«ШУТ БАЛАКИРЕВ» НА МАЛОЙ ДМИТРОВКЕ
Странное чувство остаётся после просмотра спектакля «Шут Балакирев». Вернее, даже не чувство, а сочувствие. В смысле, в душе сталкивается сразу несколько разнонаправленных чувств.
Для начала: сам по себе спектакль мне вроде как понравился. Второе: говорил, говорю, и не устану повторять, что я был и остаюсь принципиальным и категорическим противником мата со сцены.
А здесь одна только (филейная часть человека в самых простонародных выражениях) упоминалась десятки раз, ещё и спор вышел у героев по поводу оной седалищной части тела.
Понятно, что молодёжная часть аудитории в восторге ревела, слыша, как со сцены несутся забористые (от слова «забор») выражения на букву «ё».
А молодёжи в зале и в самом деле оказалось немало. Скажу больше: я уже забыл, когда так случалось, что подавляющую часть зрителей составляла именно молодёжь, причём, зал оказался заполнен полностью, ещё и все откидушки заняли, да ещё и банкетки из фойе принесли… Так что тянется юность к прекрасному, тянется – только бы умели наши лицедеи это прекрасное преподнести правильной русской речью.
Итак, в воскресенье вечером, под дождём и снегом (они решили на время объединиться) отправились мы с супругой в «Ленком», что на Малой Дмитровке,6. Должен заметить, что в этом театре мне ранее бывать не доводилось. И опять же, следует подчеркнуть, что расстояние между креслами тут просто замечательное – даже для моих длинных ног места хватает!
Идея пьесы – чудо как хороша!
Вот написал, и задумался. Как её выразить-то эту идею?. Да и одна ли она тут сокрыта?
Наверное, главная из них – всё же о воздаянии за содеянное. Как в песне: ничто на земле не проходит бесследно. Ну а также – о неисповедимости помыслов судьбы. О супружеской неверности. О том, что у сильного всегда бессильный виноват – пусть и другого автора эта фраза. О бессилии личности против сильных мира сего. И о том, что сильные всегда нуждаются в исполнителях своей воли…
Чтой-то преамбула у меня затянулась.
Итак, за уход с поста солдат Иван Балакирев направляется в шутовскую команду при царе Петре Великом. Там за счёт своей ловкости и находчивости становится нужным всем: и самому Петру, и супруге его Екатерине, и её любовнику Виллиму Монсу, и светлейшему обер-вору Алексашке Меньшикову, и обер-прокурору Павлу Ягужинскому, и вице-канцлеру Петру Шафирову, и всем-всем… Даже обер-шлюхе придворной! Однако за то, что служил почтальоном в переписке Екатерины и Монса, попал, как говорится, под раздачу, и угодил на каторгу. После смерти Петра его освобождают и опять принимают ко двору. Здесь он становится жертвой забавы малолетнего царевича Петра – внука своего Великого тёзки, который выстрелил в него из ружья. Оказавшись на том свете, Иван встречается с покойным императором, и у них происходит очень интересный разговор – о предназначении человека на земле, об ответственности за исполнение этого предназначения, о прощении и возмездии… Однако тут вдруг выясняется, что Балакирев не убит, а только тяжко ранен, и ему предстоит вернуться на землю. Он и возвращается – помудревший, познавший истины, недоступные другим!
Суетность нашего мира особенно наглядно видна, если взглянуть на неё глазами, повидавшими то, что нас ждёт за ПОРОГОМ!
Эта мысль, в общем-то, не нова, она нередко используется в искусстве.
Но если говорить о спектакле «Шут Балакирев», тут приходится признать, что что-то авторы его не дотянули, чего-то в нём не хватает.
Да, я же не представил творческий коллектив!
Данный спектакль – последняя работа Григория Горина. Постановка Марка Захарова. Режиссёр Юрий Махаев. В спектакле задействованы актёры Сергей Ююкин (Балакирев), Александр Лазарев (Пётр), Виктория Соловьёва (Екатерина), Виктор Раков (Меньшиков), Дмитрий Гизбрехт (Ягужинский), Татьяна Кравченко (больше всех к восторгу молодёжи матерившаяся мать Балакирева), Анастасия Марчук (разбитная фрейлина) и другие.
