековья всем крестьянам жилось примерно одинаково, однако на Дон и на Яик бежали не все, а только те, кого мы условились называть пассионариями (см.: http://starodymov.ru/?p=24782 ).

…Так вот, сколько мы знаем в истории случаев, когда народы живут себе поживают спокойно… Но в какой-то момент вдруг объединяются в организованную силу и устремляются куда-то, увлекая с собой союзников и покорённых, и уничтожая несогласных. В каждом конкретном случае мы можем объяснить случившееся некими конкретными факторами, характерными для данного конкретного места и времени. А вот Лев Николаевич ввёл в оборот ещё один фактор, объективный, характерный для всех подобных всплесков активности: когда группе сверхактивных людей становится тесно в рамках обыденности. Помните у Стругацких: «Они хотели странного!»; или потребовалось Антигород отыскать.

Но отсюда следует и другое явление. От поколения к поколению некогда заронённая в этнос искра пассионарности постепенно затухает. И исподволь в народе всё больше начинают преобладать люди, которых принято называть обывателями. Те самые, которые хотят просто мирно жить, проживая добытые предками богатства, растить детей и наслаждаться жизнью. Борис Поршнев называет их диффузниками (об этой теаории: http://starodymov.ru/?p=513 ).

В истории, как правило, сохраняются имена героев, которые совершали ратные подвиги. Однако им, героям, для совершения этих самых подвигов требовалось облачаться в доспехи, брать в руки оружие, чем-то питаться, в конце концов… Всё это производили как раз простые люди, которые странного не хотели… Обыватели. Так что нет в этом слове ничего зазорного.

В каком-то советском фильме герой – простой сельский паренёк, говорит: мол, нам о смысле жизни думать некогда – нам людей кормить надо.

Общество нуждается и в тех, и в этих, именно оптимальным соотношением социальных групп оно сильно.

Так вот, к какому-то моменту своего развития вступившая в процесс дробления некогда единая Киевская Русь перестала оставаться единым государством. Память о едином корне какое-то время ещё оставалась… Однако перелом во взаимоотношениях между княжествами уже произошёл: в моём представлении символом его может служить факт, что Андрей Боголюбский, захватив в 1169 году Киев, отдал «мать городов русских» на разграбление своим воинам, словно город вражеский (см.: http://starodymov.ru/?p=13465 ).

Так что Русь к моменту нашествия ордынцев представляла собой аморфный конгломерат отдельных территорий, разрозненных и неспособных к объединению даже перед лицом общего врага. Между отдельными князьями существовали дружеские или союзнические отношения, но в целом ситуацию мы знаем из истории: княжества защищались поодиночке, и погибали одно за другим.

Теперь что касается ордынского войска.

Его можно признать самым совершенным в ту эпоху военным механизмом. Численность, структура, дисциплина, полководцы, тыловое обеспечение, инженерная техника, организация связи, идеологическое обеспечение – всё в нём оказалось доведённым до совершенства. Однако время показало, что существовать оно могло только очень короткое время, и только в движении. Едва наступательный импульс ордынцев начал притухать, как только войско остановилось и принялось обустраиваться на завоёванных землях, исполинская империя тут же начала дробиться на улусы – всё более мелкие.

Аналогичную картину мы видим и на примере завоевательного похода арабских племён, объединившихся под зелёным знаменем Магомета в VII столетии.

Однако на момент 1237 года на Русь припожаловало войско во всём своём великолепии – могучее, мобильное, жадное к покорённым, беспощадное к тем, кто покоряться не желал.

В данном материале я хочу сказать только одно.

Мы можем осуждать из своего XXI столетия жестокость ордынцев образца века XIII-го. Однако сам факт нашествия их на Русь – явление объективное. И поражение Руси – тоже. И счастье наше, что у завоевателей не хватило чего-то (сил, сообразилки, зимней погоды, удачи), чтобы дойти до Новгорода; и счастье наше, что в Новгороде оказался именно Александр Ярославич Невский, сумевший сохранить государственность в новых условиях (см.: http://starodymov.ru/?p=237 ).

