ПИСАТЕЛЬСТВО И ОБЩЕСТВЕННАЯ НАГРУЗКА
– НЕПРИМИРИМЫЕ СОПЕРНИКИ
Небесспорные размышления на следующие темы:
О воздаянии за труды
О Всероссийском совещании писателей, пишущих на военные темы, проходившем в Переделкино 20-23 октября 2015 года
О творческом вечере Владимира Фёдорова в библиотеке им. Лермонтова 22 октября 2015 года
О заседании Оргкомитета по подготовке к 50-летию создания военно-политических училищ Советской армии, проходившем 23 октября 2015 года в штабе Российского союза офицеров запаса в Лебяжьем переулке Москвы
И по другим вопросам
Как-то вдруг столько всего обрушилось на одну творческую человеко-единицу!.. Имею в виду себя, любезного…
На минувшей неделе прошло множество мероприятий, в которых мне довелось поучаствовать. И вот теперь предстоит отписываться по ним. Но когда?.. Где взять столько времени?..
И нужно ли это делать вообще?!.
Вполне понятно, что чем настукивать данные свои сомнения, можно набрать короткий дежурный текстик по одному из мероприятий, да вся недолга! Или того проще: вовсе проигнорировать всю эту необходимость в описании, послать его куда подальше, и заняться своей книгой, своей – единственной и неповторимой, которую никто кроме меня не напишет!
В известном книго-сериале Макса Фрая имеет место исполинская библиотека ненаписанных книг, то есть книг, которые многие из нас задумывали создать, да так и не удосужились. О чём-то подобном когда-то писал я: я считаю, что где-то ТАМ обитают все книги, а автор – только проводник, приёмо-передающая антенна, который способен воспринять информацию ОТТУДА и преобразовать её в текст для нашего мира. Так вот, я уверен, что либо на полке той самой библиотеки короля Мёнина, либо в моём варианте таковой имеется и эпопея, над которой я сейчас работаю. Её никто, кроме меня, не напишет.
Но я сейчас не о том. А о том, что повседневная текучка безжалостно пожирает время у моего личного творчества ради выполнения множества обязательств перед кем-то/чем-то. Но кто возложил на меня эти обязанности?.. Почему я взялся и волоку их на своём горбу? Почему отрываю кусок невосполнимого времени у своего дитяти, чтобы дать по кусочку его деткам другим – в абсолютном своём большинстве абсолютно неблагодарным?..
Как-то лет 20 назад я беседовал с генералом от медицины Юрием Шевченко, который на тот момент являлся начальником Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, а затем стал министром здравоохранения. Поводом для беседы стал случай, когда он сделал операцию солдату, получившему в Чечне ранение в сердце (это не метафора, а медицинский факт), удалил из сердца пулю, и воин остался жив. Так вот, Юрий Леонидович говорил о том, что хотел бы оставаться простым хирургом, делать операции, а ему вместо этого приходится заниматься ремонтом канализации, укомплектованием кадров и прочими хозяйственно-административными делами. Я ещё высказался, что, мол, а кто ж мешает отказаться от должности и заняться любимым делом?.. Оно, понятно, я не столь наивен, чтобы не понимать: от должности начальника Академии не отказываются, от генеральских чинов также, а уж от поста министра и подавно… И если бы не ответ Шевченко, я бы и не стал вспоминать тот случай, счёл бы его за кокетство преуспевшего чиновника.
Но на меня произвёл впечатление ответ. Юрий Леонидович сказал, что по его мнению, человеку воздаётся не за то, что он делает с удовольствием, а за то, что он добросовестно делает по необходимости.
Не скрою, все эти годы я нет-нет, да и задумывался над таким жизненным принципом. И всякий раз во мне сталкивались мысли как за данное утверждение, так и против него. Вполне понятно, что я примерял его на себя, и аргументация, соответственно, относилась к собственной персоне.
Вот побывал я на ряде мероприятий. Согласно приведённому тезису, нужно отложить все свои личные дела, и заняться подготовкой информаций по каждому из мероприятий общественных. И это будет правильно?..
Но где воздастся? – спрашиваю я себя же. Если на земле, то, как я уже писал выше, да и вообще не раз обращался к этому вопросу, то как-то не верится в данный тезис. В нашей повседневности не так уж много справедливости… Или кто-то станет данное утверждение оспаривать?.. Прекрасно знаю: если в подготовленном мною тексте проскочила ошибка, если о ком-то написано нелицеприятно, даже если вполне заслуженно нелицеприятно, вот тут чаще всего приходят резкие, а то и хамские отповеди. Но если рассказываешь о добрых делах людей, такие информации проскакивают незамеченными, без обратной связи, и не знаешь, нужны ли вообще они были. Требовалось ли тратить время и сушить мозги на те публикации, которые что появились, что нет – ничего не меняется?
