Дом Пашкова на картине художников Лори Габриэль
Я уже неоднократно писал, что питаю слабость к настенным календарям. Зная об этом, друзья иногда мне дарят таковые на будущий год. Особенно тронул меня календарь, подготовленный на юбилей: http://starodymov.ru/?p=21450 .
Однако сейчас я – о другом, о познавательном и просветительском!
Снова приходится начинать так же: я уже писал, что на текущий год мне подарили совершенно замечательный календарь: http://starodymov.ru/?p=25163 . На каждой странице помещены репродукции с картин иностранных художников, как они видели Москву XVIII столетия. Смотришь на виды столицы, пытаешься отыскать на них знакомые детали, сохранившиеся по сей день: http://starodymov.ru/?p=24687 … Когда-то констатируешь узнаваемое, когда-то теряешься, совершенно не узнавая местность: http://starodymov.ru/?p=25163 …
А параллельно приходится поднимать справочные источники, чтобы узнать что-то о художнике, чью картину видишь.
На сентябрь пришлась картина «Улица Моховая с видом на дом Пашкова». Автор произведения на странице указан, однако интернет в этот пункт тут же вносит свои коррективы.
Итак, на рубеже XVIII-XIX веков в России побывали и написали сколько-то полотен швейцарские художники, отец и сын Лори Габриэль – Людвиг и Матиас. Они запечатлели городские виды Москвы и Петербурга. Над картинами они работали вместе, и подпись ставили единую – почему я и отметил, что авторство полотна невозможно однозначно приписывать Людвигу. Конечно, Матиас на тот период был ещё достаточно молод, чтобы самостоятельно написать такое полотно, ему в «московский период» исполнилось примерно двадцать лет; и всё же справедливость требует констатировать: отец и сын работали вместе!
Затем они вернулись на родину. И впоследствии отправили свои творения в Россию.
Однако случилось нашествие Наполеона – как-то сложилось, что в последнее время мне слишком часто приходится обращаться к этой теме: http://starodymov.ru/?p=3841 . И в пламени пожара сгорело большинство произведений данных авторов. Сколько ж шедевров мировой культуры утратило человечество в результате нашествия культурной Европы на варварскую Москву!
О том грандиозном пожаре мы судим в первую очередь по великому роману «Война и мир». И это естественно! Потому и трагедию мы воспринимаем в первую очередь с точки зрения обывателя, с позиции человека, который лишился крова над головой, который в одночасье остался сирым и голым.
Но можно ведь посмотреть и с другой стороны! Несколько лет назад мне довелось работать в составе авторского коллектива энциклопедического справочника «МОСКВА. Дорога к храму» (о проекте: http://starodymov.ru/?p=14377 ). Так вот, там приводятся другие факты, относящиеся к тому же периоду: сколько культурных ценностей мы потеряли!
После исхода наполеоновской армии из Москвы вполне реально стоял вопрос о том, что город вообще бросить, и не восстанавливать его – таковую вероятность признаёт даже исследователь эпохи, профессор Сорбонны Софи Аскиноф, отнюдь не расположенная к России благожелательно (см.: http://starodymov.ru/?p=24092 ).
…Как уже сказано выше, на сентябрьской иллюстрации изображён знаменитый московский дом Пашкова. И мы видим, как он выглядел до того же нашествия. Потому что в результате пожара он также сильно пострадал, и в отношение его также стоял вопрос, следует ли его восстанавливать, или же снести. К счастью – восстановили! И сегодня мы имеем возможность любоваться этим шедевром, построенного (по всей видимости) Василием Баженовым.
А благодаря опубликованной репродукции, можем и сравнивать, насколько здание изменилось с тех пор.
Десять лет назад дом Пашкова передан Российской государственной библиотеке, известной по-прежнему как «ленинка». В нём проводятся мероприятия, в частности, награждения литературными премиями: http://starodymov.ru/?p=3828 .
Смотрю на картину… Вдали видна церковь… Сейчас её нет. По всей видимости, это главы храма Алексеевского монастыря, упразднённого для строительства Храма Христа Спасителя (о нём: http://starodymov.ru/?p=3958 ). Или, что, наверное, более вероятно, храм Похвалы Богородицы и Всех Святых в Башмакове (о нём: http://starodymov.ru/?p=11449 ). Левее на заднем плане видны строения – сегодня на этом месте располагается художественная галерея Александра Шилова (см. http://starodymov.ru/?p=20647 ).
Совсем уж по левому обрезу картины видны строения – теперь здесь гудит неисчислимым множеством автомобилей автотрасса. А на картине – прогуливаются люди, катят коляски, а на земле видна невытоптанная травка…
Мы же глядим на дом Пашкова со стороны Манежа, которого тогда ещё не построили (о нём: http://starodymov.ru/?p=11505 ). И Неглинку в трубу не забрали… И Александровский сад ещё не разбили… (Об этих местах: http://starodymov.ru/?p=5423 ).
Ох, много ж мыслей навевает, когда глядишь на такие полотна!
А вот о художниках Лори я раньше и не слыхал. За это – отдельное спасибо авторам календаря!
К записи "Дом Пашкова до нашествия Наполеона на картине Лори Габриэль" пока нет комментариев