Друзья мои, я понимаю, что никто не знает, как бы сложилось будущее, если бы пал Новгород, а на месте Александра оказался кто другой – что более гибкий, что более жёсткий… Да тот же Даниил Галицкий, например. Однако мы проживаем в той действительности, которая сложилась именно благодаря политике правившего на тот момент Великого князя.

Не случись нашествия ордынцев, Русь стала бы жертвой других захватчиков – и большой вопрос, каким бы сложилось её грядущее (читай: наше настоящее). Читатель, который иногда знакомиться с моими текстами, знает, что я очень осторожно отношусь к выражениям типа «если бы в истории когда-то кто-то поступил бы вот так, то получилось бы вот этак»… Оставим такие измышления авторам т.н. «альтернативной истории». (См.: http://starodymov.ru/?p=21749 )

Однако в данном случае позволю себе разочек нарушить самим же установленное правило.

На описываемый момент Русь оказалась слишком слаба, чтобы противостоять внешней агрессии. Кто знает, объединись она, сил бы на отражение, вполне допускаю, хватило. Однако центробежные силы оказались сильнее центростремительных. Старая Русь была обречена! Она отжила свой век, у неё не оставалось шансов выжить. Не рухнула бы под киличами ордынцев, её порубили бы крыжи крестоносцев (см.: http://starodymov.ru/?p=200 )… Или ещё какая сила нашлась бы…

Сколь ни модна сейчас метафизика – я остаюсь диалектиком. Закон отрицания отрицания, смены отжившей общественно-политической формации новой отменить невозможно.

Думаю, даже убеждён, что на тот момент будущее ещё не определилось, каким оно станет для разгромленных осколков былой Руси, в этом вопросе не смогли бы предсказать никакие астрологи. Убеждён, что в истории случаются такие моменты, когда самоё судьба замирает на развилке, не зная, на какую тропу ступить…

Старая Русь умерла. А Россия пока не народилась.

Отрезок между ними в историографии недавнего прошлого именовался монголо-татарским игом. Его можно считать инкубационным периодом, предшествовавшем рождению новой нации, а впоследствии и всей нашей страны.

В эти примерно два с половиной столетия во взаимоотношениях сюзерена и вассала случались разные периоды (например: http://starodymov.ru/?p=25275 ). И вряд ли можно назвать даже самые спокойные из них  благом для славянства, да и для других народов Восточной Европы. Однако – напомню, что я убеждённый диалектик – нет в природе ничего, что можно считать однозначно плохим или хорошим. Да, Орда выкачивала из покорённой Руси ресурсы – материальные и людские; да, она не позволяла покорённым развиваться, разрушила сложившуюся социальную структуру… Всё так. Но при этом она же на какое-то время оградила наших предков от беспощадного «дранг нах остен» (см.: http://starodymov.ru/?p=20491 ). При всех жестоких издержках ордынского ига, Сарай позволил (очевидно, по недомыслию, а также по причине постепенного собственного ослабления) вызреть на пепелище восточного славянства эмбриону будущего величайшего государства мира.

Боже меня сохрани от того, чтобы кто-то из читателей решил, что я говорю о том, что нашествие Орды – для Руси благо. Ни в коем случае! Любая война, любое нашествие, любое разрушение цивилизации – это однозначное зло! (Об этом: http://starodymov.ru/?p=23147 )

Однако у любого свершившегося зла в числе последствий непременно прорастёт что-то положительное. Пусть не для разрушенного – хотя бы для грядущего!

Орда разрушила Русь. Она же опосредованно способствовала рождению России.

Именно так я расцениваю события, которые кроваво-огненным смерчем вторглись в наши земли в декабре 1237 года.

Ровно 780 лет назад.