Было б здорово знать, что есть где-то некий накопитель информации, некий счётчик, который в какой-то момент отпирает клапан, и на тебя ниспадает капля воздаяния: ты, мол, славно поработал – вот тебе за это возможность опубликовать твоё произведение!.. Но ведь такового нет! Блага получает в абсолютном своём большинстве не тот, кто добросовестно делает своё дело, а тот, кто умеет толкаться локтями. В лучшем случае, если достойному повезло.
Слов нет: мне вроде как жаловаться особо не пристало. В своё время нашлись люди, которые оценили мой рабочий, творческий потенциал и помогли чего-то добиться на этой ниве. Но в какой-то момент это затормозилось.
Да и вообще – я сейчас не об этом. Я – о том, что понимать под воздаянием.
Ну а о воздаянии, которое может быть (может быть!!!) ожидает нас ЗА ПОРОГОМ, и говорить не приходится. Мы не знаем, кто и за что нас станет судить, что окажется критерием оценки нашей земной жизни. Быть может, как раз за разбазаривание своего времени, за нереализацию собственных способностей и спросится строже всего.
Так где проходит та граница, до которой ты добросовестно выполняешь общественный долг, и после которой начинается растрачивание времени, которое тебе отпустило Мирозданье на твоё собственное произведение? Есть ли ответ на этот вопрос?.. Я его не знаю.
…На минувшей неделе состоялось Всероссийское совещание писателей, пишущих на военную тему. Что и говорить, дело большое, важное и нужное. Мыслей у меня по этому поводу – как говорится, вагон и маленькая тележка.
Но вот подготовил я информацию о самом мероприятии – и все довольны. Правда, это я только так думаю, что все довольны – в ответ тишина. Но это ладно – информация и есть информация. Но дальше… Имеются вопросы у меня к организаторам, к некоторым принимавшим участие в мероприятии мэтрам… Имеется что высказать… И что на выходе? Я потрачу время, организаторы, которые и в самом деле провели достойное мероприятие, обидятся, кто-то, возможно, вместо вполне заслуженного пряника получит от руководства упрёк… Оно мне нужно, друзья мои?..
Прошёл творческий вечер моего коллеги по МСПС, главного редактора «Общеписательской Литературной газеты» Владимира Фёдорова. Вечер прошёл замечательно, и весьма оригинально. На нём присутствовали известные и интересные люди…
Но так уж устроено мирозданье, что ничего идеально совершенного в нём нет. Опять же, творчество – это сугубо субъективный процесс, и восприятие его, творчества, также. Соответственно, хочется порассуждать и о вечере. И себя параллельно тоже щёлкнуть по носу: почему вот Володя сумел столько добиться, а мне не удалось? В чём секрет его успеха?..
Но начни писать об этом, и любой читающий сразу оценит: а ты ведь завидуешь, батенька! И на этом фоне любое замечание, которое попытаешься высказать, обретёт жёлчный оттенок, и выглядеть я буду именно как завистливый брюзга, а не как человек, стремящийся к объективности.
А оно мне надо – выглядеть завистливым брюзгой, да ещё испортить отношения с человеком, с которым работаешь в соседних кабинетах?.. Тем более, что мероприятие его мне и в самом деле очень понравилось. Только так уж устроен человек, что добрые слова чаще всего воспринимает как должное, а вот критику – болезненно. Да не язви, друг мой – читатель, я и сам такой же. Творческий человек и не может быть иным.
А тут ещё подоспело и ещё одно приглашение.
Приближается 50-летие образование сети военно-политических училищ СССР. К этому событию планируется выпуск соответствующей книги. Ну а кто от нашего родного Донецкого ВВПУ может войти в авторский коллектив?.. Конечно же, Володя Хохлов, председатель Союза ветеранов нашего вуза, позвонил мне. И столь же конечно я отказаться не мог.
Когда жизнь перевалила через апогей, когда задумываешься о том, чего в жизни достиг и кому своими успехами обязан, непременно оцениваешь вклад в свою биографию вуза, который окончил. И что же?.. Могу сказать о Донецком высшем военно-политическом училище только всё самое доброе. Как тут уклониться от участия в авторском коллективе?..
И вот собрались… И снова – те же сомнения. Так же хочется написать об этом совещании, о том, что мне не понравилось…
Да, институт военных политработников был важной и нужной структурой. Да, идеологические работники в армии необходимы, как их ни называй. И мы вполне заслуженно рассказываем о своей деятельности…
Но только ведь братцы мои, ну сколько ни надувай щёки, а только жизнь показала, что в целом мы, идеологические работники всех рангов, с задачей своей не справились! Если бы справились, не рухнул бы СССР, не пришёл бы к власти Горбачёв, не выгнила бы изнутри вся советская социалистическая система, в конце концов!.. Каждый из нас вроде как делал своё важное и нужно дело честно и добросовестно. Но «делать» и «сделать» суть разные вещи! Одна-то буквочка, а насколько смысл меняется!