Так вот, друзья мои, что такое подлинный талант?.. Что, не знаете?.. И я не знаю. Это что-то такое неуловимое, нечто эфемерное, что наделяет произведение, в нашем случае спектакль, каким-то дополнительным импульсом, проникающим в самоё душу, будоражит сердце, а не ограничивается лишь зрительными и слуховыми рецепторами, ну и мозговыми извилинами, разумеется! Нет этого импульса – пьеса остаётся просто зрелищем.
В данном случае такого дополнительного импульса не случилось. Вроде бы всё тут было: и сюжет (уже пересказан), и прекрасная игра актёров, и удачные (на мой взгляд) сценические решения, и историческая познавательность (что, на мой взгляд, вообще замечательно), и философские размышления о сути человеческой жизни… Всё так. А вот чего-то не хватает. Какая-то недотянутость во всём, недозавершённость, недоигранность, во всём сквозит это самое «недо-»…
Но спектакль-то мне понравился?.. Несомненно! Даже несмотря на резавшие слух матюки и смачное обсуждение филейных достоинств актрис.
Кто такой шут?.. Помню, как я в романе Дюма «Сорок пять» впервые встретил шута Шико – и он оказался совершенно не таким, как рисовался до тех пор. Потом был шут в фильме о Робин Гуде. Потом шут короля Лира (он вскользь упоминался в спектакле о Балакиреве, с ним Пётр встречался на том свете… А был ещё и шут Голицын из «Ледяного дворца»… И ещё был Друдл Муздрый из «Путь меча»… http://starodymov.ru/?p=5489 В общем, со временем у меня укоренилось понимание – что есть шуты и есть шуты. Есть «дураки» (именно так называли их на Руси), а есть те, кто под шутовской личиной укрывают свою мудрость.
Вот к таким, вторым, относится и Балакирев. Впрочем, мудрости у него не шибко-то, зато природная сметка – вот она его выручает, вот в ней нуждаются его могущественные покровители.
Ключевым моментом спектакля я бы назвал тот, в котором Пётр на том свете допытывается у Балакирева: а зачем ты жил на белом свете?.. Чтобы служить, – звучит в ответ. Петра ответ раздражает, а Балакирев не особо понимает вопрос. Нас же эта микросцена заставляет задуматься. Вернее, должна заставить.
Хорош финал. Ох как хорош! Тоже, на мой взгляд, не дотянут, не хватает ему чего-то эдакого! Но в целом – хорош!
Екатерина ещё не умерла, а «птенцы» уже сцепились между собой. Та же Екатерина немало способствовала тому, чтобы сократить дни Петру; но оставшись без него, вдруг видит, что весь смысл жизни её утратился, хотя и стала она императрицей! И молит она: Петруша, возьми меня к себе! Прости и возьми!..
А потом Балакирев берёт в руки флейту (немного непривычную по форме на мой дилетантский взгляд, потому допускаю, что инструмент называется как-то иначе) и играет, виртуозно так… Это и есть финал.
Итак, итог.
В театре «Ленком» идёт спектакль «Шут Балакирев». В общем, он мне понравился. Ну а о том, что я отношу к недостаткам, уже речь шла.
И ещё одно замечание в финале.
На протяжении всей постановки не раз звучат уничижительные реплики в адрес России. Со сцены несётся мат. Герои постоянно пьют – русские сами, а иноземцев русские спаивают… Именно так видят петровское время Григорий Горин и Марк Захаров.
Впрочем, это уже тема для другого разговора.
(Фотографировать я законопослушно не стал, потому использовал снимок, взятый в интернете)
У меня этот спектакль случайно включился после просмотра “Дяди Вани” 1988 года,руки были заняты и пришлось выслушать несколько минут. Меня сразу же поразила ненависть в личине презрения к России. Я выключила, стала искать в интернете,что за спектакль и кто автор. После вашей рецензии поняла,что не ошиблась. Смотреть его,конечно,не стану, ведь там еще и грязь в виде мата. Это не спектакль,а подлость.
Спасибо за реплику!