И вот мы сидим, рассуждаем, убеждаем друг друга, и без того убеждённых в этом, что мы были и остаёмся огого какой силой!.. Все такие седые, умудрённые, заслуженные…
Помню, как в августе 91-го, за несколько дней до известных событий, нас, абитуриентов Военно-политической академии им. Ленина, собрал один большой-пребольшой чин из ГлавПУРа. Мы собрались из отдалённых округов и неведомых ему гарнизонов, и сидит перед нами на сцене генерал с большими звёздами, сытый такой, с видом хорошо отдохнувшего человека, рассказывает о том, какую титаническую работу проводит главный идеологический орган Советской армии… Но мы-то знаем, что творится в стране, мы-то не на паркете фланировали, нас продувал «афганец» и морозила сибирская стужа, а по кому-то из нас уже начали постреливать в разгоравшихся «горячих точках»… Мы не верили ему, он напрочь оторвался от нас.
Потому и рухнул Советский Союз, что верховые идеологические работники утратили способность к объективному анализу обстановки. Система выпестовывала лояльных и послушных, продвигая таковых наверх, отфильтровывая инициативных и имеющих собственное мнение.
А на совещании, о котором я рассказываю, которое состоялось 23 октября 2015 года, где обсуждался план подготовки к 50-летию училищ, выступал высокий чин из того же ГлавПУРа. Говорил красиво и гладко, высоким штилем… Поделился тем, что вот, мол, вышла книга о деятельности всё того же ГлавПУРа, и это книга настолько чудесная (он много говорил о ней в самых превосходных степенях). Да наверное так оно и есть – я не сомневаюсь в этом. Только всё равно это книга, которую написали люди, потерпевшие поражение, и рассказывали о своих же товарищах по поражению. Это грустно осознавать, но это так.
И о том сборнике, который должны готовить мы, высказался, что он должен стать приложением к вышедшему при его участии тому, дополнить его…
Как-то так тоскливо стало… Слов нет, хочется рассказать об училище, достойно оно того. Но на совещании я понял, что та книга ляжет плотно подогнанным блоком в монументальную пирамиду памятника ушедшей эпохе.
Я видел на совещании… Как бы это поточнее сформулировать-то…
Один из участников совещания спросил: а чего мы хотим добиться проведением в апреле 2017 года общероссийского сбора выпускников военно-политических училищ?.. Вот ключевой вопрос, на который не прозвучало чёткого ответа, но который, ответ, представляется мне не шибко-то лицеприятным.
Сейчас у нас в ветеранском движении России образовалась группа больших начальников, которые снимают пенки с ностальгии о славном былом прошлом страны. Они всюду бывают, ездят в Германию и в Китай, сидят в президиумах, получают награды… И возводят пирамиду памяти о былом. Именно пирамиду – монументальное и совершенно мёртвое сооружение, которым нужно восхищаться издалека, и не возникает желания изучать отдельные фрагменты его. Сколько бы астрологи и уфологи ни разъясняли нам ориентирование и соотношение расположения этих сооружений, а всё равно они остаются только пирамидами – монументальными и бесполезными. Они интересны только историкам, и никакой иной практической пользы не имеют.
Наша книга будет такой же – и приходится заранее признать этот факт.
…Мне очень хочется поговорить об этом моём видении будущей книги о политических училищах. Но опять же, зачем на это тратить время и мозги? Дело-то само по себе хорошее?.. Несомненно! Выступали на совещании все правильно?.. Более или менее да. Так чего ж ворошить всё это?..
И в самом деле, зачем?..
Да, мне не понравились некоторые выступления. Не сутью своей – многословием, пустопорожностью, демагогией, велеречивостью. Да, мне не понравилось, что некоторые мои коллеги старались не столько высказать что-то полезное, сколько заявить о себе.
Но если взглянуть с другой стороны. Дело хорошее? Несомненно. Ну так и пусть будут издержки организационные! Ну что ж, пусть будут!..
…А ещё на минувшей неделе проходило заседание Приёмной комиссии Московской городской организации Союза писателей России. Я о ней рассказывал.
В частности, в ряды СП принят Юрий Ржевцев, которому я помогал готовить вступительные документы и которого представлял заседанию. Мои самые искренние поздравления Юрию – он достоин этого!
И встреча с делегацией китайских писателей состоялась.
В ходе встречи было подписано соглашение о сотрудничестве между МСПС и творческим объединением писателей КНР.
Кроме того, встретился и пообщался я с Володей Шигиным, активистом Военно-художественной студии писателей, с которыми также обсудили вопросы реализации творческогопотенциала в современных условиях.
И вообще на минувшей неделе было ещё несколько событий, по которым пришлось готовить информации и размещать их на сайте МСПС.
Повторюсь: каждое из названных (и не названных) дел просто необходимо осветить в СМИ. Вопрос: где взять время?
Когда я работал в СМИ, подготовка материалов по каждому мероприятию входило в мои прямые обязанности. Более того, мне за это платили!.. Теперь мною движет просто остатки журнализма в собственном представлении о том, что есть правильно.
Наверное, пора и закругляться. Надеюсь, что хотел уже высказал…
К записи "Совершенно сумасшедшая неделя! Нужно ли стремиться описать необъятное?.. Размышления о соотношении личного и общественного в творчестве" пока нет комментариев